ДЛЯ ТЕПЛА И УЮТА
Сейчас уже невозможно представить нашу современную урбанистическую жизнь без такой важной детали, как ковер. И уже далеко не в бытовом плане он присутствует везде, с чем в разной степени, так или иначе, соприкасается человек.
Ковроделие, как один из видов декоративно-прикладного искусства, есть в культуре практически каждого народа. Есть он и у казахов, а изделие называется кiлем. Наиболее широко и детально он представлен в научном каталоге «Казахские ковры и ковровые изделия», изданном недавно при финансовой поддержке ТОО «Тенгизшевройл». Продолжилась разработанная этой нефтяной компанией много лет назад цепочка добрых традиций активной поддержки и пропаганды казахской народной культуры.
— Широко известно, что компания «Тенгизшевройл» следует принципам социальной ответственности бизнеса на протяжении всего периода своей деятельности, финансируя и реализуя в Атырауской области социальные проекты, направленные на улучшение уровня жизни жителей региона, — сказал во время презентации книги заместитель генерального директора ТОО «Тенгизшевройл» Ануарбек Джакиев. — ТШО стремится оказывать посильную помощь в развитии и широком освещении уникальной культуры и традиций казахского народа. Научный каталог «Казахские ковры и ковровые изделия» стал еще одним направлением популяризации самобытной культуры нашего народа.
Казалось бы, где казахские ковры, а где нефтяная компания и что может быть общего между ними? Но именно подобные детали и являются связующим звеном в обществе. Ковровые изделия казахов, в целом ковроткачество представляют собой целый пласт в богатейшей культуре нашего народа и имеют множество направлений. Они вносили и вносят в жизнь не только красоту, декор и колорит, оправдывая главное свое предназначение — тепло. По ним можно определить уровень жизни наших соотечественников. Ведь настоящий ковер всегда имел своего автора с ценными сведениями о времени, месте, материале и технике исполнения и хранился не одну сотню лет.
Ковер как признак достатка и благополучия
Ковер является непосредственным результатом жизнедеятельности кочевников. Трудно представить традиционную казахскую обстановку без этих тканых изделий. Визитную карточку казахского народа — юрту — главной деталью которой является шанырак, невозможно собрать без ковровых и войлочных изделий.
Как указано в научном каталоге, казахский ковер по технике изготовления делится на ворсовый и безворсовый. В традиционной кочевой среде первый называют калы клем, а второй — такыр клем. В Атырауской области, как и во всем Западном Казахстане, ткали ворсовый клем. Это качественное и больших размеров шерстяное изделие, примерно четыре на пять метров, стоит 4-5 хороших лошадей. Недаром высококачественно выполненный ковер входил в состав пяти наиболее ценных предметов, именуемых казахами «бес жаксы». Это черный нар, скакун, ковер, шуба и ружье. Ковры являются наиболее ценным приданым невесты, роскошным подарком, означавшим признак уважения и почести. По своей цене ковры приравнивались к золотым и серебряным изделиям. В казахском обществе ворсовый ковер служил как средство возмещения айыпа — то есть материального, физического и морального ущерба, нанесенного виновным лицом пострадавшему.
В традиционной казахской среде существовала многовековая традиция ковроткачества и делилась она по регионам. До сих пор существуют мангистауские ковры или шымкенсткие клемы. Каждый имеет свой неповторимый узор и цвет. Известно, что шерсть овец и верблюдов, которые являются основой тканого изделия, казахи красили травами, которые росли в определенной местности. Отсюда и разное решение цветовых гамм, композиция и семантика ковровых изделий. В некоторых регионах ковры делились и по родоплеменному принципу. В том же Мангистау наиболее популярным был адайклем.
Из всех разновидностей ковровых изделий ворсовый клем является наиболее сложным в исполнении и, как следствие, дорогим. Ворсовые ковры у казахов были настенные и постилочные. И практически все они имели орнамент, свойственный определенному региону. В Казахстане наиболее ценным из ворсовых ковров является изготовленный предположительно в XV веке клем длиной 10 и шириной 3 метра, найденный в мемориальном комплексе Ходжа Ахмеда Яссауи. Какие только не встречаются узоры на коврах. Вот уж где может разгуляться фантазия рукодельниц. Табак (имеется в виду большая посуда) — наиболее часто встречающаяся композиция в старинных коврах. Круг в форме огромной посудины симметрично располагался в центре изделия и знаменовал собой покой, благополучие и достаток. Табак — это большая чаша, если хотите, тайказан, который был способен накормить всех голодных. У казахов есть мифическое понятие «Золотой век», когда было такое спокойное и благополучное время, что даже жаворонок имел возможность откладывать яйца на спине овец. Если клем был предназначен для стены (тусклем), в качестве покрывала (тосекжапкыш) или занавеси (шымылдык), то орнамент на материале использовался надежный и оригинальный — замша, кожа, сукно. Чаще всего в казахской культуре встречаются узоры с сетчатым орнаментом или в форме медальона. В южных областях республики мастерицы смело добавляют орнаменты в форме цветов. Очень ценными являются настенные ковры, которые богато украшали. Наиболее старинным настенным ковром является изделие, выполненное в далеком 1890 году. По всему полю он украшен великолепным тисненым узором и серебряными бляшками. В декоре ковра многочисленные и не встречающиеся в Казахстане материалы — кораллы, стеклянные бусы, перламутровые пуговицы, штампованные бляшки. Кайма ковра украшена мехом выдры. На изготовление такого ковра требовалось не только время и деньги, но и терпение, кропотливость и аккуратность.
