Общество

Дноуглубление: большие деньги и дельные советы

Где и как ведутся дноуглубительные работы на реке Урал, обсуждали члены Атырауского областного общественного совета. В его работе приняли также участие ответственные лица госорганов, имеющие отношение к дноуглублению рек региона.

Процесс продолжается

Как рассказал присутствующим руководитель областного управления строительства Нурберген КУСАИНОВ, в настоящее время ведутся работы по воспроизводству воды, улучшению гидрогеологического режима реки Урал, которые способствуют повышению водообеспеченности населенных пунктов, субъектов сельского хозяйства, а также стабилизации водного режима, улучшению среды обитания ихтиофауны и улучшению экосистемы водных объектов. Кроме того, это преследует цель — увеличение количества рыбы, обеспечение свободного её передвижения на реке Урал, сохранение рыбных запасов, а также создание благоприятных условий для выживания рыбы. Строительство по данному проекта состоит из двух этапов.

 – На первом этапе — 2017-2020 гг. — в районе села Еркинкала на реке Урал, точнее, на Яицком (судоходном) канале протяженностью 23,5 км было проведено дноуглубление и выполнено строительство нового канала длиной 17 км. Общая стоимость проекта – 2,1 млрд тенге. Строительные работы стартовали в декабре 2017 года и завершились тоже в декабре 2020 г. Подрядная организация, выполнившая работы, – ТОО «Павлодарский речной порт». По второму этапу проекта в 2022-2024 гг. будут осуществлены дноуглубительные работы реки Урал общей протяженностью 51,5 км по каналам Зарослый (протяженностью 26,028 км), Приморский (протяженностью 19,028 км) км, третий проток (длиной 3,46 км) и шестой проток (длиной 3,675 км). Общая стоимость работ по второму этапу составляет 6,5 млрд тенге. Подрядчик тот же – Павлодарский речной порт, – рассказал Н. Кусаинов.

Все силы — на Зарослый

Дноуглубительные работы, согласно утвержденным материалам госэкспертизы, выполняются начиная с августа по декабрь. Что касается основных параметров работ на вышеуказанных каналах, то они представлены следующим образом: 1) проток Зарослый — длина 26 км, ширина 3-4 м, глубина — 1,5 м; 2) канал Приморский — длина 19 км, ширина – 3-4 м, глубина – 2-2,5 м; 3) третий проток по левому берегу р. Урал – длина 3 км, ширина – 4-4,5 м и глубина – 1 м. 4) шестой проток по левому берегу р. Урал – длина 3,5 км, ширина – 9,1 м, глубина – 2-2,5 м.

– На сегодня из запланированных по проекту 26 км канала Зарослый дноуглубительные работы проведены на 20 км. В этих работах подрядчик задействовал один земснаряд, шесть экскаваторов, один бульдозер и один погрузчик. Из-за того, что в канале встал лед, дноуглубление земснарядом приостановлено, а экскаваторами перекапываются берега канала. Работы в настоящее время ведутся в районе впадения канала в море. Учитывая, что канал Зарослый является самым масштабным и сложным объектом из четырех рассмотренных проектов, подрядная организация сосредоточила свои технические и человеческие ресурсы в первую очередь на работах по дноуглублению этого канала. Работы на канале Зарослый идут в соответствии с планом производственных мероприятий. Планируется, что в феврале 2023 года они подойдут к финалу, – отметил руководитель областного управления строительства.

В представленных видеофильме и фото было видно, что на тех участках канала, где провели дноуглубление, улучшилась водность. После завершения работ на Зарослом начнутся работы на вышеназванном третьем и шестом протоках р. Урал. А на канале Приморский они начнутся после завершения нереста на реке примерно в начале августа и завершатся до конца 2023 года. Проектом предусмотрено строительство 26 искусственных водоемов (карт намыва), сохраняющих илистую почву, собранную со дна водоема.

Под око комиссии

В ходе строительства возникли проблемы с расположением этих прудов, но благодаря тому, что местные крестьянские хозяйства дали свое согласие, пруды были построены в тех зонах, которые не мешают земельным участкам фермеров. Во время начала этого проекта, пояснил Кусаинов, была создана рабочая группа, состоящая из соответствующих государственных органов, крестьянских хозяйств и общественных активистов, с целью постоянного надзора за ходом работ по модернизации водности каналов. Так, 27 октября т.г. члены этой рабочей группы посетили объект и понаблюдали за ходом работ. Кроме того, заказчик поручил техническим и авторским надзорам держать под пристальным контролем качественное, соответствующее проекту проведение работ подрядной организацией. Управлением строительства в свою очередь принимаются меры в целях недопущения качества строительных работ, а также нарушения экологического законодательства в соответствии с утвержденным графиком.

