Триязычие: быть конкуретоспособным
Глобальные преобразования, которые происходят во всех сферах современной социальной и духовной жизни, заостряют проблему образования. От ее решения зависит, каким будет человечество в XXI веке, какие приоритеты оно выберет.
Сегодня наши педагоги находятся в условиях смены парадигмы образования, модели профессионально-педагогической деятельности обновления, содержания образования. Образование не может слепо подчиняться экономическим критериям. Оно выполняет функцию культурного воспроизводства нации. Образование – это та сфера, в которой формируется интеллектуальный потенциал народа. Это – формирование новых смыслов и образов будущего, которое мы созидаем. В связи с этим, гуманизация и гуманитаризация образования становятся определенными факторами развития демократического общества, формирования и воспитания личности. Поэтому модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, от решения которой зависит дальнейшее развитие всей страны. Успешная модернизация образования в Казахстане должна соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, и новая стратегия образования определяет изменения, касающиеся обновления содержания образования.
На пороге новый учебный год. Что ждет нас в новом учебном году и какие будут изменения?
В 2018-2019 учебном году на обновленное содержание образования перейдут 3, 6, 8 классы. 4, 9, 10 и 11 классы будут обучаться по учебным программам 2013 года. В рамках обновления содержания образования предусмотрен переход на критериальную систему оценивания.
В 2018-2019 учебном году по новой системе оценивания будут работать 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 классы. Эта система позволяет формировать у обучающихся способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
Процесс обучения ориентирован на формирование у обучающихся функциональной грамотности и навыков широкого спектра.
Об обучении на трех языках
Поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования является фактором повышения конкурентоспособности выпускников и роста экспортного потенциала образовательного сектора.
Достижение данной цели отражено в Государственной программе развития образования и науки РК на 2016-2019 годы. Кроме того, в 2015 году принята Дорожная карта развития триязычного образования на 2015-2020 годы.
Тем не менее, поэтапный переход был начат еще в 2013 году, когда в программу первого класса был введен английский язык.
В 2018-2019 учебном году будет продолжен пилот по ведению предметов естественно-математического цикла на английском языке. Все четыре предмета (химия, биология, физика, информатика) уже изучаются на английском языке в части вариативного компонента (факультативы, кружки, секции и др.) и в рамках внеклассных мероприятий по предметам естественно-математического цикла.
С 2018-2019 учебного года в рамках реализации программы модернизации общественного сознания в школьную программу вводится интегрированный учебный курс «Краеведение», который дополняет общеобразовательные учебные предметы «История Казахстана», «Казахская литература» («Казахский язык и литература» для школ с неказахским языком обучения), «География», «Музыка», и способствует изучению истории, природы, культуры родного края.
Основным ориентиром в обновлении содержания образования являются идеи перехода от концепции «образование на всю жизнь» к пониманию необходимости «обучения в течение всей жизни», от послушания к инициативности, от знаний к компетенциям.
Айсулу АДИЛОВА,
методист областного
методического центра
управления образования