Алихан Букейхан — первый казахский демократ
5 марта исполняется 145 лет со дня рождения основателя и лидера казахского национально-освободительного движения «Алаш» Алихана Букейхана.
Один из политиков начала XX века, историк, журналист, писатель и драматург Хошмухаммед Кеменгерулы в своем историческом очерке «Из истории казахов» писал: «В период гонений, устроенных властями, нашлась лишь небольшая группа граждан, которая в борьбе за интересы народа пережила и ссылки, и тюрьмы. Эту группу воспитал Алихан [Букейхан]».
Алихан Букейхан родился 5 марта 1866 года. После окончания Омского технического училища он выбирает не профессию юриста или военного, популярные в то время, а поступает в Лесной институт в Санкт-Петербурге и получает диплом ученого-лесовода. Позже на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета ему вручают диплом юриста.
Алихан Букейхан становится ученым, специалистом и экспертом по народному хозяйству Степного края – Казахстана, а также экономистом, историком, этнографом, литературоведом, автором ряда фундаментальных исследований по земледелию и животноводству казахов. Он пишет сотни научных статей по истории казахов, этнографии, литературе и фольклору, собирает и издает несколько образцов устного народного творчества, например «Козы Корпеш – Баян сулу», «Ер Таргын», «Ер Саин».
Бороться против могущественной Российской империи и добиться восстановления независимости путем вооруженного восстания невозможно, считал Алихан Букейхан. И такой путь борьбы, полагал он, не найдет массовой поддержки в народе, о чем свидетельствовало поражение восстания Кенесары, к личности которого Алихан относился с восхищением. Единственный путь, который мог привести казахов к национальному самоопределению, а затем и полной независимости, на взгляд лидера «Алаша», лежал через политическое реформирование самой колониальной империи: преобразование ее из самодержавия в федеративное демократическое государство.
Имя Алаш, которое он выдвинул, оказалось весьма удачной идеей для сплочения казахского народа. Еще в 1910 году в историческом очерке «Казахи» он писал, что у народа боевым кличем являлось «имя мифического лица Алаша». В 1913 году в статье «Қазақтың тарихы» он дал уже более развернутое объяснение имени Алаш, что, по его мнению, означало «человек отечества». «Джучи хану было присвоено народное имя «Алаш». Это означает «Алаш – голова алашевцев» («голова отечества»).
В ноябре 1917 года по итогам выборов в Учредительное собрание значительное большинство казахов поддержало не партию «Үш жүз», а именно партию «Алаш», которая получила 43 депутатских мандата. В целом партия заняла восьмое место среди полусотни других, существовавших в России накануне октябрьского переворота.
Алихан Букейхан был благородным человеком, политиком и другом. Он вел скромный, аскетичный образ жизни. После его ареста и расстрела в 1937 году дочери Елизавете и внуку Искандеру достались одна комната в коммунальной квартире в Москве, книги, фотоальбом, некоторые рукописи и… кисет с насыбаем, который сейчас хранится у внучатого племянника Срыма Букейханова в Алматы.
Однако ни Алихану Букейхану, ни его дочери, ни внуку Искандеру не суждено было быть похороненными на земле предков, их последним пристанищем стала Москва.
Подготовлено по материалам сайта azattyq.org