ПРОЦВЕТАНИЕ СТРАНЫ В КАЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Глава государства в своем Послании «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечает, что знания и профессиональные навыки — ключевые ориентиры современной системы образования, переподготовки кадров. Благодаря политике нашего государства реализуется программа развития образования, которая нацелена на модернизацию всех уровней образования — от дошкольного до высшего.
Поэтому сегодня огромная ответственная задача возложена на учителей: воспитать наших детей настоящими патриотами своей страны, хорошими специалистами, профессионалами, личностями. В преддверии областной августовской конференции мы решили опубликовать несколько материалов учителей Атырауской области.
Улмерек ЕЛУБАЕВА, преподаватель казахского языка и литературы средней школы им. Л. Шахатова, п. Макат Макатского района
Воспитание нового поколения — в руках преподавателей
В соответствии с современными требованиями Президент в своих Посланиях народу ежегодно вводит изменения в сфере образования. Также он указал, что «Новая технологическая компетенция» дает возможность успешно решать стратегические обязанности: умение выбирать, анализировать, изменять, сохранять, преподносить, исполнять. Для исполнения всего вышеперечисленного нужен педагог новой формации. Цель нынешней системы образования — подготовка конкурентоспособного специалиста. Школа — это обучающая среда. Особая заслуга в творчестве учителя, находящегося постоянно в поиске, — модернизация учебного процесса, умение найти ключ к сердцам учеников, которых следует заинтересовать своим предметом. Заслужить высокое звание учителя, уважать и ценить это звание, высоко чтить его — долг каждого преподавателя. Это человек, который безмерно любит свою профессию, свой предмет, всех своих учеников, школу.
Вот и пролетело незаметно лето, наступает золотая осень. Каждый человек в своем воображении соотносит этот сезон со школьным звонком и радостными шумными встречами преподавателей с их учениками. Даже давно повзрослевшие, бывшие школьники вспоминают с большим почтением и ностальгией свой второй дом — школу, в которой они научились читать, думать, размышлять, анализировать и которая была свидетелем многих интересных и трогательных моментов, а также своих учителей, которые бережно вели их по стране знаний. Как сказал известный казахский геолог, ученый, общественный деятель, организатор и первый президент Казахской Научной академии, академик Каныш Сатпаев: «…1 сентября не бывает ни торжественного парада, ни салютов. Но этот день не сравнится ни с одним праздником, это неповторимый день, ведущий к истокам знаний. Нет более великого праздника». В таком случае счастье каждого учителя — уважение его ученика. Воспитание нового поколения — в руках учителя. Как говорится, «Что птенец видит в гнезде, то и повторяет при полете», бесспорно, что у хорошего учителя и ученик примерный. Высока роль учителя в образовании, воспитании, привитии хороших качеств, направлении морального духа учеников. Поэтому преподаватель всегда считался священной личностью. Моим коллегам, несущим свет знаний, я желаю высоких достижений и творческих успехов в новом учебном году.
Сапанов Сагадат, директор средней школы им. К.И. Сатпаева
Компетентная и функциональная грамотность –
основа 12-летнего образования
Самая главная особенность 2014-2015 учебного года в нашей стране — это открытие 12-го класса и получение путевок в жизнь выпускниками по экспериментальному 12-летнему образованию. Это сам по себе показатель претворения в жизнь государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы в соответствии с Посланием Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана и исполнения программы перехода к 12-летнему образованию. Цель 12-летнего образования в признании человека главной ценностью общества, а также в развитии на высшем уровне его духовного мира, мировоззрения и интеллектуального потенциала, квалификации и культурных ценностей, создании условий для формирования его личности, развитии его компетентности и функциональной грамотности. Благодаря переходу к 12-летнему образованию по приказу Министерства науки и образования Республики Казахстан «Об апробации учебной кредитной технологии в учебном процессе экспериментальных 11-12 классов» в 2013-2014 учебном году был начат эксперимент введения кредитной технологии в учебный процесс Национальной Академии образования им. И. Алтынсарина. По этой теме был проведен республиканский семинар «О ходе проведения учебной кредитной технологии в экспериментальных классах 12-летнего образования» в городе Астане, в котором участвовали школьные учителя. На сегодняшний день ученики экспериментальных 12-х классов обучаются по кредитной технологии. Выбор кредитной технологии и обучение ученика исполняется на основе персонального проектирования личной траектории, внедрения образовательной программы профильных школ в программу первого курса бакалавриата, сохранения взаимосвязанности, целостности примерного учебного плана и за счет вхождения инновационных содержаний внедрение программ, связанных с нынешней социально-экономической ситуацией, дифференцирование обучения и создание условий для обособления на высоком уровне, привлечение учеников профильных школ к системе вузов, повышение качества образования.
Алмаш АХТУБАЕВА, преподаватель высшей категории начальных классов Тандайской средней школы Махамбетского района
Профессиональное обновление — требование времени
Начальная школа — это особенное, драгоценное, неповторимое время в развитии личности ученика. Поэтому начальное образование является первой, наиболее важной ступенью среднего образования. Ведь от того, как именно в начальных классах начнет учиться ребенок, насколько глубоким будет у него интерес к учебе, зависит в будущем и качество всей его учебы в школе. Начальная школа дает ребенку не только определенные знания, но и развивает его общие качества, обучает умению грамотно излагать свою мысль, рассказывать, читать, вырабатывает правильное отношение к окружающей среде, обучает объективно оценивать различные ситуации, анализировать, правильно доносить свои мысли, отстаивать свое мнение.
На сегодняшний день процесс обучения требует использования новых методов, инновационных идей. Каждый преподаватель на своем опыте сталкивается со многими трудностями, препятствиями. Для того чтобы уметь следовать времени, он должен совершенствовать свои знания.
Новая учебная программа Кембриджского университета, принятая шестью развитыми мировыми странами, была внедрена также и в нашей стране. На нынешний момент составляется программа курсов повышения квалификации для преподавателей средних школ, и мы на пути к мировому уровню образования. Я прошла курсы обучения преподавателей по трехуровневой программе повышения квалификации педагогических кадров. Несколько учителей нашей школы также прошли эти курсы. Мы обучились по семи модулям, основанным на теоретическом обучении системы среднего образования. Хотя мы и используем эти модули, мы еще не пробовали их индивидуализировать. Для пополнения наших знаний мы используем новые методы, обмениваемся опытом и, обучая других, учимся сами. Программа основана на конструктивной теории обучения. Особенность конструктивного обучения заключается в том, что учитель не объясняет новый урок, а ученик сам раскрывает новый материал, учитель лишь задает направление. По ходу выполнения заданий в ученике просыпается лидерство, проявляются его способности. Районный отдел образования ежемесячно организовывает уроки-семинары.
Алия АЙТМАГАМБЕТОВА, заместитель директора средней школы №6 по начальным классам
Начальные классы — фундамент образования
Будущее нашей страны измеряется глубиной интеллектуального развития детей. Образование превратилось в один из важнейших элементов социальной структуры. Благодаря повышению социальной роли образования будущее людей напрямую зависит от уровня, качества, объема полученного образования. Поэтому учителям вменяются большие обязанности. Исполнение подобных обязанностей требует от учителей, чтобы основы знаний, получаемых учениками в школе, могли послужить им крепкой основой и опорой в будущем, а также требует коренного обновления учебно-воспитательного процесса, повышения эффективности методов обучения и использования различных средств и смелого внедрения педагогических инноваций в свою практику.
Президент в нынешнем Послании народу отмечает, что главным условием развития Казахстана является необходимость внедрения современных методик и технологий в учебный процесс. Я понимаю это как свое служение отечественной системе образования и необходимость работы по принципу «Инвестиции, вкладываемые в образование сегодня, являются заботой о будущем страны». Азы образования ребенок получает в школе, начиная с младших классов. Объяснение всех тонкостей образования ученикам, повышение их способностей, обучение их умению держаться в любой среде и воспитание их достойными звания гражданина своей Родины является нашей обязанностью, то есть обязанностью учителей младших классов. Повышение уровня образования учеников — одно из важных, не терпящих отлагательства дел. Поэтому насколько школа комфортная, деятельная, творческая, на таком же уровне будут и знания, получаемые в ней. Заинтересовать ученика учебой, повышением собственного уровня образования — это требует от нас огромной ответственности. Потому что выходящий из школы по-настоящему образованный, воспитанный человек — это в будущем крепкая семья, сильное общество, качественная жизнь.
Марзия ЕРМУХАНОВА, преподаватель по предмету «Самопознание» Алмалинской средней школы Махамбетского района Атырауской области
Познать себя — шаг в будущее
Проблема воспитания у подрастающего поколения морально-нравственных качеств всегда являлась актуальной. Под началом президента фонда «Бобек» Сары Алпысовны Назарбаевой была внедрена в процесс обучения программа «Самопознание», нацеленная на воспитание духовно-нравственной личности, опирающаяся на основы национального воспитания. «Я взяла на себя очень сложную работу. Мы можем увидеть результат ее и через сто лет. Тем не менее, мы должны снова обратиться к «чистому источнику» мудрости и человеческих ценностей, или общество никогда не сможет встать на ноги», — так выразила свою мысль Сара Алпысовна. Также она подчеркнула, что данный проект должен стать основой современной системы образования. Предмет «Самопознание» по смыслу отличается внутренним соединением навыков восприятия, ощущения, образования и познания у учеников, обучением свободного использования этих навыков и определением границы их собственных «Я». Взросление учеников как отдельных личностей, их самореализация, самоконтроль, а также повышение собственной деятельности считается основой оценки их действий. Этот предмет представляет крылья человеческой фантазии, дает воспитание через жизненные правила, общность ценностей, формирующих основу здорового образа жизни. Конечно, учитель является тем, кто воспитывает в учениках такие качества, как доброта, теплое отношение к окружающему, чистое восприятие жизни и другие ценности.
В этом ключе преподаватель компетентностью, поведением, открытым характером, внешностью может сильно повлиять на ученика в хорошем смысле. Любовь к ученикам, терпимость, «добрый ум» и «теплое сердце» должны быть самыми главными качествами преподавателя «Самопознания». Морально-человеческое воспитание — это воспитание сердца. И хранилищем духа тоже является сердце. Знание, воспринятое без глубокого сердечного тепла, а только холодным умом, отрицательно влияет и на самого человека, и на общество, и на будущее. В этой связи нужно отметить, что интерес учеников и родителей к этому предмету особенный. При поддержке отдела образования в нашей школе проводятся советы-семинары, посвященные предмету «Самопознание». Районные преподаватели получают методические консультации.
Я сама безмерно довольна тем, что этот предмет внедрен в жизнь! Существует психологическая аксиома, что «Только когда ты познаешь себя, мир станет понятен тебе». Уроки «Самопознания» как будто вторят этим словам. Поэтому, я считаю, что предмет «Самопознание» ожидает огромное будущее в деле прививания в молодом поколении высоких морально-нравственных качеств.
Акайжан ТАГАЕВА, руководитель библиотеки средней школы №9 Жылыойского района
Библиотека — солнечный луч знаний
В Послании Президента народу целью ставится воспитание молодежи в духе патриотизма, творческого поиска, всестороннее развитие их умственных способностей. И местом, формирующим сознание ребят, является библиотека.
Велика роль книг и в мировой цивилизации. На данный момент создается впечатление, что сетевой интернет, телевидение, радио и другие аппаратные средства отодвинули в сторону книги. Но, тем не менее, никакие новые технологии не могут заменить книгу, которая навсегда останется нашей главной моральной ценностью. И в этой связи велика роль, выполняемая школьной библиотекой. Из года в год библиотеки районных школ обновляются и оснащаются новыми технологическими средствами.
Библиотеки ставят в первую очередь работу по обеспечению школьников учебниками. Доказательством тому является ежегодное пополнение школьных библиотек литературой различных издательств. Например, ежегодная доставка учебников из таких издательств, как «Школьное издательство», «Атамура», «Алматы китап». Кроме того, учителя-предметники используют электронные учебники. Школьные библиотеки в районе работают и с новыми технологиями, в частности, с программой «Маrk-A».
На сегодняшний день в фонде библиотеки имеется 58 000 экземпляров книг, среди них 45 000 учебников, 2747 экземпляров художественной литературы, 2165 экземпляров методических пособий. Помещение библиотеки оборудовано постоянными книжными выставками для читателей, и они пополняются в соответствии с определенной тематикой.
Жумажан БЕКБУСИНОВА, преподаватель казахского языка и литературы средней школы им. Абая города Атырау
С огромным чувством гордости
Международный проект «Развитие критического мышления через чтение и письмо» был внедрен в Казахстане с 1997 года. Его президентом является кандидат филологических наук Сапаргуль Мирсеитова. Названный проект для республиканских школ был признан философией, предлагающей эффективные методы, избавляющие наши уроки от однообразия и стимулирующие наших учеников к учебе. Поэтому проводимые Ассоциацией конференции, семинары, тренинги со специалистами Казахстана и иностранных государств в виде консультаций влияют на профессиональное развитие членов общественного педагогического объединения. У Казахстанской Ассоциации образования (КазАО) есть право на реализацию проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в казахстанском регионе. На нынешний момент по республике работают 15 общественных объединений по проекту «Критическое мышление» (КМ). Одним из них является общественное объединение «СТО», работающее на базе гуманитарного колледжа им. Катиры Дутбаевой. Директор общественного объединения — Сара Есказиева.
В системе образования, в процессе обучения в целях обмена опытом, обсуждения достижений и результатов учебно-научных работ, проведенных в течение года, в июле в Астане состоялась республиканская 14-ая Национальная Учебная конференция на тему «Изучение чтения и читателя: Международный и Национальный опыт». Со всех уголков страны собрались настоящие специалисты своего дела, работающие творчески.
Из Атырауской области в конференции участвовали преподаватели гуманитарного колледжа им. К. Дутбаевой М. Кульчикова, С. Есказиева, привлеченные к исследовательским работам студенты колледжа А. Изтурганова, Т. Суйиндикова, Ш. Ихсанова, А. Танатова и преподаватель средней школы им. Абая Ж. Бекбусинова. В ходе трехдневной конференции состоялся «круглый стол», проведенный в форме «альтернативного формата». Было отмечено, что участники на каждом этапе работы с интересом делились мыслями и получили полные ответы на различные вопросы. На секциях «Симпозиум», «Семинар» участники, говоря о своих исследовательских работах, также обсуждали новые идеи.
В секции «Постер» докладчики обменялись опытом через «Говорящий стенд», «Говорящий плакат». На конференции С. Есказиева сделала доклад на тему «Исследования в процессе развития: по идеям Магжана». В целях исследования воспитательных идей Магжана в своем выступлении она смогла привлечь и студентов колледжа. Они провели психологическое исследование учеников экспериментальных классов и поделились своими мыслями. Студенты с гордостью отметили большую значимость данного проекта в формировании будущих специалистов. Доклад С.Есказиевой на конференции получил большой успех. Были подготовлены доклады на темы «Повышение профессиональной компетенции педагога» М. Кульчиковой, «Новый взгляд на мои учебные методы» Ж. Бекбусиновой. По завершении конференции Ж. Бекбусинова, М. Кульчикова получили сертификаты «RWCT тренеров».
Перед Казахстаном стоит задача войти в первые ряды конкурентоспособных стран. Это, в свою очередь, налагает двойную ответственность на учителей.
Райхан МАСАБАЕВА, заместитель директора школы-лицея №17
Качественное образование — ключевой фактор и основа общества
От подготовленности, целевых установок миллионов казахстанских учащихся зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей.
Педагогический коллектив школы отличается стабильностью. У нас работают учителя с большим опытом, высоким уровнем профессионализма, преданные своему делу. Это коллектив учителей-единомышленников, реализующих одну из основных задач школы — создание развивающей среды для всех участников образовательного процесса. Вся воспитательная и образовательная деятельность в школе-лицее №17 основана на потребностях и интересах детей, традициях школы, культурном наследии, необходимых для личностного развития.
В 2013-2014 учебном году при 100% успеваемости качество знаний составило 74%, что выше прошлогоднего результата на 3%. Этот показатель соответствует нашему статусу.
Серьезным направлением работы методической службы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей, как путем самообразования, так и через курсовую систему переподготовки. В данное время трехуровневые курсы повышения квалификации прошли 19 человек, из них I уровень — 5 учителей, III уровень — 14 учителей.
Благодаря условиям, созданным в школе для профессионального роста учителей, произошли изменения в повышении квалификационных категорий преподавателей. В 2013-2014 учебном году на базе школы был проведен ряд городских и областных семинаров, которые были направлены на стимулирование творческого поиска учителей и профессиональный рост: областной семинар учителей математики «Учимся преподавать по-новому», семинар учителей начальных классов «Интерактивное обучение в начальных классах», семинар учителей английского языка «Особенности контроля и оценивания иноязычной подготовки учащихся на начальном этапе», городской семинар учителей черчения и ИЗО «Планета мастерства» из опыта преподавания учителя В.Браташовой, областная читательская конференция учителей русского языка и литературы «Никто не забыт, ничто не забыто». Учитель английского языка А. Блгалиева приняла участие в областном семинаре «Инновационные технологии преподавания — ключ к совершенствованию системы образования».
Заместитель директора Р.Масабаева выступила с докладом «Новые подходы в преподавании естественно-математических наук — залог успешности в Международных исследованиях TIMSS, PISA» на семинаре, организованном областным Методическим кабинетом.
В 2013-2014 учебном году в школе велись факультативные занятия по ИВТ в 5-7-х классах, по русскому и английскому языкам в 11-х классах и прикладные курсы в 10-11-х классах по географии, биологии, химии, физике и математике.
Ученики нашей школы в этом году приняли участие в различных конкурсах городского, областного и республиканского масштаба, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты и дипломы.
Для подготовки к олимпиадам проводится индивидуальная работа с учащимися. В текущем учебном году ученики 8-11-х классов приняли активное участие в городских и областных предметных олимпиадах, где показали хорошую подготовку и знания основ наук. Выпускница 11-го класса Диана Галимжанова на республиканской олимпиаде по основам права в Шымкенте заняла ІІ место, ученица 9 класса Айжан Габджанова по географии в Усть-Каменогорске — ІІІ место и ученица Эльвира Мендыбаева — ІІІ место по самопознанию в Алматы.
Говоря о качестве знаний, мы не можем обойти вниманием результаты Внешней оценки учебных достижений и Единого национального тестирования. Понятно, что ВОУД, ЕНТ не единственный критерий оценки качества образования, но пока они являются главной внешней оценкой работы педагогических коллективов. Лучшие результаты среди атырауских выпускников показали учащиеся 9-х и 11-х классов нашей школы. Средний балл ВОУД составил 43,1, а ЕНТ — 82,2. Выпускницы Мария Жасанова и Алтынай Максим стали обладателями «Аттестата с отличием».
Исходя из анализа работы, основными целями и задачами на следующий учебный год являются формирование устойчивых знаний основ общеобразовательных дисциплин, повышение мотивационной сферы обучения.