Время помочь будущему
Новые школы Атырау дают хорошие возможности для всех детей получить полноценное образование.
Марина КУАНЫШЕВА
В свои 14 лет Саида Куракбаева впервые попала на урок. Девочка учится в 7 классе, но все эти годы получала образование дома – к врожденному ДЦП врачи добавили задержку психического развития, и на семейном совете было решено, что пока для Саиды будет комфортно домашнее обучение.
Но природа человека берет свое — девочка нуждалась в общении со сверстниками. К тому же методика лечения ЗПР дала неплохие результаты. Но школа была далеко от дома, потом началась пандемия. В общем, классное обучение откладывалось и откладывалось.
Несколько лет назад семья Куракбаевых переехала в микрорайон Береке, а в декабре 2021 года по соседству открыли новую общеобразовательную школу №42, и документы Саиды перешли в новое учебное заведение. Каково же было удивление, когда учителя предложили семье приводить ребенка в школу, так как учебное заведение располагает хорошими условиями: есть пандус, предусмотрен лифт. Саида может передвигаться самостоятельно, но дается ей это с большим трудом. Тогда специально для нее в школе приобрели коляску, и человек с ограниченными потребностями, наконец-то, смог посетить свой первый в жизни урок.
— Для дочери это было настоящее событие, — рассказывает Айгуль Кенжебекова, мама Саиды. – Долгие годы мы обещали ей, что когда-нибудь наступит такой день, когда она сможет самостоятельно переступить порог школы. И это свершилось. Дочь воодушевилась, стала собранной. У нее появились энергия, сила. Точные науки ей даются с трудом, а вот гуманитарные очень нравятся. Ей помогают одноклассники и классный руководитель Шынар Агисова. Недавний поход в школьную столовую стал для Саиды еще одним потрясением – в хорошем смысле слова. У нас в зачете вот такие маленькие победы.
Всего к новой школе №42, расположенной в микрорайоне Береке, прикреплено четыре ребенка с ограниченными возможностями, двое уже учатся в стенах школы.
В НОВОЙ ШКОЛЕ ХОРОШО!
Как знают наши читатели, это совершенно новый микрорайон на карте нашего города. Сюда, в Береке, переехали многодетные мамы, как семья Саиды, жители аварийных домов, льготники, государственные служащие, работники бюджетной сферы, немало и педагогов, которые нашли себе работу в новой школе. Школа первой по области приняла учителей на работу по конкурсу. Благодаря этому собрался хороший коллектив, а полноценно учебное заведение заработало всего месяц назад – с 17 января 2022 года. И педагоги сразу взяли за правило по-новому и креативно подходить к работе.
Учителя сами стали переобучаться работать по-новому, проводить тимбилдинги, тренинги. Все мы родом из детства и знаем, что хороший учитель – секрет успеха ученика. Как встретить его, чтобы он был активным на уроке и точно захотел прийти на занятия снова? Ответ на этот вопрос уже знают в 42-й школе, потому здесь смогли создать такую обстановку, когда учителя и ученики работают в тандеме. И хотя их совместной работе всего один месяц, уже чувствуется позитивная, дружественная атмосфера. Учителя с учениками успели провести декады по урокам самопознания, английскому языку, семинары для учителей начальных классов. Но что нас особенно порадовало, так это ведение таких предметов, как рисование и живопись, во время которых учат писать кистью, а также уроки труда, домоводства, где учителя показывают азы вязания и шитья, а мальчишки учатся мастерить скворечники. Давно в школе мы такого не видели. В погоне за успешной сдачей Единого национального тестирования во многих школах, похоже, позабыли о предметах, направленных на творческое и физическое развитие ученика — это уроки пения, рисования, технологии, физической культуры, заменяя их физикой, математикой, химией и другими предметами, предусмотренными в тестах.
В новой школе уже набирают обороты кружки по интересам – есть дебатный клуб, кружок ораторского искусства, юных поэтов, кружок танцев «Асуман».
