В Казахстане внедрен мониторинг иностранного финансирования, разработанный для повышения прозрачности использования средств, полученных из зарубежных источников. Это одно из важных требований Страсбургской конвенции по обмену информацией между органами государственных доходов. О мониторинге иностранного финансирования поясняет руководитель отдела №1 управления камерального контроля департамента государственных доходов по Атырауской области Асель Тулепова.
— Асель Нурлановна, в течение какого времени должны предоставляться сведения об иностранных средствах?
— Физические и юридические лица в течение 10 рабочих дней после заключения сделки будут обязаны предоставлять уведомления. Они обязаны заполнять данные о подлежащих получению денег и имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства по форме, утвержденной приказом министра финансов РК от 19 октября 2016 года и вступившей в действие с 26 ноября 2016 года. Кроме того, не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в органы государственных доходов надо предоставлять сведения уже о получении и расходовании этих денег и (или) иного имущества.
— Является ли обязательным уведомление налоговых органов?
— Да, неисполнение такой обязанности влечет установленную законом ответственность.
— В какие сроки должны направляться сведения об иностранных деньгах?
— Сведения о получении и расходовании иностранных денег направляются в налоговые органы один раз в квартал. В случае, если деньги израсходованы в течение одного квартала, сведения за второй квартал не предоставляются.
— Все ли граждане и юридические лица обязаны уведомлять налоговые органы о получении средств от иностранцев?
— Законом установлены конкретные критерии. Так, уведомления в налоговые органы предоставляют лица, заключившие сделки о получении денег и (иного) имущества от иностранных источников и направленные на оказание юридической помощи, в том числе правовое информирование, защиту и представительство интересов граждан и организаций, а также их консультирование; изучение и проведение опросов общественного мнения, социологических опросов (за исключением опросов общественного мнения и социологических опросов, в коммерческих целях), а также распространение и размещение их результатов; сбор, анализ и распространение информации, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется в коммерческих целях.
— Какие требуются сведения и формат уведомления ?
— Формы просты и понятны. Представить сведения возможно в порядке, предусмотренном для налоговой отчетности, т.е. явочно или же по электронным каналам связи, используя электронную цифровую подпись.
— Есть ли ограничения на суммы иностранных денег или имущество?
— Закон не имеет ограничивающей функции. Суммы денег, подлежащих к получению, не ограничиваются. Закон лишь устанавливает требования о предварительном уведомлении о получении средств и последующем информировании о расходовании денег.
— Обязан ли адвокат отчитываться перед налоговым органом?
— В случае, если иностранное финансирование связано с предпринимательской деятельностью адвоката, то по таким операциям сведения не предоставляются.
— Кому разрешено не предоставлять сведения в налоговые органы о полученных иностранных средствах?
— Исключения предусмотрены для конкретно определенных лиц. Например, для адвокатов, нотариусов, дипломатических представительств, организаций дошкольного и среднего образования.
— Какой порядок устанавливается для распространения информации за счет иностранных средств?
— Информация и материалы, публикуемые, распространяемые за счет иностранных средств, должны содержать сведения о лицах, сделавших заказ, указание об изготовлении, распространении и (или) размещении информации и материалов за счет средств иностранных государств, иностранцев и лиц без гражданства.
— Может ли налоговый орган отказать и не выдать разрешение на получение иностранных средств?
— Таких полномочий у налоговых органов нет. Более того, такое разрешение не требуется, достаточно лишь уведомить за 10 дней после заключения сделки о получении денег и (или) иного имущества.
— Информация несет дополнительную налоговую нагрузку?
— Предоставляемая информация не включается в налоговую отчетность и не будет нести дополнительную нагрузку. Реализуемые меры носят уведомительный характер и не ограничивают права налогоплательщиков, нацелены на создание прозрачной процедуры получения, расходования средств, а также исполнение международных обязательств.
— Где и какая информация о получателях таких денег будет публиковаться?
— Информация о лицах — получателях денег и (или) имущества из иностранных источников, о лицах, их предоставивших, сумме полученных средств и другие сведения будут размещаться на интернет-портале комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. То есть информацию об объемах и источниках иностранного финансирования, а также о том, кто и какую информацию распространяет, теперь сможет узнать каждый желающий.
Информация и материалы, публикуемые, распространяемые и (или) размещаемые вышеуказанными лицами за счет средств, полученных из иностранных источников, должны содержать сведения о лицах, сделавших заказ (указание) об изготовлении, распространении и (или) размещении информации и материалов. Эти изменения не касаются тех, кто занимается подобной деятельностью в коммерческих целях и получает внешнеторговую выручку от предпринимательской деятельности, с предоставлением налоговой отчетности.
— За игнорирование правил что-то предусмотрено?
— Да. Непредоставление или несвоевременное предоставление уведомлений либо сведений об их получении и расходовании денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства в сроки и случаях, предусмотренных налоговым законодательством, влечет административную ответственность.
Cветлана Новак