Образование: реформы продолжаются
Высшие учебные заведения получат финансовую свободу для более эффективной деятельности. Если раньше это было коммунальное государственное предприятие (КГП), затем им дали возможность вести полную хозяйственную деятельность (ПХВ), то теперь это будет уже некоммерческое Акционерное Общество.
Об этом на встрече с профессорско-преподавательским составом Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова сообщил министр образования и науки Республики Казахстан Ерлан Сагадиев. Реформирование в образовательной системе, в том числе в высшем звене, продолжается. Реформы серьезные и вносятся какие-то изменения практически каждый год. Но, как неоднократно отметил Ерлан Сагадиев, это необходимо для того, чтобы сделать отечественные вузы привлекательными. На сегодня в Казахстане учатся 13 тысяч иностранных студентов. Из них 12 тысяч — казахи, живущие за рубежом, которые воспользовались возможностью получить высшее образование по льготной системе. Эти цифры не особо радуют – казахстанские вузы пока нельзя назвать престижными для молодых жителей стран Центральной Азии и постсоветского пространства.
– Поэтому вузы получат финансовую свободу, в том числе, чтобы повысить заработную плату своим преподавателям и материально заинтересовать их, – отметил министр. – Размер заработной платы может быть индивидуальным и решаться на уровне ректората и Попечительского совета. Государство вмешиваться в систему распределения заработной платы не будет. Но о качестве работы вузов мы узнаем по рейтингам.
Сделать рейтинги вузов помогут пенсионные фонды
Они, эти рейтинги, будут составляться вовсе не по мониторингу. На этот раз Министерство решило пойти другим путем. Будут браться данные отчислений в пенсионный фонд. По данным ИИН можно без труда узнать, работает ли выпускник вуза по специальности, на какой позиции трудится, как долго искал работу после получения диплома. Возможно, даже сумма заработной платы выпускника вуза будет иметь какое-то влияние на рейтинг. Плохому специалисту высокую заработную плату вряд ли предложат.
Будет вестись опрос выпускников вузов – молодой специалист, получивший в родном альма-матер качественное образование, вряд ли станет оговаривать вуз. Важным показателем станет число студентов определенного вуза, поступивших в магистратуру, в том числе, и за пределами Казахстана. Будут заслушиваться вузы, учитываться их образовательные программы, материально-техническая база.
– И по результатам рейтинга некоторым вузам станет грустно, так как государственное финансирование, возможно, будет сведено к нулю. А деньги высшие учебные заведения будут получать в виде грантов. Куда пойдет студент, туда последует и грант. А студент пойдет туда, где лучше обучают. Ведь он постарается стать конкурентоспособным на рынке труда. Такой подход заставит сменить систему высшего образования и научит работать всех.
Как заинтересовать учителя?
Еще один важный момент, на котором остановился министр образования и науки РК, – качество педагогической системы, так как большинство студентов АГУ обу-чаются по педагогическим специальностям. Государство практически ежегодно делает прибавку к заработной плате учителей, но их безжалостно съедает инфляция. И, скажем откровенно, эти прибавки-надбавки совсем невелики. Например, прибавка к заработной плате на 25-50 процентов означает увеличение зарплаты лишь на 2-5 тысяч тенге. Более, чем скромно.
– Теперь разница между учителями без категории и учителями высшей категории будет ощутимой, – уверен Ерлан Сагадиев. – Это составит порядка 50 тысяч тенге. А раньше разница между высшим и низшим звеном была всего 17 000 тенге. То есть, один шаг будет эквивалентен нескольким тысячам тенге. К имеющимся категориям добавляется и новая квалификация – учитель-мастер, то есть, с допуском обучать самих учителей. Цель одна – сделать профессию учителя привлекательной.
Новшества будут заметны и в системе общего среднего образования. Предположительно с 2019 учебного года, если успеют подготовить кадры и издать учебники, а в крайнем случае, с 2020 учебного года первые классы начнут обучаться исключительно на латинице. С 2019 года будут вестись уроки в выпускных классах на английском языке. Министр допускает, что, возможно, не удастся запустить сразу четыре предмета, как планировалось, но один предмет на выбор с обучением на английском языке обязательно будет. 16 тысяч казахстанских учителей проходят курсы повышения квалификации с тем, чтобы вести предметы на английском языке. И результаты обнадеживают.
– Никто не ждет сиюминутного результата, но он будет. И мы к этому идем, — отмечает Ерлан Сагадиев. – Мы не можем ждать, пока пройдут 10-15-20 лет, чтобы увидеть изменения. Мир вокруг другой. И нам надо меняться стремительно. Иначе нельзя.
Врачей мы будем готовить сами
Как отметил глава ведомства, в Казахстане все больше становятся популярными так называемые социальные профессии. Это профессии врача и учителя. Они всегда будут нужны, всегда будут популярны и будут оставаться под опекой государства. Профессия врача сейчас пользуется большим спросом среди молодых людей – конкурсы в наших медвузах такие, что может позавидовать ректор любого высшего учебного заведения. Министерство даже готово пойти на то, чтобы открыть при местных вузах медицинские факультеты, если акиматы возьмут на себя обязательство обеспечить клинической базой – без этого выучиться на врача невозможно. Для нашей области это весьма актуально – врачей в регионе не хватает, иного специалиста в село не заманишь, в областном центре ведут прием в основном приезжие врачи. Если акимат области готов дополнительно профинансировать одну из двух областных больниц, тогда быть в атырауском вузе медицинскому факультету. Вакуум надо заполнять. Или, как еще говорят в народе, спрос рождает предложение.
На встрече в Атырауском государственном университете имени Х. Досмухамедова, куда были приглашены ректоры всех трех вузов региона, приняла участие заместитель акима Атырауской области Нурсауле Сайлауова. Министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев ответил на вопросы участников встречи. В этот же день руководитель Мин-образования встретился с директорами школ.
Марина КУАНЫШЕВА