Тут надо отдать должное исполняющему обязанности директора школы Айнур Хусаиновой, которая сумела всего за один месяц грамотно построить работу и создать позитивную атмосферу. Это можно расценивать как реализация программы «Дорожная карта развития образования Атырауской области на 2021-2023 годы». Айнур Амангельдиевна успешно закончила этот курс и получила специальный сертификат, обучалась менеджменту в образовании, управлению школой, которое было посвящено будущим руководителям образовательных организаций.
— В рамках этого курса мы получили большой опыт управления современными школами. Теперь мы на практике применяем то, что узнали на курсах. Наш главный принцип: счастливый ученик – залог успешной школы, — говорит Айнур Хусаинова.
ТУТ ТЕБЕ И БОКСЕРСКИЙ РИНГ
На стенах огромной школы, поделенной на три блока для разных возрастов, вы не увидите цитаты из произведений, которые много лет подряд примитивно украшали кабинеты и коридоры. Класс должен быть современным пространством для обучения и творчества. В разработке дизайна тут придерживаются единой системы оформления классов, но при этом вариативной, чтобы можно было адаптировать дизайн к каждому предмету. И по возможности внедрить некоторые принципы современных образовательных пространств, дать возможность учителям и ученикам взаимодействовать с пространством и менять его.
В новой школе к оформлению подошли живо и с новизной, разрешив разукрасить стены по определенной тематике, получилась своего рода стена-подсказка.
Вы бы видели столовую новой школы, где предусмотрен очень удобный пандус с низким откатом и прочными перилами, как раз для таких детей, как Саида. Столовая получилась простой и светлой. И зря вы думаете, что в школе это не самый главный пункт. Для некоторых детей (а в новом микрорайоне немало жителей с низким достатком) школа остается единственным местом, где дети могут полноценно поесть – государство предусматривает бесплатное горячее питание с 1 по 11 класс школьнику из семьи с низким материальным положением. К тому же в школах работают более 120 сотрудников, в том числе 80 педагогов. Для них такие точки общественного питания очень даже кстати.
Честное слово, мы напросились в школу, чтобы посмотреть, работает ли лифт. В некоторых наших учебных заведениях нет спортзала, не говоря уже об актовом, нет столовой, классы размещены в перекрытых коридорах. А тут лифт! А каким прекрасным спортзалом располагает школа!
Тут тебе и боксерский ринг, чего нет в других учебных заведениях, канаты, скалодром, на территории еще две большие спортплощадки, то есть новая школа очень привлекательна, теперь главное – с умом, грамотно и расчетливо применить все возможности на деле.
Еще нет даже в планах построить в микрорайоне Береке Дом культуры, ФОК, центры развития, библиотеки, коворкинг-центры. А значит, еще долгое время школа будет выполнять своеобразную роль центра притяжения людей – сюда будет ходить половина его жителей – дети, родители, учителя, технический персонал, как минимум, 2,5-3 тысячи человек.
ДЕНЬГИ ПОЙДУТ ЗА ШКОЛЬНИКАМИ
Тут мы плавно хотели бы перейти на тему подушевого финансирования школ. К сожалению, из-за пандемии отложили систему подушевого финансирования учеников, а она имеет большие перспективы. Тем более в Казахстане уже внедрена эта система, и она дала неплохие результаты, когда деньги идут туда, куда идет ученик.
Почти во всем мире признано, что наиболее предпочтительным методом распределения ресурсов на образование является схема «деньги следуют за учащимся», то есть финансирование на основе спроса. Его часто называют подушевым распределением средств или нормативно-бюджетным финансированием. Справедливо.
Что же стало причиной для введения подушевого нормативного финансирования в Казахстане? Как сообщило Министерство образования и науки РК, анализ фактических расходов школ показал, что при сметном финансировании средние затраты на обучение в стране на одного учащегося варьируются от 155,6 до 358,7 тыс. тенге. При этом в структуре расходов 93,7% приходится на оплату труда и лишь 6,3% — на остальные виды расходов, включая коммунальные услуги, услуги связи, текущий ремонт и прочее. Это работает во вред качеству, об этом свидетельствует ухудшение состояния учебно-материальной базы средних учебных заведений, появление аварийных школ.
При подушевом расчете размер финансирования для среднего учебного заведения будет зависеть от фактического количества учащихся. Соответственно, это повлияет и на зарплату педагогического состава. Таким образом, школы станут заинтересованы в том, чтобы постоянно улучшать качество образования. Учитель сможет больше заработать. Действующая сейчас схема необъективно оценивает труд педагога.
В одном классе могут учиться 35 учеников, и это часто наблюдается, а в другом — всего 20, а оплата труда педагогов одинаковая. Некоторые директора школ не заинтересованы брать учеников – зачем лишние заботы, когда всем платят одинаково. И уже ни для кого не секрет, что родители для будущего своих детей выбирают лучшие школы, возя их из Привокзального в центр, из Дамбы в Нурсаю, из Химпоселка в Авангард. Подушевое финансирование заставит учителей работать лучше, директора возьмут наконец на себя функцию менеджера и маркетолога, сделают школу привлекательной для потока денег.
БЕЗГРАНИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Школе надо дать больше свободы, дать возможность зарабатывать. Чтобы не только уроки проводились, но и другие полезные занятия. Например, можно задействовать летний лагерь, на выходные дни открыть спортивные секции и кружки, участвуя по другой системе подушевого финансирования — по линии Министерства культуры и спорта РК, когда работу секций, студий и кружков готово оплачивать государство. А для педагогов это будет как дополнительный заработок.
На платной основе при школах, если есть возможность, можно открыть группу продленного дня с питанием, игровыми моментами и даже дневным сном. На сегодня 70 процентов детей начальных классов посещают такие продленки, правда, в частных организациях, что очень неудобно для работающих родителей – надо забрать ребенка из школы и вовремя привести с группу продленного дня. А тут тебе в одних стенах дети будут находиться и после основных уроков.
Можно даже сдавать под аренду актовый зал и проводить различные мероприятия во время школьных каникул, чтобы не мешать учебному процессу. В той же школе №42 есть очень хороший просторный актовый зал, не хуже концертных залов ДК. Так вот, для жителей микрорайона Береке в стенах школы наши оркестранты могли бы давать хорошие концерты, проводить конкурсы, выставки. Да мало ли чего можно придумать при творческом подходе.
Хороший доход школы даст возможность приглашать лучшие педагогические кадры. В последнее время стала наблюдаться позитивная тенденция, когда в городские школы идут работать мужчины. Прямо душа обрадовалась, когда мы встретили заместителя директора школы №42 Батыржана Тлектесулы. Он преподает физику, ведет страницу школы в социальных сетях и одержим идеей оснастить школу самым современным интерактивным оборудованием, приборами, наглядными пособиями, мебелью для учебных и дошкольных заведений.
— Представляете, как можно увлеченно проводить уроки физики, чтобы это не оставалось только в учебниках и тетрадках учеников, а они потом в жизни могли полноценно их применить. Например, рассчитать силу удара молотка при ремонте или давление лопаты, если придется рыхлить землю.
Такое оборудование школы могут и сами купить, если перейти на подушевое финансирование и разрешить им самостоятельно зарабатывать.
С пользой для всего населения микрорайона Береке можно открыть и психологический кабинет, который уже успешно работает в школе №42. Тут работают два психолога Камшат Шокешова и Асем Болаткызы, которые на данный момент помогают не только ученикам, но и учителям (как работать с трудными подростками) и даже родителям. Ведь нередко даже папы и мамы не знают, как разговаривать с ребенком в переходном возрасте.
Проект подушевого финансирования пока в перспективе, а вот инновационный подход к работе, который применяют в школе №42, можно уже сейчас внедрять в учебные заведения. Начните завтрашнее школьное утро с обнимашек и дружеских приветствий учеников, и класс будет настроен на хороший урок.
P.S. Школы сейчас должны быть другие. Учебные заведения нового формата должны разносторонне и полноценно готовить человека, который смог бы реализовать себя в современном мире. Тут одной таблицей умножения и диктантами уже не обойдешься. Настало время помочь будущему.