С НОВЫМ ПОДХОДОМК ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
Областным филиалом АО НЦПК«Орлеу» и институтом повышения квалификации педагогических работников на базе Атырауского индустриального колледжа был проведен «круглый стол» на тему внедрения дуального обучения в системе профессионального и технического образования. В нем приняли участие руководители городских и районных колледжей, социальные партнеры учебных заведений.
Само мероприятие состояло из двух частей. Сначала его участники познакомились с выставкой под названием «Итоги работы с социальными партнерами по внедрению дуальной системы обучения». Здесь была представлена как методическая литература, так и материалы печатных изданий о дуальной системе обучения. В библиотеке института повышения квалификации педагогических работников имеется богатая литература, в том числе и электронные сборники для будущих специалистов сельского хозяйства, строительной и нефтегазовой отраслей. А также серия книг «Кесиптик», выпущенная издательством «Фолиант». В последние два года центром «Орлеу» было издано 27 сборников атырауских педагогов. В текущем году в библиотеку поступило еще пять тысяч учебников по профессиональному обучению. Атырауский индустриальный колледж является экспериментальной площадкой по внедрению дуальной системы. Поэтому директор колледжа Халидолла Тайпанов организовал для участников мероприятия экскурсию по учебному заведению, познакомил с мастерскими, в которых ребята приобретают трудовые навыки работы с металлом, деревом.
На «круглом столе» его участники, заинтересованные в том, чтобы внедрение дуальной системы обучения шло более активно, масштабно, делились своим видением проблемных моментов, которые встречаются на данном этапе. Модератор «круглого стола» Нурзиля Сарсенова, зав. кафедрой института повышения квалификации педагогических кадров АО НЦПК «Орлеу» во вступительном слове остановилась на ключевых направлениях Послания Главы государства «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», подчеркнув, что вопросам образования, в том числе и совершенствованию системы профессионального и технического образования Глава государства уделяет особое внимание. В связи с этим и вынесен на «круглый стол» широкий спектр вопросов, связанных с дуальным обучением. Руководитель департамента по контролю в сфере образования Атырауской области Мадениет Ахметова сделала акцент на необходимости популяризации в обществе, воспитании в семье уважительного отношения к людям рабочей профессии, пробуждать в детях интерес к техническим специальностям.
— Главная цель любого студента — после окончания учебы начать работать, уверенно вступить во взрослую самостоятельную жизнь,- подчеркнула Мадениет Медеуовна. — А для этого он должен быть хорошим специалистом, отлично владеющим как теорией, так и практикой. Вот как раз дуальное обучение и направлено на это.
О первых результатах внедрения дуальной системы в одном из старейших учебных заведений (в этом году ему исполняется 65 лет) — индустриальном колледже проинформировал директор колледжа Халидолла Тайпанов. Им были отмечены прочные партнерские связи с социальными партнерами- предприятиями, которые идут навстречу и создают у себя условия для прохождения производственной практики с дальнейшим рассмотрением возможности их трудоустройства. А это такие предприятия, как «Атырау Жарык», ТОО «Казком-С», ТОО «Гумаров», ТОО «Денхолм жолдас» и другие. В 2011-2012 учебном году была начата подготовка по специальностям, востребованным на рынке труда. В результате здесь готовят арматурщиков для железобетонного завода, для завода на Карабатане трубомонтажников, электрослесарей. Студенты обучаются по схеме — 40% учебного времени — теория и 60% — практики. На сегодня 20 студентов по специальности «арматурщик» проходят производственную практику. Пять студентов летом работали в ТОО «КазКом-С», получали зарплату по 25-30 тысяч тенге. В ходе «круглого стола» его участники задавали вопросы, делились своим видением обучения по дуальной системе. Мадениет Ахметова заметила, что в разговорах о дуальной системе следует исключить такие фразы, как «внедряем элементы дуальной системы обучения». Разговоры о дуальной системе обучения идут не первый год и просто недопустимо говорить сегодня лишь об элементах дуальной системы. Будь это завод, предприятие малого или среднего бизнеса — им нужны квалифицированные кадры. Поэтому производственной практике придается важное значение. Так было всегда, а не как сейчас, когда руководитель учебного заведения упрашивает директора предприятия взять на практику, на работу его выпускника. Поэтому нужно готовить таких специалистов, чтобы к вам приходили и просили направить молодого специалиста именно к нему, — сделала акцент Мадениет Ахметова.
Примером настоящего социального партнерства, обоюдной заинтересованности в качественной подготовке специалистов является молодой начальник цеха ТОО «КазКом-С» Сагындык Байзаков. Хоть и сам молодой, но уже подает хорошие надежды и с пониманием относится к подготовке специалистов. После окончания политехнического колледжа на этом предприятии начал трудиться арматурщиком, вырос до начальника цеха. Интересно было послушать рассуждения представителя молодежи.
— Большинство молодых людей мечтают об офисной работе, хотят поскорее стать начальниками, поэтому чаще всего выпускники школ решают сразу поступать в институт,- рассуждает Сагындык.
— А, по-моему, каждый должен выбирать профессию в первую очередь по своим способностям. На нашем производстве, где работа связана с управлением большими кранами, электричеством, поначалу студентам, не достигшим 18 лет, на практике приходилось тяжеловато. Но постепенно привыкли, теперь отлично справляются с заданиями, ловко управляются с плетением арматуры. В соответствии с трудовым кодексом несовершеннолетние студенты на практике отрабатывают не более четырех часов и получают соответствующую плату. Таким образом, когда ребята уже придут на производство, им намного легче будет адаптироваться в новой обстановке, влиться в коллектив.
Участники «круглого стола» поделились своим мнением по поводу внедрения дуальной системы обучения, которую будет сложно реализовать во всей полноте без широкого участия в ней предприятий, их реальной поддержки. Ведь в первую очередь они должны быть заинтересованы в том, чтобы ребятам была обеспечена достойная производственная практика, так как эти же выпускники придут на эти предприятия. Отраслевой методист методического кабинета областного управления образования Нурлан Кабдиров, заместитель директора по производственному обучению Жылыойского технологического колледжа Бактылы Атшыбаева, директор Макатского нефтегазового технологического колледжа Изтурган Тасбаев, заместитель директора ТОО «Кэсипкор» Максот Сейткалиев, директор Курмангазинского районного аграрно-технического колледжа Шайхатолла Жалелов, директор Атырауского строительно-энергетического колледжа Нургали Темирташев поделились своим мнением. Некоторые руководители колледжей отметили, что отдельные работодатели не всегда с должным вниманием относятся к направляемым на практику будущим специалистам. По их мнению, данную государственную программу необходимо более детально обсуждать с участием представителей местных органов управления, которые способствовали бы заключению меморандумов о прохождении практики на конкретных предприятиях, их активному участию в составлении планов учебных заведений и впоследствии решать проблему трудоустройства. А для того, чтобы она успешно внедрялась, необходимо укрепление материально-технической базы колледжей, расширение партнерских связей с предприятиями-работодателями и использование инновационных технологий. В ближайшей перспективе намечен уже обучающий семинар по дуальной системе.
Наталия УРАЗГАЛИЕВА
Фото Самата
КАЙРЖАНОВА