Общество

А ЭТО ДОБРАЯ ПРИМЕТА

На протяжении своей истории жители степных просторов накопили богатый опыт в области обучения и воспитания подрастающего поколения, выработали своеобразные обычаи и традиции, правила, нормы и принципы поведения человека. И даже сейчас нередко приходится слышать от бабушек и мам о наших приметах и обычаях. В каждом из них есть смысл, значение. О некоторых из них нам рассказала научный сотрудник Кызылкогинского районного музея Жаку САРКЕНЖИЕВА.

— Есть у казахов очень популярный и до сих пор почитаемый даже в современной молодой семье обычай сүйінші — сообщение радостной вести. Когда произносят «сүйінші», все сразу понимают, что человек пришел с хорошей новостью. А тому, кто приносит известие, надо обязательно подарить подарок. Этот обычай очень любят не только казахи, но и представители других национальностей. Кому не хотелось бы получить подарок за радостную весть?

Сәлемде — знак приветствия и уважения. Давно не встречавшиеся люди дарят друг другу драгоценности, сувениры, угощение. Необязательно, чтобы вещь была дорогая, главное — она должна быть памятной и от души.

«Көрімдік» от слова «көру» — смотреть, видеть. Подарок, который дают за увиденное впервые (молодую невестку, новорожденного и т.д.). Значение обычая не в том, чтобы взять или дать подарок, а для выражения добрых намерений смотрящих.

Есть у казахов еще и такой обычай, как базарлық. Это не очень дорогие вещи или памятные сувениры, которые обычно привозит человек для своих близких и знакомых из дальней поездки.

Жеті ата — семь поколений. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений предков и запрещает браки внутри рода.

Тыйым — это запрет. У казахов, как и у многих других народов, существуют запреты. Например, нельзя наступать на порог, дарить близким людям нож или собаку — это может привести к вражде. Свистеть в доме — прогонять счастье и деньги. Но есть и другие запреты — этнические. Например, нельзя переходить дорогу старшему по возрасту. Сноха не может пройти перед свекром.

Араша — возглас, чтобы остановить тех, кто спорит или дерется. Если кто-то решает свой спор кулаками и услышит: «Араша! Араша!» — они должны немедленно прекратить скандал. Ослушание строго наказывалось штрафом.

Құтты болсын айту — поздравление. Этот древний обычай говорить «Құтты болсын!» при значительном событии, например, рождении ребенка. Слово содержит традиционное пожелание достатка и благополучия, знак добрых чувств и умение вместе радоваться.

Тізе бүгу — преклонить колено, присесть. Знак почета дому. Если человек пришел в чей-то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.

Шашу — осыпание. Пожалуй, этот обряд знают все, даже иностранцы. И им шашу очень нравится. Во время радостного события (свадьба, сватовство, новоселье и т.д.) на виновников торжества бросают сладости или деньги. Дети с радостью собирают разбросанные конфеты. Нужно обязательно наклониться и взять шашу, а еще лучше съесть его. Казахи верят, что сладости, подобранные во время «шашу», приносят удачу.

По словам Жаку Саркенжиевой, есть у нашего народа и немало других суеверий. У казахов очень плохой приметой было оставлять посуду с едой неприкрытой — считалось, что в пищу могут забраться шайтаны. Поэтому всегда следовало пользоваться посудой с крышкой. А еще у нас есть очень популярный обычай — нельзя возвращать посуду пустой. Допустим, вы по каким-то причинам брали у соседей казан, при возврате в него надо положить что-то съедобное.

Гость, зашедший в дом и увидевший хозяина за работой, обязан помочь ему. Считалось, что сидеть гостю без дела при работающем хозяине — значит навлекать на себя недовольство духов.

Верхнюю одежду следует снимать сначала с левой руки, а надевать — с правой. Считалось, что таким образом злой дух не залезет в одежду. Прежде чем надеть одежду, лучше ее встряхнуть. Там могут сидеть шайтаны и при встряхивании можно от них избавиться.

И еще несколько казахских народных примет: угадал сидящий рядом с тобой, в каком ухе у тебя звенит, значит, кто-то тебя хвалит. Не угадал — значит, тебя ругают. Дергается правый глаз — к радости, левый — к печали, чешется нос — жди приглашения в гости, прикусил язык — жди голодного гостя.

