«100 КОНКРЕТНЫХ ШАГОВ»: НОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ

В стратегическом документе «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», предложенном Н.А. Назарбаевым, особое место, на мой взгляд, занимает шаг 88 «Разработка и реализация национального проекта по продвижению идеи Общества Всеобщего Труда», который направлен на продвижение идеи Общества Всеобщего Труда с учетом планов реализации программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол», второй пятилетки индустриализации.

Идея Общества Всеобщего Труда Главой государства была выдвинута летом 2012 года. Прежде чем перейти к анализу этой программы, давайте рассмотрим феномен труда в контексте процесса глобализации.

СФОРМИРОВАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО ЧЕЛОВЕКА

Труд – это деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя, самореализация человека в обществе и саморазвитие личности. Человека нельзя представить без труда, ведь труд есть созидание и преобразование окружающего мира, фундаментальная основа прогресса мировой цивилизации. У человека, отказавшегося от труда добровольно, происходит внутренняя нравственная деградация, ибо только трудясь, он понимает всю полноту и сложность жизни, многогранность человеческих взаимоотношений. Труд дисциплинирует и организует жизнь человека, и через эту внешнюю организацию происходит упорядочение внутреннего мира, достижение им душевной гармонии. К этому, естественно, приводит лишь труд, который рассматривается человеком как возможность реализации своей личности в обществе.
Для успешного развития в современном мире руководством страны принят курс на социальную модернизацию. Когда в Казахстане говорилось об инновационной экономике, то ранее чаще всего под этим подразумевалась модернизация технологий в традиционных сферах экономики и бизнеса. Но Глава государства дал четкое направление – именно человек и его ценностная основа являются первейшим условием и фундаментом любого развития. Богатые природные ресурсы, иностранные займы еще не обеспечивают высокий уровень развития экономики, поэтому необходимо формирование самого субъекта рынка – экономически активного человека, который приведет в движение механизм свободных экономических отношений. Не в первый раз Лидер нации призывает казахстанцев сменить психологию получателя благ от государства на психологию творца своей благополучной жизни и происходящих в стране процессов. «Каждому казахстанцу надо начать с себя» и «без этого никакое качество жизни не придет», — говорит Елбасы.
Однако реалии нашего времени таковы, что социально значимые нормы и ценности трудовых отношений перестали быть центральными категориями экономических и политических преобразований, происходящих в нашем обществе. Среди субъективных причин можно назвать низкий уровень мотивации к труду, размытость нравственной позиции. Как отметил Президент, получили широкое распространение «неверные формы достижения благополучия – «меньше работать – больше получать, делать деньги из воздуха». Среди ложных и опасных путей достижения материального благополучия встречаются и нелегитимные формы обогащения – незаконное присвоение активов, коррупция, «отмывание» денег, превышение служебных полномочий, использование родственных связей для продвижения своих интересов.
Отдельной проблемой является социальное иждивенчество населения, доставшееся в наследство от советской системы государственного распределения и социального обеспечения, потребительское отношение к государству, когда здоровый человек сознательно стремится обеспечить для себя приемлемые условия существования лишь за счет других. Опасным для общества является и социальный инфантилизм, выражающийся в несамостоятельности действий личности, в доминирующей потребности в удовольствии и развлечении.
Поэтому вопрос социальной модернизации через трансформацию психологии человека актуален для Казахстана. И для осуществления этой задачи необходим ментальный сдвиг в сознании человека, который предполагает веру в прогресс, склонность к экономическому совершенствованию и росту, готовность адаптироваться к изменениям и постоянное пополнение багажа знаний.

«СДЕЛАЙ САМОГО СЕБЯ САМ»

