БЕЗ КОМПРОМИССОВ

Типичным проявлением коррупции является взяточничество. Большинство людей воспринимает его как обыденное явление повседневной жизни. Ученые-правоведы относят взяточничество к разряду наиболее острых и актуальных уголовно-правовых проблем. С каждым годом в Атырауской области выявляют десятки коррупционных преступлений. Наступление на этот «бич общества» в нашей стране продолжается — совершенствуется законодательство, и оно доводится до уровня международных стандартов. Но возможно ли искоренение мздоимства, если многие люди чаще всего рассматривают его с точки зрения неизбежного условия за беспрепятственное прохождение в инстанциях интересующего их вопроса и получение необходимого им конкретного решения от государственного органа? Многие публично осуждают это явление, но сами способствуют его сохранению, так как вынужденно или по собственной инициативе участвуют в коррупционных сделках. Что же делать? Меняться!

НЕ ОТХОДИТЬ ОТ БУКВЫ ЗАКОНА
Эксперт, кандидат юридических наук Булат ИСЕЕВ поясняет, что ни одна страна не может считать себя застрахованной от коррупции. В 1994 году Швейцария, которая гордилась неподкупностью своих государственных служащих, была потрясена грандиозным скандалом вокруг одного высокопоставленного чиновника. Многочисленные случаи коррупции в Италии, затронувшие самые высокие политические круги, привели к тому, что более 700 бизнесменов и политических деятелей предстали перед судом в результате начавшихся в 1992 году расследований в Милане. В современных условиях глобализации коррупционная деятельность, выйдя за границы национальных социально-экономических систем и государств, стала предметом глубокой озабоченности всего мирового сообщества. Взяточничество – собирательный термин, охватывающий по уголовному законодательству Республики Казахстан три самостоятельных состава должностных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления – получение взятки (статья 311 Уголовного кодекса), дача взятки (статья 312 УК), посредничество во взяточничестве (статья 313 УК). И, как отмечает эксперт, они находятся относительно друг друга в положении так называемого необходимого соучастия, при котором отсутствие факта дачи взятки означает и отсутствие ее получения. Взяточничество и другие проявления коррупции имеют организованный характер, заключающий в большинстве случаев открытые конфликты между их участниками, что способствует сокрытию их преступной деятельности. Более того, такие преступления трудно выявить в связи с тем, что, как правило, уголовной ответственности подлежат как коррумпированные лица, так и те, кто берет последних на содержание и ставит в зависимость.
— Исходя из интересов государства, всякое должностное лицо призвано действовать согласно букве и духу закона, — продолжает собеседник. — В реальности чиновник располагает возможностью как действовать в соответствии с законом, так и затягивать выполнение своих служебных функций. Кроме того, он может идти на прямое нарушение закона (должностных инструкций) в интересах того или иного человека. К сожалению, многие люди даже в случаях публичного осуждения ими этого явления, так или иначе сами способствуют его сохранению, поскольку вынужденно или по собственной инициативе принимают участие в коррупционных сделках.
Сегодня коррупция – это не просто проблема национальной или общественной безопасности. Взяточничество стало фактически массовым явлением. И оно может проявляться в разных областях социальной жизни.

КТО ПРОВОЦИРУЕТ НА ВЗЯТКУ?
Как отмечает эксперт, многим людям выгоднее дать взятку, чем придерживаться правил, не нарушать закон. Начальник управления администрирования косвенных налогов налогового департамента по Атырауской области Батырбек ЮСУПОВ рассказывает, что с начала нынешнего года лицензию на розничную реализацию алкогольной продукции стали выдавать налоговые департаменты. Несомненно, при этом нужно соблюдать ряд требований, а при несоблюдении или несоответствии хотя бы одного из них налоговики отказывают в выдаче лицензии. Но некоторые налогоплательщики, получив отказ, начинают подключать своих покровителей.
Небезынтересно узнать, что это за требования, которые не хочет выполнять предприниматель и вынуждает его искать возможности утрясти проблему с помощью взятки? Это соответствие объекта требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей (санитарные нормы и правила, ГОСТы, нормы и правила пожарной безопасности), соблюдение радиуса объекта не менее ста метров от детских учреждений и организаций образования. Так покровители буквально не дают покоя работникам, занятым выдачей лицензии. Потом «обиженные» налогоплательщики начинают распускать слухи о вымогательстве налоговиков при выдаче лицензии. С марта нынешнего года предприниматели, занимающиеся реализацией алкогольной продукции, должны сдавать в налоговые органы сопроводительные накладные на полученную алкогольную продукцию в течение 15 календарных дней. На практике многие налогоплательщики не соблюдают эти сроки или вообще не сдают накладные, а за это уже светит административная ответственность. Штраф 70 МРП – для малого и среднего предпринимательства и 100 МРП – для крупного бизнеса.
Рискует и налогоплательщик, предлагающий взятку, и налоговик, если вдруг соблазнится на взятку. Сопроводительные накладные на алкогольную продукцию сдаются в электронном виде и весь процесс — сдана ли сопроводительная накладная, сдана ли она в срок, составлен ли административный протокол за нарушение срока его представления — как видим, прозрачен, и он через информационную систему контролируется центральным аппаратом Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан, а также отслеживается налоговым департаментом области.