К слову, в ноябре текущего года на пикете проекта 159-160 было установлено, что при дноуглубительных работах подрядчиком было допущено отведение мутной воды из ила на обочину прибрежной дороги, которая должна была заливаться в пруды. Специалисты управления немедленно приостановили работы, а подрядчику и технадзору выдали предупреждение.

 Дноуглубление р. Урал и его протоков, рукавов, ериков и каналов осуществлялось на регулярной и капитальной основе в 80-90-е годы прошлого столетия. И с тех пор эти работы, можно сказать, не проводились, а если и проводились, то эпизодически и местами.

А море отступает и отступает

В настоящее время руководство области добивается возможности выделения дополнительных средств из правительственного резерва через Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК и Минэкологии РК для продолжения дноуглубительных работ. В этой связи их планируется начать после нерестового периода рыбы, в случае выделения средств они должны быть включены в финансовый план на 2023 год. По этой причине начало работ по углублению устья реки Урал при ее впадении в Каспийское море намечено на 2023 год. Этот вопрос очень актуален, так как из-за этого не могут полноценно выйти в море на вылов рыбы в период путины рыболовецкие хозяйства пригородных сел, определенные трудности это создает для судов пограничной службы и других ведомств, чья работа связана с морем. В одном из видео в соц­сети местные блоггеры и общественники продемонстрировали с гидрометрической штангой – прибором для измерения глубины водоема, насколько стало мелко у горловины реки, где она соединяется с морем, всего-навсего глубиной 50-60 см. К тому же море постоянно отступает дальше. Это отступление попросили учесть общественники при проведении дноуглубления в дальнейшем у устья реки. А значит, начинать работы по дноуглублению со стороны моря. Член общественного совета Виктор Сутягин высказался в том ключе, что чистка каналов — одно, а основной артерии, русла р. Урал или собственно Урало-Каспийского канала — это другое. Ему пояснили, что последний находится в введении «Казводхоза», а протоки — в компетенции местных акиматов. В. Сутягин призвал заняться чисткой и основного водного пути – Урало-Каспийского канала, так как чистка каналов и протоков — это лишь полумера, и она не даст большого эффекта.

ММС нужно возродить

Также руководитель управления строительства ответил на вопрос: «Почему все работы по дноуглублению выполняет одна та же компания на громадные бюджетные средства в лице ТОО «Павлодарский речной порт»? Как выяснилось, на конкурс по госзакупкам по дноуглублению водоемов области подают и другие компании, такие как, например, BI Group. Но так как у павлодарцев имеется уже наработанный опыт в Атырауской области, специальная землеройная техника, дислоцированная в регионе, знакомство с местным ландшафтом, то она, как правило, оказывается в более выгодном положении по сравнению с конкурентами. В целом таких предприятий по республике очень мало. Но техника по морским работам у павлодарцев — арендованная у россиян, покупка же ее обойдется еще дороже. Члены общественного совета, да и, в принципе, местные исполнительные органы склоняются к позиции, что у Атырауской области должна быть своя специализированная организация по проведению дноуглубления на водоемах. Так как это не разовая акция, а систематическая и планово-регулярная работа по содержанию и эксплуатации рыбоходных и судоходных каналов и водоемов. В советское время у нас в регионе функционировало довольно крупное предприятие ММС (машинно-мелиоративная станция), позже АО «Арна», у которого были в наличии земснаряды, речные и сухопутные экскаваторы, бульдозеры, насосные станции, производственно-ремонтная база. Из-за отсутствия финансирования работ по дноуглублению и мелиорации предприятие обанкротилось, развалилось и частично, чего греха таить, разворовано. Вот такое предприятие нужно вновь возродить, приобретя для него нужную технику и набрав туда на работу специалистов-водников и мелиораторов.

После обсуждения деталей проектов по дноуглубительным работам член областного общественного совета Шынар Изтелеуова от имени всех общественников озвучила ряд предложений по разработке проектов и выполнению работ по дноуглублению. Акцент в ее выступлении был сделан на экологический аспект. В частности, при разработке проектов по дноуглублению внедрить их всесторонний и глубокий анализ, то есть не производственный подход, а научно обоснованный. Проект должен отвечать на вопросы: для чего делается дноуглубление, какого эффекта и каких результатов ожидать от этих работ, как скоро канал может вновь заилиться? К результатам можно, к примеру, отнести либо увеличение глубины рек и каналов для перевозки грузов, либо увеличение рыбных запасов и насколько примерно.

Далее прозвучала рекомендация — проведение и усиление постоянного общественного мониторинга за дноуглубительными работами, так как на это выделяются большие средства из республиканского и местного бюджетов во избежание коррупционных рисков. Затем было рекомендовано изучить опыт ТШО и НКОК при рытье и прокладке каналов, особенно изучить современные мировые технологии в этом деле.

Тимур КАЗИЕВ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button