ЖИТЬ С ОТКРЫТЫМ СЕРДЦЕМ

ЖИТЬ С ОТКРЫТЫМ СЕРДЦЕМ Общество

Обычаи и традиционные праздники, наполненные глубоким смыслом, сохранились в народной памяти и получили распространение в современном Казахстане. Новоявленные «знатоки» от ислама пытаются внести раскол в общество, отвергая веками наработанный опыт. Для пополнения знаний государственных служащих в данном направлении в конференц-зале областного акимата состоялся семинар для государственных служащих на тему «Казахская культура и исламские ценности», организованный общественным фондом «Шапагат», оказывающим поддержку пострадавшим от влияния деструктивных течений.
Заместитель руководителя управления по делам религий Атырауской области Мухтар Шарапиденов представил Ернара Мажена, главного имама Жамбылской районной мечети Алматинской области, теолога-исламоведа и Каната Жумагул, теолога фонда «Шапагат». Перед выступлениями спикеров участникам семинара был продемонстрирован видеофильм «Матрица радикализма», подготовленный Агентством «Хабар», во второй части которого на исторических фактах раскрывается тема казахской культуры и исламских ценностей. Авторы фильма утверждают, что ислам начал распространяться в Казахстане более 12 веков назад. Первые мечети были построены на территории нынешнего Тараза.
Ислам и народные обычаи и традиции тесно переплетаются. К примеру, о гостеприимстве казахов, о котором сегодня знают во всем мире, есть аяты в Коране. Или традиционное благословение от родителей перед дальней дорогой либо от известных в обществе людей. Считалось, что получившему благословение молодому человеку или девушке всегда будет сопутствовать удача. Этимология казахского слова «бата» в арабской транскрипции связана с сурой «Фатиха». Есть древняя традиция поклонения тонкому серпу Луны, чтобы новая Луна принесла только хорошее в семью и оградила от темных сил. В исламе запрещается девушкам выходить замуж за приверженцев иных религий, а если парень выбирает девушку другой национальности, то она обязана принять ислам. Еще одна традиция — проявление уважения к святым, посещение мест их захоронения, обязательная выпечка лепешек по пятницам. Об этом также в Коране имеются аяты.
Новоявленные «знатоки» от ислама сеют смуту, трактуя по-своему священную книгу, потому что им выгодно зарождение противоречий между религией ислам и многовековыми казахскими традициями. Таким образом, обрывается на корню связь поколений, нарушаются родственные связи. Многие из нас слышали либо уже стали свидетелями того факта, что дети отказываются садиться за один дастархан с родителями, считая их кафирами. Но ведь сам Пророк Мухаммед (мир Ему!) не раз повторял, что врата рая у ног Матери!
Ернар Мажен привел немало примеров из жизни восточных ученых, оставивших свое имя в разных науках. Когда Абу Райхан Беруни, открывший законы геометрии, пришел к 90-летнему старцу, доживавшему свои последние дни, тот попросил его рассказать об этих законах, чем очень удивил ученого. На его немой вопрос: «Зачем старцу, находящемуся на предсмертном одре, геометрия?» — старец ответил: «Не хочу уходить из этого мира неучем»… К сожалению, в последнее время снижается интерес молодежи к книгам, чтению. Новые технологии, с одной стороны, облегчают нам жизнь, с другой — люди совсем обленились. Но ведь никакой навороченный сотовый телефон с Интернетом, планшет не могут заменить нам мудрых книг.
Есть объяснение и того, почему отдельные фамилии — самые распространенные в Казахстане. К примеру, Ахметовы, которую носят примерно 48 000 семей, Оспановых — 45 000, а Омаровых — 40 000. Оказывается, именами Ахмет, Оспан, Омар нарекали своих сыновей в честь преданных исламу людей, распространявших не только религию, но и новые знания. Также в Коране большое значение придается проявлению Щедрости, о которой мы порой забываем. Давайте рассмотрим, как она проявляется в наших традициях. Есть у нас традиция «сыба?а» — оставлять причитающуюся долю, если по какой-либо причине гость не смог прийти на торжество. «?алжа» — роженице необходимо в первые дни после родов выпить бульон из мяса свежезарезанного барана с курдюком, чтобы она поскорее окрепла и не пропало ее грудное молоко. «Базарлы?» — гостинец для домочадцев. «Естелік» — подарок другу на память. «Ерулік» — приглашение нового соседа в гости для налаживания добрососедских отношений. «Сада?а» — поддержка людей из бедных сословий, «с?лемдеме» — обязательное приветствие.
Теолог Канат Жумагул напомнил о необходимости сохранения человеческих ценностей, соблюдения гармонии, что свойственно любому обществу. А откуда произошел сам человек? В двадцатом столетии в учебниках писали, что человек произошел от обезьяны. Какая может быть самооценка у человека, который и впрямь так думает? Естественно, заниженная. Общеизвестен факт, что когда легендарному Бауржану Момышулы сказал об этом один из ученых, он ответил: «Может, сам Дарвин и произошел от обезьяны, а я — от человеческого рода». Он был убежден, что придет поколение, которое разрушит идеи дарвинизма, что и произошло. Сегодня все ученые мира подтверждают тот факт, что совершеннее человеческого тела нет ничего на свете. Фраза, которую мы произносим сгоряча: «Будь человеком!», словно напоминание: «Соответствуй своему высокому предназначению!»
Идеология фашизма, основанная на превосходстве одной расы перед другими, также потерпела свой крах. Перед Создателем все народы равны и ценны. В исламе строго запрещается насилие в любом из его проявлений. В Коране написано: «Если кто-то убьет одного человека, это равноценно потере всего человечества, а если вы защитите невиновного человека, то это равноценно спасению всего человечества». К сожалению, по мнению выступавшего, Интернет заполонен фактами насилия. В исламе подобные факты строго запрещены, потому что необходимо проявлять уважение не только к чувствам людей, их эмоциям, но и к его телу. Поэтому, когда человек уходит в иной мир, то провожают его с почестями.
Сегодня каждый из нас снова открывает для себя религию. Ответы мы сможем найти, если всегда будем в поиске. Самое главное — не ошибиться с выбором пути…

Гульжан ЕЛЕШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна