Общество

В КАЗАХСТАНСКОМ ПАРЛАМЕНТЕ ТЕПЕРЬ БУДУ ТРИ ПАРТИИ. ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕМОКРАТИИ!

Прошедшие 15 января 2012 года выборы в Мажилис Парламента определили состав представительного органа, в котором впервые за всю историю независимого Казахстана представлены сразу три партии — «Нур Отан», «Ак Жол» и Коммунистическая народная партия Казахстана. О новом Парламенте и ближайшей перспективе его работы мы побеседовали с Валиханом ТУЛЕШОВЫМ — руководителем центра международных исследований Института мировой экономики и политики при фонде Первого Президента Республики Казахстан, Лидера нации (г. Алматы):

— Что вы думаете об обновленном Парламенте?
— Норма о многопартийном парламенте была заложена в закон, который был принят два года назад. И вот, наконец, это состоялось на практике. Это очень важный шаг к политической модернизации нашей страны. Без сомнения, мы входим в новый этап политического развития государства, когда политический плюрализм — это не просто слова, а реальность, не только декларация прав и свобод личности, а декларация действующая. Теперь не будет так, как раньше, когда определенные вопросы решались административными ресурсами, когда все время побеждала одна партия.
Многопартийный парламент — это уже борьба с политическим монополизмом, которая в какой-то мере пришла к заключительной стадии, где диктат одной партии, одной политической силы невозможен. Государство по-настоящему становится, так сказать, общенародным, то есть те партии, которые привлекли к себе внимание электората и пользуются его поддержкой, выражают его интересы, представлены в нижней палате Парламента. Я думаю, что со временем туда будет проникать все больше и больше партий.
— Недовольными итогами выборов стали, конечно же, аутсайдеры, так называемые, оппозиционные партии. В чем причина, по вашему мнению, их скромных результатов?
— Если говорить о действиях оппозиции в нынешней выборной кампании, то, по моему мнению, они оказались не готовы к победе. Дело в том, что люди должны развиваться, должны развиваться политические идеи. Поскольку государство ведет очень серьезную борьбу с бедностью, озадачено решением социальных вопросов, оппозиция оказалась неготовой к подобным вызовам — ей неизвестно, каково реальное положение дел, насколько страна отошла от критической точки, в опасной близости к которой находилась в начале 90-х годов прошлого столетия.
— Возможно ли возникновение каких-либо проблем, недопонимания между представителями различных партий в Мажилисе Парламента при принятии антикризисных мер, поскольку каждый из них будет руководствоваться своими предвыборными обещаниями.
— Здесь стоит отметить, что основные стратегические программы по преодолению кризиса и по развитию нашей экономики приняты. Сейчас речь идет о дальнейшем планировании. Да, мы приняли «Дорожную карту бизнеса», программу индустриализации, инновационного развития и множество других. Теперь необходимо сделать гораздо более мощные проекты на будущие пять лет. Планирование должно стать более перспективным, в силу того, что наша государственность окрепла, мы не думаем на месяц или два вперед, мы ориентируемся и планируем на три, пять, пятнадцать лет вперед.
— То есть, можно смело говорить о состоявшейся государственности?
— Сейчас мы четко можем сказать, что от бывшей провинции Советского Союза, которой когда-то был Казахстан, когда даже в самые последние годы существования СССР могли назначить руководителя из Москвы, мы сделали большой шаг, кардинально продвинулись вперед по пути к свободе и независимости. Были переделаны все наши системы жизнедеятельности, вековые чаянья предков о казахской государственности, о золотом веке, они стали воплощаться именно со дня обретения нашей независимости.
— Но нас ожидают и немалые испытания, в частности, вторая волна мирового финансового кризиса…
— Этот вопрос заслуживает особого внимания. Структурно мировая экономика изменяется, что затрагивает и нас. Цены на нефть, металлы, сырье будут меняться, соответственно должны меняться и наши подходы. Мы должны из ресурсной экономики превратиться в модернизационную, которая производит товары. Причем, наметить такие кардинальные шаги — не просто производить товары, развивать машиностроение, а производить наукоемкие товары. Мы должны за короткое время и модернизацию осуществить, и сделать перенастройку модернизационных проектов — переводить экономику на современный информационный формат.
— Что нужно для этого сделать?
— Фактически за это время мы должны решить два комплекса проблем — это вопросы модернизации экономики и экономического развития на основе передовых научных информационных технологий. Это уже следующий этап развития. Имеется в виду то, что делается в Германии, Японии. В будущем наша экономика должна также уметь производить боевые самолеты, вертолеты, танки, любую технику. Она должна отвечать за производство как гражданской продукции, так и, к примеру, медицинского оборудования, самой передовой техники и применять новейшие технологии. Вот что должна производить наша экономика. Это уже будущий этап, а для начала мы, конечно, должны наладить полный цикл производства, модернизировать нашу экономику и нацелить ее на производство товаров повседневного спроса.
Настоящее сильное государство живет тысячелетними интересами. Говорят, в Китае думают на тысячу лет вперед. Наша задача — к 2030 году, как минимум, продумать планы на 500 лет вперед, то есть мы должны состояться не только как государство, но и как культурная нация и построить свой экономический фундамент.

Подготовила Шынар ТЕКЕЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button