БЛАГОСЛОВЕНИЕ КОРКЫТ АТА

Благословение Коркыт ата Общество

Молчаливые бескрайние степи хранят в себе множество тайн и загадок. Поэтому о прошлом наших предков, их любви к музыке, трепетном отношении к наследию мы можем судить лишь по дошедшим до нас легендам и преданиям, которые мы бережно передаем из уст в уста, из поколения в поколение. Одно из них — чудесный миф о великом шамане, легендарном отце музыки Коркыт ата, создавшем изумительный казахский инструмент — кобыз.

ПОЕТ КОБЫЗ О ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

Легенды гласят, что Коркыт с детства хорошо играл на всех музыкальных инструментах того времени. Когда ему исполнилось 20 лет, к нему во сне явился человек в белой одежде и сказал, что век его недолог, всего 40 лет. Тогда он решил найти источник бессмертия и на берегу родной Сырдарьи Коркыт смастерил первый кобыз, принеся в жертву Желмая, свою верблюдицу, из кожи которой и получился кобыз. Расстелил он на водах Сырдарьи шкуру верблюдицы и, сидя на ней, день и ночь играл на кобызе «песню вечной жизни». Игра Коркыта привлекла внимание всех земных существ – людей, птиц, зверей. Все они сидели на берегу и слушали красивые звуки кобыза. Пришла и смерть, чтобы забрать душу Коркыта, но он продолжал играть. И пока звучал кобыз Коркыта, смерть была бессильна. По преданию, Коркыт прожил таким образом почти 300 лет, пока изнуренного музыканта, когда он на миг засыпает, в образе змеи смерть все же настигает его. Но имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей. Казахи, отдавая должное Коркыту, как родоначальнику игры на кобызе и первому исполнителю кюев, называют его Кюй атасы – отец кюев. Отныне инструмент был с народом в дни важных событий: встречал он вместе с казахами и праздник обновления природы – Наурыз. Пока на долю кобыза и Наурыза не выпала тяжелая судьба — на заре ХХ века, как «пережиток темного прошлого», пытались их предать забвению: для кобыза перестали сочинять новые кюи, закрылись двери на встречу Наурыза.

«ЗОЛОТОЙ ВЕК» ВОЗРОЖДЕНИЯ

Почти исчезнув, кобыз вновь воссоздался, когда «воскреснул» в современности дух кочевой культуры. Но, к величайшему сожалению, большая часть наследия, численность которого никто сейчас не знает, безвозвратно утеряна. Как рассказывает преподаватель казахской музыкальной литературы, класса главного кобыза детской музыкальной школы имени М.Койшибаева Зауре Кумашева, в казахском народе кобыз всегда считался и считается киели – священным. Издревле игре на кобызе приписывалось чудесное свойство исцеления от недугов, избавления от страданий и смертельных болезней. По ее словам, изначально кобыз считался инструментом исключительно шаманов, которые использовали его в различных ритуалах, для общения с духами предков — аруахами. Густота звучания инструмента настолько широка, что кобыз мог изобразить и вой волков, и крики лебедей, и топот коня, и даже звуки пущенной стрелы… Простой народ боялся даже прикасаться к этому инструменту, так как считали, что инструмент этот в руках шаманов обретает волшебную способность и силу исцелять от болезней, изгонять злых духов, изменять судьбу человека.
— Этот инструмент делится на виды, — говорит Зауре Кумашева. — Кылкобыз, широко известный и в настоящее время в народе, — небольшой по размерам инструмент, на котором исполняются кюи. Наркобыз же – инструмент с большим чашеобразным основанием, на дно которого встраивались зеркальные пластины, на головку же инструмента подвешивались различные металлические подвески, звук наркобыза низкий, гудящий. На этом инструменте, если верить сведениям, играли, в основном, баксы. «Золотым веком» расцвета кобызовой инструментальной музыки нужно считать XIX век. В это время жили и творили такие известные кюйши, как Ханкожа, Ерден, Дукен.
Музыкальный литератор отмечает, что все же самым крупным, великим кюйши, наследие которого в более или менее полном виде дошло до нас, стал Ыхлас. Именно он направил развитие традиции в новое русло и оставил нам бессмертные творения.
— Род Ыхласа Дукенулы называют семипоколенным родом кобызистов, — рассказывает она. — Глубоко усвоив наследие — мелодии Коркыта, сарыны баксы, Ыхлас вдохнул в кобыз новую жизнь, по-настоящему развив в своем творчестве ветвь кобызовой инструментальной музыки. Учениками и последователями Ыхласа стали его родной сын Тусипбек, знаменитые кюйши Абикей и Сугур. Они стали наставниками видных кобызшы современности – Жаппаса Каламбаева и Даулета Мыктыбаева, которые в трудные времена переломной эпохи смогли передать наследие Ыхласа в руки следующего поколения музыкантов.

ХРАНИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ

Наверное, многие сегодня знают, что в Атырау проживает праправнучка Ыхласа Акнар Шарипбаева. Важная и интересная деталь их родства это то, что она, так же, как и ее знаменитый предок, кобызистка, лауреат республиканских конкурсов и международных фестивалей, солистка оркестра народных инструментов имени Дины Нурпеисовой. Она рассказывает, что и до Ыхласа еще в пяти поколениях в их роду были кобызисты. А его заслуга в том, что он сумел возвести искусство кобыза на классический уровень. Акнар поведала нам о том, как до нас дошел кобыз, как из поколения в поколение в семье Ыхласа передавалась любовь к этому инструменту. Сначала талант Ыхласа передался его сыну Тусипбеку. У него была дочь Шырын, Акнар является ее внучкой. По ее словам, кобыз Ыхласа сегодня хранится в музее города Тараз. И каждый раз, когда она посещает музей, берет в руки кобыз и будто насыщается энергетикой инструмента. Это ее очень воодушевляет. А сама молодая женщина сравнительно недавно и сама стала сочинять кюи и песни. Впервые испытать свои способности ей посчастливилось в 2011 году в Алматы на новогоднем вечере, организованном международным объединением казахского национального творчества «Бейбітшілік әлемі», где она познакомилась с поэтессой Бекемгуль Батырбеккызы. Когда та узнала о ее родстве с Ыхласом, предложила написать ей музыку к ее стихотворению «Бекет ата». Акнар признается, что для нее это было полной неожиданностью и что ей никогда раньше и в голову не приходило писать музыку. Но убедительные слова прекрасной поэтессы вдохновили, вселив уверенность в свой талант, и подтолкнули ее к творческому прорыву с новой стороны. С того момента Акнар Шарипбаевой была написана музыка к стихам замечательных поэтов, в числе которых великая поэтесса Фариза Онгарсынова, Кадыр Жусип. Удачной считает Акнар и песню «Достық» которая была написана на стихи Мухтара Шаханова. Ее песни звучат на сценах Актауской областной филармонии, Алматинского театра оперы и балета, Атырауской музыкальной академии имени Дины Нурпеисовой. Ее произведения исполняют солисты государственной хоровой капеллы им. Байкадамова, государственного театра оперы и балета «Астана Опера» и группы «Тарлан».
Отрадно, что кобыз сегодня занимает в сердцах поклонников казахской музыки особое место, а чарующая мелодия кобыза в исполнении казахстанских музыкантов становится понятной ценителям прекрасного и в других странах мира.

Динара КАНБЕТОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна