Общество

АКСИОМА ДЕМОКРАТИИ

Гарантией демократичности государственного механизма служит принцип разделения ветвей власти и их взаимодействия. В связи с этим курс на разграничение компетенции трех ветвей власти в пределах строгих конституционных рамок является важнейшим направлением казахстанской государственной политики. Как Глава государства, Президент Республики Казахстан обеспечивает согласованное взаимодействие всех ветвей власти и ответственность их органов перед народом – единственным источником государственной власти в Республике Казахстан.

Следует подчеркнуть, что разграничение компетенции законодательной и исполнительной ветвей власти в настоящее время уже является аксиомой не только для тех, кто принимает решения, но и для массового сознания. К этому разграничению сделаны реальные шаги.

Гораздо сложнее обстоит дело с вопросом о самостоятельности третьей ветви власти – судебной, поскольку законов принято чрезвычайно много, но главной проблемой остается их применение. В этом смысле неэффективная судебная система является препятствием на пути проведения экономических и политических реформ, причем, гораздо более важным, чем даже само несовершенство законодательства. По большому счету, судебная система есть часть той инфраструктуры, которая, являясь своеобразным генератором всех казахстанских преобразований, была бы способной трансформировать Казахстан в истинно цивилизованное, правовое государство.

Весомым шагом в реализации принципа самостоятельности и независимости судебной ветви власти явилось принятие 30 августа 1995 года Конституции Республики Казахстан, которая, в частности, предусмотрела создание необходимых гарантий обеспечения независимости судей. Были введены избрание Сенатом Парламента судей Верховного суда и назначаемость всех судей местных судов Президентом страны, упразднена система арбитражных судов с передачей их функций судам общей юрисдикции, укреплены их статус и роль в системе защиты прав и свобод человека.

Продолжил процесс становления и демократического развития судебной системы страны Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей РК» от 25 декабря 2000 года. В нем конкретизируется, что судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Правосудие осуществляется только судом. Запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти. Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.

Судебная реформа продолжается и поныне.

Всем хорошо известно, что Нурсултан Назарбаев на XVI съезде партии «Нұр Отан» принял 5 институциональных реформ. Это формирование государственного аппарата, обеспечение верховенства закона и экономического роста, единое будущее всей нации, транспарентная и подотчетная власть. Был изложен План нации «100 шагов» для реализации этих целей. Возлагается большая ответственность на судебную власть.

Глава государства отметил верховенство закона в качестве одного из приоритетных направлений, также он подчеркнул, что должен быть ужесточен механизм для отбора кандидатов в судьи. То есть кандидаты в судьи  должны иметь пятилетний опыт работы, профессиональные навыки, пройти тесты для проверки способностей к работе, год стажировки, после прохода этих этапов предоставляется один год испытательного срока.

Изменение системы подготовки и отбора кандидатов на должность судьи позволит укрепить судейский корпус наиболее опытными и подготовленными специалистами, имеющими за своими плечами не только профессиональный, но и жизненный опыт. Это очень важно, потому что сегодня у нас некоторые молодые судьи не выдерживают нагрузки и уходят.

Осуществляется переход от пятиступенчатой  системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, контроля и повторного контроля) к трехступенчатой (первая, апелляционная, кассационная). Согласно этому, кассационные полномочия делегируются Верховному суду.

Судебная независимость тесно связана с экономическим ростом страны, так как она способствует реализации принципов верховенства закона, равенства всех перед законом, справедливости, и, наконец, она способствует формированию стабильного инвестиционного климата.

В новом Гражданском процессуальном кодексе предусматривается создание инвестиционной коллегии в Верховном Суде и специализированного состава в суде города Астаны. Это позволит привлекать зарубежных экспертов к рассмотрению инвестиционных споров через участие в работе научно-консультативного совета. Кроме того, в целях дальнейшей специализации правосудия прорабатывается вопрос создания Специализированного инвестиционного суда по рассмотрению споров с участием инвесторов и участников финансового центра Астаны, в статусе суда, приравненного к областному.

Полагаю, что реализация мероприятий, разработанных в рамках обеспечения верховенства закона, позволит улучшить качество отправления правосудия, повысить доверие граждан к суду, поднять на новый уровень деятельность судебной системы Казахстана в мировом рейтинге верховенства права.

Маргулан БЕКТУРГАНОВ,
председатель Атырауского областного суда

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button