Взаимовыгодное сотрудничество

Перед современной школой стоит актуальная задача перехода от состояния сосуществования с родительской общественностью к эффективному сотрудничеству. Настало время нового мировоззрения. Основа его – укрепление семьи, борьба против насилия и жестокости через расширение партнерства государства, школы, семьи.
Вовлечение семьи в образовательный процесс способствует разделению ответственности обеих сторон за результаты обучения и воспитание подрастающего поколения.
С этой целью в Малой академии искусств имени Н.Тлендиева был создан попечительский совет, в состав которого входят родители и учителя. Цель совета – участие в общественной жизни школы. Проводятся различные мероприятия: «Спортландия – веселые старты», в которых участвуют семейные команды (родители и ученики), анкетирование «Права и обязанности ребенка в школе», классные часы «Семья в моей жизни», конкурсы рисунков «Мой дом – моя крепость».
Целью и семьи, и школы является создание благоприятных условий для развития личности ребенка, его ценностных ориентаций, раскрытия индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
В настоящий момент отношения между семьями и образовательными учреждениями обнаруживают проблемы, связанные с несовпадением взаимных ожиданий. Многие семьи не удовлетворены качеством дошкольного и школьного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не формируют у детей стремления к самореализации, не оказывают необходимой профессиональной психологической и педагогической помощи.
Со своей стороны педагоги предъявляют серьезные претензии к родителям некоторых школьников, как к недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим обязанности по отношению к собственным детям, не создающим для них необходимых условий.
Как разрешение проблем, так и эффективное развитие образовательно-воспитательного процесса в школе возможно, если осуществить комплексный подход к организации процесса на основе партнерства школы и общественности. Работая над формированием структуры образования ХХI века, необходимо делать ставку на воспитательный потенциал семьи. Школа не должна заниматься перевоспитанием, а максимально использовать то, что в ребенке заложено природой и семьей, сохраняя при этом его индивидуальность. Только на такой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания. Тогда личность ребенка будет развиваться гармонично.
Задача школы – создание благоприятных условий для развития личности ребенка, участника образовательного процесса, задача родителей – быть готовыми к тесному сотрудничеству со школой.
Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Образовательное учреждение приглашает семью к сотрудничеству. В свою очередь, семья должна рассматривать школу как друга в деле воспитания ребенка.
И если партнерство семьи и школы состоится, то обе стороны достигнут желаемых результатов.

Е.ВИХРЕВА,
заместитель директора по воспитательной работе
Малой академии искусств