Последние несколько лет в Казахстане внедряется дуальная система образования, когда студент, наряду с теоретическими знаниями, получает возможность отработки практических навыков на действующем предприятии. При этом практика засчитывается в общий трудовой стаж. Рентабельность инновационной методики высока, но как выяснилось, на пути ее внедрения все еще остается немало проблем.
Основным тормозом на пути дуальной системы образования стало отсутствие нормативно-правового обеспечения. У многих предприятий просто нет средств, чтобы вложиться в образование. Эксперты уверены, на законодательном уровне нужны налоговые преференции бизнесу за участие в подготовке кадров. Это позволит готовить именно тех специалистов, в которых рынок нуждается сегодня или они потребуются завтра.
— Необходима определенная правовая инфраструктура, которая регулировала бы процессы дуального обучения. Во-вторых, нет национальной модели дуального обучения. И очень важно возродить когда-то хорошо зарекомендовавший себя институт наставничества. Честно говоря, наши предприятия-партнеры наставников без особо энтузиазма определяют, потому что у них нет никакой заинтересованности тратить время на обучение секретам профессионального мастерства молодых, — говорит проректор Атырауского университета нефти и газа Айгуль Майдырова.
В итоге учебные заведения самостоятельно пытаются наладить контакты с предприятиями. У кого как получится. Атырауский университет нефти и газа практику дуального образования в регионе начал внедрять одним из первых. Наладили контакты с нефтяниками и заводами, оснащенными современным оборудованием. Чтобы студенты осваивали электронику, а не столкнулись, образно говоря, с лопатой и кувалдой. За два года количество специальностей, по которым идет дуальное обучение, выросло до пяти. В этом году включаются еще две дисциплины.
Один из студентов университета Серикболсын Бекеш, можно сказать, уже на «ты» с современным токарным станком с программным обеспечением. Парню по силам задать параметры сложной детали и выточить ее. Возможность освоить станок Серикболсыну предоставила система дуального обучения, благодаря которой он попал на одно из самых современных производств региона — завод «Жигермунайсервис».
— На производстве я уже третий месяц. А вообще, учебное время теперь делится пополам между теорией и практикой. Это очень действенно, когда можешь на деле опробовать свои знания. Плюс ко всему мне уже начисляется стаж работы, а это очень важно при устройстве на работу, — рассказывает Серикболсын Бекеш.
Мировой же опыт совсем иной. В Германии, например, выпускник школы, желающий получить техническое образование, начинает не с выбора вуза, а с поиска предприятия, которое возьмет его на практику, а затем, если себя проявишь, и на работу. У нас же учебные заведения самостоятельно определяют перспективы трудоустройства выпускников, радуясь, что предприятия идут навстречу, решая, таким образом, и свой кадровый вопрос. По данным Федерального министерства образования этой страны, 60% выпускников школ в Германии после окончания школы продолжают образование по системе Duales Studium. Все профессии, которым можно обучиться по программе дуального образования, оговорены в немецком законодательстве. На 2016 год таких профессий в Германии было триста пятьдесят. Среди них — и продавец, и электрик, и повар, и IT-специалист, и механик обогревательных и кондиционирующих систем (очень востребованная специальность). Программа обучения для каждой профессии строго регулируется государством. Программа обучения Duales Studium обычно длится два или три года. 3-4 дня в неделю ученик работает в компании, с которой он подписал контракт, еще 8-12 часов в неделю — учится в профессиональном учебном заведении. В конце обучения нужно сдать государственный экзамен, который в случае провала можно пересдавать еще два раза.
Все это было бы не лишним для наших атырауских ребят, многие из которых приезжают на учебу из сельской местности. В Германии стипендия платится за то время, в которое практикант посещает учебное заведение и сдает экзамены. С каждым годом обучения размер стипендии растет соответственно приобретенному опыту (это требуется по закону). Средний размер стипендии — 700-800 евро в месяц, нередко компании платят больше. Кроме того, многие работодатели покрывают дополнительные расходы — например, на проездной билет или покупку учебников, частично покрывают расходы на аренду жилья, предоставляют рабочий ноутбук. Ученика-практиканта не могут заставить делать кофе и бегать на почту. Работодатель может давать практиканту только задания, напрямую связанные с изучаемой им профессией. Вот так куют для своей страны кадры немцы, умеющие считать деньги. Они вкладываются в будущее, зная, что такие вложения окупаются сторицей. В принципе, знают об этом и наши предприятия.
— Основные плюсы дуального обучения для нас — это то, что мы готовим будущих специалистов, развиваем их качества, направляем. Если у них есть недостатки, подтягиваем. Если сильные качества, развиваем их. И после получения диплома о высшем образовании мы можем взять их на работу сразу, без всяких дополнительных тестирований, анкетирования и тому подобного, — говорит заместитель директора машиностроительного завода «Жигермунайсервис» Тлеккабыл Елеу.
Между тем в Атырауской области около 20 учебных заведений, работающих по новой системе. Увеличивается как количество дисциплин, так и предприятий-партнеров. Но медленно. Со скрипом. Введение же системы мотиваций для предприятий, создание института наставничества, непременно на платной основе, в разы бы повысило эффективность системы профессиональной ориентации.
Виктор СУТЯГИН