АЙСУЛУ БАДАНОВА: «Я ПРЕДСТАВЛЯЮ ДВЕ ИНИЦИАТИВЫ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Наша сегодняшняя гостья — отличница во всем. Сначала на отлично окончила школу, потом Актюбинский государственный педагогический институт. Обучалась на факультете иностранных языков по специальности «два иностранных языка».
Во время учебы в институте на третьем курсе участвовала в программе студенческого обмена Global Undegraduate Exchange Program Госдепартамента США, обучалась в университете штата Миссури-Канзас Сити. Во время учебы проходила практику в американской средней школе и была волонтером в Boys and Girls Club of Greater Kansas City. За успехи в учебе была внесена в Почетный список ректора университета (Dean’s List). В 2005 году прошла обучение по программе «Болашак». Сегодня она работает заместителем директора по внешним связям Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления г. Атырау. Знакомьтесь, Айсулу Баданова.
— Айсулу, как вы попали в программу «Болашак»? Что дала вам учеба по этой программе?
— Можно сказать, мне повезло. В 2005 году количество стипендий по программе «Болашак» было увеличено до трех тысяч. Поэтому возможности попасть в эту программу увеличились. Как и все стипендиаты «Болашака», я проходила конкурсный отбор, международный экзамен на знание английского языка «IELTS», прошла собеседование с конкурсной комиссией, сдала тест на знание казахского языка. Став стипендиатом «Болашака», я обучалась по программе магистратуры по специальности «государственное управление» на факультете права и социальных наук университета города Ноттингем, Великобритания. Одногодичная интенсивная программа магистратуры позволила изучить государственное управление в области образования и приобрести международный опыт. Могу сказать, что стипендиальные программы дают возможность перспективным молодым людям обучаться в лучших университетах мира. Получив зарубежное образование, они будут способствовать развитию своей страны.
— Обязательным условием системы «Болашак» является то, что после окончания учебы выпускник должен отработать в Казахстане 5 лет. Что вы думаете по этому поводу?
— Да, верно. На момент окончания обучения по программе «Болашак» требования к выпускникам ограничивались только тем, что они должны возвратиться в страну и отработать в течение 5 лет в любой организации на территории Республики Казахстан. Государству действительно нужны гарантии, что вложенные в болашаковца средства вернутся в страну в виде квалифицированного специалиста. Это достаточно распространенная международная практика, и я думаю, что это правильно. Для многих стипендиатов такая отработка была неким ограничением для участия в программе. Для меня с этим никогда проблем не было, я знала, что хочу жить и работать в Казахстане. То есть быть полезной своей стране, тем более, если она дала тебе такую уникальную возможность — получить знания в лучших университетах мира.
— С какими трудностями приходилось сталкиваться в учебе именно по этой программе или в поисках работы?
— У меня как таковых трудностей не возникало. Учиться по программе магистратуры я поехала в 22 года. Предыдущий опыт обучения в зарубежном вузе и в другой стране помог быстрее адаптироваться к жизни в Великобритании и учебе в большом университете. Культурного шока у меня тоже не было. Возможно, потому что ожидания были достаточно реалистичными. У меня ведь уже был опыт обучения за границей. Могу сказать, что требования профессоров ко всем студентам там одинаковые. Обучение в магистратуре требует постоянного поиска, индивидуальной работы с ресурсами и в команде с однокурсниками из разных стран мира.
Поэтому стать стипендиатом программы «Болашак» — это не сколько престижно, сколько ответственно.
— В основном выпускники «Болашака» хотят работать в инофирмах и ищут высокооплачиваемую работу. Почему вы выбрали НИШ в городе Атырау? Или вас пригласили?
— Изначально работать в инофирме не было самоцелью, но сложилось так, что после окончания магистратуры я переехала в Атырау, где была принята в иностранную компанию, в которой работала раньше. Но на момент устройства на работу она уже была выкуплена казахстанской компанией, и ее основной деятельностью было образование.
Да, не скрою, у меня было много предложений работы в иностранных компаниях, но свое будущее я представляла именно в сфере образования, где могла бы применить знания и опыт, полученные за рубежом.