Как показывают примеры стран, которые за короткий срок смогли совершить скачок в своем развитии, этой ценностью является некое гражданское творчество, проявляемое увлеченными трудоголиками по призванию. Например, Япония и Германия перед сотворением своего экономического чуда сумели нарастить уровень социального капитала, и в нем центральное место заняли меры по культивированию труда.
Почему именно труд становится главной мировоззренческой ценностью устремленного к успеху Казахстана? Ответ на этот вопрос мы можем найти у Бенджамина Франклина – одного из отцов-основателей США. Он первым объяснил развивающее значение труда, сформированное им в знаменитых 13 заповедях, в основе которых лежат такие ценности, как умеренность, порядок, трудолюбие, бережливость, справедливость и спокойствие. Пропагандируя свой образ жизни, Франклин впервые ввел в оборот ныне всем известный принцип «сделай самого себя».
Позднее М. Вебер описал влияние протестантского отношения к труду на капиталистический дух. Вспомним основные характеристики ценностных ориентиров гражданина, способного своим образом жизни укрепить капиталистические ценности. Жизненный идеал – это труд, направленный на создание рационального способа распределения материальных благ. Само дело становится необходимым условием существования, когда человек существует для дела, а не дело для человека. Богатство как результат не столь значимо по сравнению с чувством «хорошо исполненного долга в рамках своего предназначения». Неутомимая деятельность дает уверенность в избранности. И самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени, потому что жизнь человека коротка и драгоценна и должна быть использована для реализации своего призвания.
Поэтому формирование таких капиталистических ценностей в человеке как в исполнителе и субъекте экономических отношений является недостающим ресурсом развития экономики и общества в целом. К счастью, есть положительная тенденция, что мы в настоящей реальности постепенно подходим к тому, что одним из главных источников благосостояния является профессионализм. И чтобы стать асом в наше ускоряющееся время, необходимо непрерывно продолжать самообразование, верить в свое предназначение через профессиональное самовыражение. Ведь оно наряду с такими качествами, как трудолюбие, ответственность и стремление к богатству, позволяет человеку стать успешной личностью.
В современном мире достаточно примеров того, как капиталистические ценности влияют на повышение уровня жизни граждан. В Сингапуре, Южной Корее, Японии процветает культ ответственного отношения к работе. В Стране восходящего солнца, например, замечание по поводу того, что человек плохо работает, является самым оскорбительным и общественно порицаемым. И в этом проявляется невидимая рука рынка, который в конкурентной среде отбирает только честных, бережливых и ответственных своих участников. Вхождение же в мировой рынок требует дисциплины, верховенства закона, прозрачности и доступа к информации. Эти изменения ведут к возникновению процветающего среднего класса, который является прочной основой стабильной демократии.

ИСКОРЕНЯТЬ ЧУВСТВО ПУСТОГО РАСТОЧИТЕЛЬСТВА

В повседневной трудовой жизни критерии справедливости отождествляются, прежде всего, с объективной оценкой труда. Человек должен быть уверен в том, что его работа будет оценена по достоинству. Возьмем, к примеру, распространенную практику оплаты труда, основанную на фиксированных тарифных ставках и должностных окладах. Такой подход порождает уравниловку, которую население испытало еще в советские времена. К чему в итоге привел уравнительный принцип, мы все знаем. Кроме того, поддержка государством плодотворно работающего человека должна заключаться также в общественном внимании и признании его трудового вклада. Должны быть в почете профессиональные компетенции человека!
Вопросом государственной важности является также повышение эффективности труда, пока весьма низкой по сравнению с развитыми странами. По данным некоторых исследований, в этом страны СНГ в 30 раз отстают от Евросоюза и США. Эффективность же тесно связана и с проблемой рационального использования ресурсов, которая во многом зависит от самих работников, их отношения к делу. Следует отметить, что зарубежные фирмы уделяют большое внимание воспитанию своих работников в духе бережливости, к примеру, в Японии пустые траты считаются позором, чуть ли не преступлением. Мы тоже должны прививать чувство неприятия пустого расточительства наших ресурсов гражданам еще со школьной скамьи.
Таким образом, шаги на пути к формированию новой эффективной модели социально-трудовых отношений представляют собой конкретные механизмы, направленные на реализацию экономических и социальных интересов государства, общества и каждого гражданина. Общество Всеобщего Труда является новой социальной моделью, соответствующей тем глобальным изменениям, которые наметились в связи с переходом современного мира к постиндустриальному типу развития. И, по своей сути, это глобальная жизнеспособная модель дальнейшего прогресса не только нашей страны, но и в перспективе всего человечества.

Айдын Лукпанов,
старший преподаватель Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова,
старший эксперт КГУ «Қоғамдық келісім» аппарата акима Атырауской области.

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна