Общество

«100 КОНКРЕТНЫХ ШАГОВ»: НОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ

В стратегическом документе «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», предложенном Н.А. Назарбаевым, особое место, на мой взгляд, занимает шаг 88 «Разработка и реализация национального проекта по продвижению идеи Общества Всеобщего Труда», который направлен на продвижение идеи Общества Всеобщего Труда с учетом планов реализации программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол», второй пятилетки индустриализации.

Идея Общества Всеобщего Труда Главой государства была выдвинута летом 2012 года. Прежде чем перейти к анализу этой программы, давайте рассмотрим феномен труда в контексте процесса глобализации.

СФОРМИРОВАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО ЧЕЛОВЕКА

Труд – это деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя, самореализация человека в обществе и саморазвитие личности. Человека нельзя представить без труда, ведь труд есть созидание и преобразование окружающего мира, фундаментальная основа прогресса мировой цивилизации. У человека, отказавшегося от труда добровольно, происходит внутренняя нравственная деградация, ибо только трудясь, он понимает всю полноту и сложность жизни, многогранность человеческих взаимоотношений. Труд дисциплинирует и организует жизнь человека, и через эту внешнюю организацию происходит упорядочение внутреннего мира, достижение им душевной гармонии. К этому, естественно, приводит лишь труд, который рассматривается человеком как возможность реализации своей личности в обществе.
Для успешного развития в современном мире руководством страны принят курс на социальную модернизацию. Когда в Казахстане говорилось об инновационной экономике, то ранее чаще всего под этим подразумевалась модернизация технологий в традиционных сферах экономики и бизнеса. Но Глава государства дал четкое направление – именно человек и его ценностная основа являются первейшим условием и фундаментом любого развития. Богатые природные ресурсы, иностранные займы еще не обеспечивают высокий уровень развития экономики, поэтому необходимо формирование самого субъекта рынка – экономически активного человека, который приведет в движение механизм свободных экономических отношений. Не в первый раз Лидер нации призывает казахстанцев сменить психологию получателя благ от государства на психологию творца своей благополучной жизни и происходящих в стране процессов. «Каждому казахстанцу надо начать с себя» и «без этого никакое качество жизни не придет», — говорит Елбасы.
Однако реалии нашего времени таковы, что социально значимые нормы и ценности трудовых отношений перестали быть центральными категориями экономических и политических преобразований, происходящих в нашем обществе. Среди субъективных причин можно назвать низкий уровень мотивации к труду, размытость нравственной позиции. Как отметил Президент, получили широкое распространение «неверные формы достижения благополучия – «меньше работать – больше получать, делать деньги из воздуха». Среди ложных и опасных путей достижения материального благополучия встречаются и нелегитимные формы обогащения – незаконное присвоение активов, коррупция, «отмывание» денег, превышение служебных полномочий, использование родственных связей для продвижения своих интересов.
Отдельной проблемой является социальное иждивенчество населения, доставшееся в наследство от советской системы государственного распределения и социального обеспечения, потребительское отношение к государству, когда здоровый человек сознательно стремится обеспечить для себя приемлемые условия существования лишь за счет других. Опасным для общества является и социальный инфантилизм, выражающийся в несамостоятельности действий личности, в доминирующей потребности в удовольствии и развлечении.
Поэтому вопрос социальной модернизации через трансформацию психологии человека актуален для Казахстана. И для осуществления этой задачи необходим ментальный сдвиг в сознании человека, который предполагает веру в прогресс, склонность к экономическому совершенствованию и росту, готовность адаптироваться к изменениям и постоянное пополнение багажа знаний.

«СДЕЛАЙ САМОГО СЕБЯ САМ»

Как показывают примеры стран, которые за короткий срок смогли совершить скачок в своем развитии, этой ценностью является некое гражданское творчество, проявляемое увлеченными трудоголиками по призванию. Например, Япония и Германия перед сотворением своего экономического чуда сумели нарастить уровень социального капитала, и в нем центральное место заняли меры по культивированию труда.
Почему именно труд становится главной мировоззренческой ценностью устремленного к успеху Казахстана? Ответ на этот вопрос мы можем найти у Бенджамина Франклина – одного из отцов-основателей США. Он первым объяснил развивающее значение труда, сформированное им в знаменитых 13 заповедях, в основе которых лежат такие ценности, как умеренность, порядок, трудолюбие, бережливость, справедливость и спокойствие. Пропагандируя свой образ жизни, Франклин впервые ввел в оборот ныне всем известный принцип «сделай самого себя».
Позднее М. Вебер описал влияние протестантского отношения к труду на капиталистический дух. Вспомним основные характеристики ценностных ориентиров гражданина, способного своим образом жизни укрепить капиталистические ценности. Жизненный идеал – это труд, направленный на создание рационального способа распределения материальных благ. Само дело становится необходимым условием существования, когда человек существует для дела, а не дело для человека. Богатство как результат не столь значимо по сравнению с чувством «хорошо исполненного долга в рамках своего предназначения». Неутомимая деятельность дает уверенность в избранности. И самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени, потому что жизнь человека коротка и драгоценна и должна быть использована для реализации своего призвания.
Поэтому формирование таких капиталистических ценностей в человеке как в исполнителе и субъекте экономических отношений является недостающим ресурсом развития экономики и общества в целом. К счастью, есть положительная тенденция, что мы в настоящей реальности постепенно подходим к тому, что одним из главных источников благосостояния является профессионализм. И чтобы стать асом в наше ускоряющееся время, необходимо непрерывно продолжать самообразование, верить в свое предназначение через профессиональное самовыражение. Ведь оно наряду с такими качествами, как трудолюбие, ответственность и стремление к богатству, позволяет человеку стать успешной личностью.
В современном мире достаточно примеров того, как капиталистические ценности влияют на повышение уровня жизни граждан. В Сингапуре, Южной Корее, Японии процветает культ ответственного отношения к работе. В Стране восходящего солнца, например, замечание по поводу того, что человек плохо работает, является самым оскорбительным и общественно порицаемым. И в этом проявляется невидимая рука рынка, который в конкурентной среде отбирает только честных, бережливых и ответственных своих участников. Вхождение же в мировой рынок требует дисциплины, верховенства закона, прозрачности и доступа к информации. Эти изменения ведут к возникновению процветающего среднего класса, который является прочной основой стабильной демократии.

ИСКОРЕНЯТЬ ЧУВСТВО ПУСТОГО РАСТОЧИТЕЛЬСТВА

В повседневной трудовой жизни критерии справедливости отождествляются, прежде всего, с объективной оценкой труда. Человек должен быть уверен в том, что его работа будет оценена по достоинству. Возьмем, к примеру, распространенную практику оплаты труда, основанную на фиксированных тарифных ставках и должностных окладах. Такой подход порождает уравниловку, которую население испытало еще в советские времена. К чему в итоге привел уравнительный принцип, мы все знаем. Кроме того, поддержка государством плодотворно работающего человека должна заключаться также в общественном внимании и признании его трудового вклада. Должны быть в почете профессиональные компетенции человека!
Вопросом государственной важности является также повышение эффективности труда, пока весьма низкой по сравнению с развитыми странами. По данным некоторых исследований, в этом страны СНГ в 30 раз отстают от Евросоюза и США. Эффективность же тесно связана и с проблемой рационального использования ресурсов, которая во многом зависит от самих работников, их отношения к делу. Следует отметить, что зарубежные фирмы уделяют большое внимание воспитанию своих работников в духе бережливости, к примеру, в Японии пустые траты считаются позором, чуть ли не преступлением. Мы тоже должны прививать чувство неприятия пустого расточительства наших ресурсов гражданам еще со школьной скамьи.
Таким образом, шаги на пути к формированию новой эффективной модели социально-трудовых отношений представляют собой конкретные механизмы, направленные на реализацию экономических и социальных интересов государства, общества и каждого гражданина. Общество Всеобщего Труда является новой социальной моделью, соответствующей тем глобальным изменениям, которые наметились в связи с переходом современного мира к постиндустриальному типу развития. И, по своей сути, это глобальная жизнеспособная модель дальнейшего прогресса не только нашей страны, но и в перспективе всего человечества.

Айдын Лукпанов,
старший преподаватель Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова,
старший эксперт КГУ «Қоғамдық келісім» аппарата акима Атырауской области.

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button