Безворсовые изделия
Безворсовые ковры не имели такую ценность, но были более удобны и практичны в хозяйстве. Если ворсовые ковры расценивались как богатство, то безворсовые широко применялись в быту, были более легкими, идентичными с лицевой и изнаночной стороны. Орнаментами безворсовых клемов служили широкие полосы, ромбы, симметричные ряды многоугольников. Вплетение подобных деталей в орнаменты является отличительной чертой мастериц-казашек. Ведь известно, что ковровые изделия встречаются практически у всех народов Востока. Если ворсовыми коврами застилали большие комнаты, так называемые гостиные, если комментировать в современной интерпретации, то безворсовые предназначались для порога у двери, у очага, в коридорах (или как еще называли сенек), для отдыха на свежем воздухе.
Самый популярный вид безворсового ковра — алаша. Он до сих пор широко применяется во всех регионах Казахстана. Алаша сшивается из нескольких полос и по размерам соответствует общепринятым ковровым изделиям. Алаша ткут из разноцветных нитей, образующих белые, желтые, зеленые и другие чередующиеся полосы. Нити для изготовления алаша прядутся из шерсти весенней стрижки и поэтому они получаются коротковорсовыми. Алаша применяется для постилки в теплое время года.
Футляр для посуды и многое другое
Наряду с коврами в казахском ковроткачестве были широко распространены мелкие ковровые изделия хозяйственного значения. Это коржыны, керме, дорба, попоны конские и верблюжьи и многое другое. Они имели неоценимое значение в жизни казахов при их кочевом образе жизни. Для домашних вещей и утвари требовались легкие и удобные при переездах предметы. Наши мудрые предки изготавливали суконные и тканые футляры даже для посуды. Снаружи они украшались кисточками или бахромой, а изнутри бережно обшивались кожей. Как правило, футляры для посуды были цилиндрической формы. Размер изделий для хранения посуды, вещей и домашних предметов каждая хозяйка определяла сама, исходя из собственных потребностей.
Отдельно стоит рассказать о коржынах, вновь приобретших популярность в последнее время. Большие переплетные сумы состояли из двух карманов и перекидывались через плечо. Коржыны больших размеров применялись при перевозке на животных, а маленькие казах носил сам, складывая в них в основном продукты питания. Сумы украшались кисточками и бахромой, карманы застегивались петельками.
Одеяло для коня
Всем известно о неоценимой роли верблюдов и лошадей в жизни степняков. Поэтому к ним наши предки питали и до сих пор питают благосклонность и уважение. Породистых скакунов берегли от перепадов температуры после скачек, укрывая тканой попоной на войлочной основе. Украшением конской гривы, шерсти верблюдов служили бахрома и кисточки. Причем каждый казахский род в этих украшениях использовал свой цвет и орнамент, благодаря чему с легкостью можно было определить, кому принадлежит животное.
Виды орнаментов
Фантазия у казахов была очень богатой. И все, как правило, бралось из жизни. Плетя из цветной тонкой шерсти ленту для юрты, они называли ее исходя из фактов. Одним из характерных узоров безворсового ковра является алабас (пестрая голова). Он представляет собой цветной многоступенчатый узор, располагающийся попарно. А тканое изделие алакурт так и называется, пестрая гусеница. Это тонкое и длинное изделие широко применялось для сборки и украшения юрты. Еще один красивый и распространенный узор называется аттабан (отпечаток конского копыта). Действительно, вглядываясь в него, можно распознать специфические детали подковы. Узор ботамойны (шея верблюжонка) часто встречается как основной в центральной части ковра и напоминает лежащего верблюжонка с вытянутой шеей. Балыккоз (рыбий глаз), гул (цветок), жебе (стрела), жулдыз (звезда), ирек (зигзаг), иттабан (след собаки), кабырга (ребра), казмойын (гусиная шея) — названия орнаментов на коврах были самыми разными. Степные просторы, джайляу придавали казахам буйство фантазии.
В научном каталоге «Казахские ковры и ковровые изделия» представлены наиболее ценные и редкие штучные экземпляры. Работникам Центрального государственного музея Республики Казахстан пришлось побывать в этнографических экспедициях не только по всему Казахстану. Они посетили казахские диаспоры в Китае, Монголии,Туркменистане и других государствах.
— Мы очень благодарны и признательны компании «Тенгизшевройл» за материальную поддержку в издании каталога, где детально представлены наиболее ценные и уникальные тканые изделия казахского народа, — говорит директор Центрального государственного музея Республики Казахстан Нурсан Алимбай. — На средства, выделенные ТШО, удалось обновить глоссарий, характеризующий виды ковров и ковровых изделий, более детально установить технику исполнения, композицию, иконографию, составить именной, предметный, временной и географический указатель. Появилась хорошая возможность более детально познакомиться с одним из ярчайших и важнейших направлений традиционной культуры казахов.
Марина КУАНЫШЕВА,
фото
из открытого источника