К еде у казахов тоже отношение особое. Трапеза священна и прерывать ее нельзя. Если вы подоспели к трапезе, то должны выполнить обряд «ауыз тию», то есть пригубить пищу. Если же попали на завтрак, то нужно обязательно выпить пиалку утреннего чая, иначе холостые так и не заведут семью, а женатые рассорятся друг с другом. Кстати, нельзя стоять на пороге (табалдырықты керме) молодым джигитам, иначе можно и не жениться.

В казахских домах ночью должны быть плотно занавешаны все окна, чтобы свет луны не упал на спящего человека. Это считается очень плохой приметой.

Кстати, любой казах, если он еще помнит свои корни, по любому поводу (предстоящая дальняя дорога, плохой сон, новое дело и т.д.) обязательно устраивает құдай-тамақ (божья трапеза), на который собирается вся округа. В этом случае режется жертвенное животное во имя поддержки духов предков. При этом кровь животного тщательно собирается и закапывается в землю, чтобы богоугодные чаяния домочадцев не воздавались по какому-то иному адресу и не пропали их благие намерения.

По народным поверьям считается опасным возраст после каждого двенадцатилетнего цикла (мүшел). Человек должен в этом возрасте раздарить, следуя примете, свою новую одежду, просить у Аллаха здравия, устраивать құдай-тамақ. Также он должен быть осторожным, отказаться от дальних и опасных поездок. Эти рекомендации не случайны. Учеными Востока доказано, что через каждые 12 лет в организме человека происходят изменения. Исчисление мүшел через каждые 12 лет совпадает со значительными физическими и даже анатомическими изменениями: 1 (13 лет) — детство, 2 (25 лет) — молодость, 3 (37 лет) — зрелость, 4-5 (49, 61) — мудрость и далее наступает старость.

Почти у всех народов есть поверья, так или иначе связанные с сглазом и порчей. Казахи в этом тоже преуспели. Уже стали довольно привычными амулеты в виде небольших глазков (которые наверняка производятся для нашей страны где-нибудь в Китае). Их именуют көзмоншақ. Нередко лобик или щеки ребенка, чтобы предотвратить сглаз, помечают сажей. Чаще все это делается, когда в дом приходят гости. Считается, что такого замаранного малыша уж точно не сглазят.

Кстати, если вдруг кто-то совершает какой-то неожиданный для всех, но хороший поступок, то старики обычно переламывают соломинку или спичку (шөп сындыру), чтобы благие начинания продолжались и далее.

Вновь свою популярность обрели тұмары — амулеты-обереги, которые вешаются на шею. Они обычно треугольной формы, но встречаются и квадратные. Тұмар делают из дорогой ткани или кожи, хотя в последнее время встречаются образцы из серебра и мельхиора. Внутри амулета находится что-нибудь одно: шаманские заклинания, сура из Корана, щепотка святой земли или соли.

Есть такое суеверие: когда в семье не рождаются джигиты — наследники рода, то девочек нарекают именами Ұлтұған (рожденная мальчиком) или Ұлболсын (пусть будет мальчиком).

Также считается, что с именем великого человека передаются новорожденному и его лучшие качества.

У казахского народа не принято подавать еду в поврежденной, треснутой, ущербной посуде. Кроме элементарного неуважения к гостю, это и есть признак того, что к такой посуде обязательно прикладывается вечно голодный шайтан. От этого страшно гневается и изливает свою злость на нерадивых хозяев ангел-хранитель гостя.

Ногти и волосы следует стричь по четвергам и пятницам. Запрещено делать это ночью: оказывается, во время сна душа человека висит на его ногтях. А снимать ночью волосы — все равно, что снимать голову.

Еще, как рассказывает Жаку Саркенжиева, и это знают практически все жители Казахстана, не только казахи, пятница — жүма считается святым днем у казахов. В этот день нельзя стирать. Нельзя переезжать в пятницу, потому что считается, что именно в тот день дом твой посещают святые духи родственников.

В этом году Наурыз выпал именно на пятницу. Это хорошая примета, а значит двойной праздник.

 

Роза АЛЬДЕШОВА,

фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button