За пробелы в знаниях спрос с учителей
На базе Атырауского института нефти и газа состоялось заседание представителей образовательной сферы, на котором были обсуждены организационные моменты предстоящего Единого национального тестирования.
В этом году ЕНТ будет организовано в девяти пунктах. Семь из них в районах и два в городе – в здании Института нефти и газа и Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамедова. В ходе заседания начальники районных и городского отдела образования сообщили, что на местах уже закупаются ручные и рамочные металлоискатели, камеры видеонаблюдения, заглушки сотовой связи и все необходимое для проведения ЕНТ. Остается открытым лишь вопрос установки большого экрана у входа в пункт проведения тестирования, где за ходом экзамена смогут наблюдать родители абитуриентов. Заместитель руководителя управления образования Злиха Дуйсекенова порекомендовала по возможности организовать установку такого экрана. Проведение нынешнего ЕНТ ничем не будет отличаться от предыдущих, поэтому ответственность превыше всего.
Наряду с этим руководитель департамента по контролю за качеством образования Бектур Кали отчитался о проведении внешней оценки учебных достижений (ВОУД).
— Из 12 не аттестованных школ, где участвовали ученики 4-х классов, 273 школьника получили двойки по казахскому языку и 346 по математике. Также были выявлены факты нарушений требований образовательных стандартов в дошкольных учреждениях. Для всех не аттестованных школ даны сроки для устранения изъянов, — сказал руководитель департамента по контролю за качеством образования. — В этом году были проведены внеплановые проверки по 10-ти заявлениям от родителей в адрес работников образования.
Со слов Бектура Кали, зачастую директора школ признаются, что не могут повлиять на учителя, хотя и знают о больших пробелах в образовательном процессе. Эти слова подтвердила и Злиха Дуйсекенова, отметив, что действительно, некоторые директора перестали посещать уроки, не идут на контакт с родителями, которые в свою очередь по многим вопросам обращаются в управление образования, а учителя неправильно объясняют тему, поэтому и образовались большие пробелы в знаниях.
— Я считаю, чтобы добиться желаемых результатов в образовании, было бы хорошо ввести в практику проведение тестирования после каждой пройденной новой темы. В результате школьники будут привыкать к тестированию и закрепят полученные знания, — говорит Злиха Кадырбаевна.
А руководитель Махамбетского районного отдела образования Самат Жайлашев сетует на дефицит хороших, грамотных кадров в образовательной сфере: «Не раз приходилось сталкиваться с тем, что техничка, работающая в школе, заочно учится на учителя. Получив заочное образование, она идет работать учителем. Как мы можем говорить о качестве знаний, если у нас такие кадры? Я считаю, что первое образование человек должен получить, обучаясь на дневном отделении. Из-за дефицита кадров многие учителя пенсионного возраста до сих пор работают. Не хватает и русскоязычных специалистов».
В череде мнений по улучшению ситуации в образовании прозвучало предложение ввести такую форму работы с отстающими учениками — не освоил программу, учись заново.
ЦИФРЫ
С января по апрель этого года в 17 образовательных учреждениях, 15 из которых школы и 2 детских сада, была проведена государственная аттестация. В результате 12 школ и два детских садика не прошли аттестацию. Надо отметить, что с каждым годом число не аттестованных учебных организаций растет. Если в 2014 году этот показатель составлял 50,7 процента, то в 2015 году — уже 65,0, а в этом году еще больше – 82,4 процента.
Динара КАНБЕТОВА