В 2013 году в Атырау открывалась 15 по счету Назарбаев Интеллектуальная школа. О конкурсном отборе было объявлено на официальном сайте и в СМИ. Предварительно изучив информацию, представленную на сайте, я ознакомилась со стратегией развития АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» до 2020 года, принципами работы, о проектах, которые реализуются в НИШ, где применяются современные методы управления и организации работы. И чем больше я узнавала, тем больше я понимала, что НИШ было именно тем местом, где я могла себя полностью реализовать. А главное — созданы все условия для профессионального роста. Компания, в которой я работала раньше, была моей «зоной комфорта», где все было понятно, удобно, предсказуемо. В какой-то момент я поняла, что хочу расти личностно, профессионально. Успешно пройдя конкурсный отбор, в августе 2013 года я была принята на работу в НИШ в городе Атырау на должность заместителя директора по внешним связям. И вот уже 2 года работаю здесь.
— Айсулу, расскажите о своей работе в НИШе? О своих планах на будущее.
— Стратегическая цель Назарбаев Интеллектуальных школ — способствовать повышению интеллектуального потенциала Казахстана через внедрение модели инновационной, полиязычной системы школьного образования естественно-математического направления, сочетающей в себе лучшие казахстанские традиции, международный опыт и практику. В наших школах работают иностранные педагоги, которые привносят лучшую мировую практику преподавания и международный опыт в наши программы. В школе я ответственна за организацию работы команды иностранных педагогов.
С целью обеспечения соответствия наших программ преподавания и обучения и других аспектов работы школы международным стандартам школа проходит процедуру аккредитации Советом Международных школ. Моей основной деятельностью в НИШе является организационная работа по подготовке и прохождению аккредитации. В октябре 2015 года наша школа стала членом Совета Международных школ, а в апреле 2016 планируется предварительный визит экспертов из разных стран, в ходе которого школа будет рекомендована или не рекомендована к международной аккредитации. Сейчас педагогический коллектив активно работает в этом направлении.
Также в Назарбаев Интеллектуальных школах реализуется политика трехъязычного образования, учащиеся выпускных классов сдают Международный экзамен по английскому языку IELTS, что дает мне возможность реализовать себя и как учителя-предметника.
Сегодня по истечении двух лет работы в школе я могу с уверенностью сказать, что расту личностно и профессионально, взаимодействуя с моими коллегами в работе над проектами.
В будущем я планирую поступить в докторантуру Назарбаев Университета.
Наличие зарубежного образования, особенно степень магистра, опыт работы, полученные аналитические и организационные навыки, знание иностранного языка позволяют мне конкурировать на рынке труда. Я очень горжусь тем, что в своем лице представляю две инициативы Главы государства в области образования. Будучи выпускницей программы «Болашак», имею возможность реализовать свой потенциал, полученные опыт и образование в развитии Назарбаев Интеллектуальных школ. Я уверена в том, что выпускники программы «Болашак» и Назарбаев Интеллектуальных школ будут активно участвовать в социально-экономических и политических процессах, происходящих в стране, внедрять инновации на всех уровнях, расширять влияние Казахстана на международной арене.
ДОСЬЕ:
Айсулу Елемесовна Баданова, 31 год.
1991-1997 гг. — обучалась в СШ №22, г. Атырау
1997-2001 гг. — СШ №22, г. Актобе
2001-2003 гг. — учеба в АГУ им. К. Жубанова
2003-2004 гг. — университет штата Миссури-Канзас Сити, США
2004-2005 гг. — Актюбинский государственный педагогический институт
2005-2006 гг. — преподаватель факультета иностранных языков Актюбинского государственного университета им. К. Жубанова
2006-2007 гг. — университет г. Ноттингем, Великобритания, магистратура, выпускница программы «Болашак»
2013 -2015 гг. — заместитель директора по внешним связям Назарбаев Интеллектуальной школы, г. Атырау.
Замужем, воспитывает 2 детей.
Анжелика КИМ