ПОКРОВИТЕЛЬ В ПОГОНАХ
Разумеется, правоохранительные органы ведут борьбу с коррупцией, проводят оперативно-розыскные мероприятия, задерживают коррупционеров с поличным. Вопросами борьбы с коррупцией занимаются финансовая полиция и КНБ – таково законодательное распределение функций. С коррупцией внутри ведомства МВД тоже обязано заниматься, и оно занимается. В Атырауской области работает управление внутренней безопасности ДВД, и оно, что называется, не пощадит полицейского, пойманного с поличным, он будет наказан.
А в деятельности органов финансовой полиции борьба с этим злом — один из главнейших приоритетов. В нынешнем году данным департаментом было выявлено 68 коррупционных преступлений, сумма ущерба по коррупционным уголовным делам потянула почти на 230 миллионов тенге. Осуждены 22 человека. Выявлено 12 фактов взяточничества, более половины — получение взяток (8 дел). И если сравнить с прошлогодними данными, то ничего позитивного — цифры, что называется, ноздря в ноздрю.
В этом году был осужден на три с половиной года лишения свободы начальник отделения военной полиций войсковой части № 5546 Асхат Турешов. Его взяли в тот самый момент, когда он получал взятку — 70 тысяч тенге — у своего подчиненного. Начальник не постеснялся взять деньги за содействие при непосредственном приеме того на службу и последующее покровительство.

НОВЫЕ МЕТОДЫ ПРОТИВ КОРРУПЦИОНЕРОВ
Так как же изжить коррупцию? Поиск методов борьбы с этим явлением всегда занимал умы многих специалистов в этой области. Взяточничество изучается в правовом аспекте, что позволяет находить и проверять на практике новые методы борьбы с этим злом. Глава государства прилагает большие усилия, чтобы сократить потенциал нарастающей эпидемии – всеобщей коррумпированности.
— Трудно точно оценить убытки от коррупции, — считает Булат Исеев. – Увы, пагубная и опасная для общества психология «дать на лапу» все больше и больше овладевает умами молодежи. Для борьбы с коррупцией необходимо изменение самого менталитета казахстанского народа. Необходима государственная воспитательная программа, рассчитанная на все возрастные группы. С коррупцией нужно и можно бороться, а для этого необходимы жесткие антикоррупционные законы, которые позволяют возбуждать уголовные дела при наличии публичного подозрения. Одним из направлений превентивной борьбы с коррупцией является создание законодательства, препятствующего совершению государственными служащими коррупционных сделок. Например, если госслужащий открыто демонстрирует уровень жизни, не соответствующий его доходам, то это должно являться достаточно веским основанием для заведения против него уголовного дела. Причем подозреваемый должен доказать, что источники его доходов являются легальными.

Светлана НОВАК

Вставка
«Важный аспект укрепления правопорядка — бескомпромиссная борьба с коррупцией. Следует наращивать антикоррупционное законодательство четкими нормами, устраняющими предпосылки этого зла».
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев
Весной 2011 года Нурсултан Назарбаев сообщил, что всего за два последних года к уголовной ответственности за коррупцию в стране привлечены более 40 руководителей республиканского уровня, более 250 должностных лиц областного, городского масштаба, в том числе акимы и их заместители. Он констатировал тогда, что «в настоящее время, по оценкам международных экспертов, антикоррупционное законодательство Казахстана признано одним из самых эффективных».