«Казахский язык стал родным»

Профессия учителя — это призвание, которое требует от человека всех его сил и способностей без остатка. Служение, которое не знает каникул и перемен. Повезло человеку, если на его жизненном пути встретился такой учитель, профессионал своего дела, способный зажечь в сердцах учеников огонь познания, вовлечь их в водоворот интересной школьной жизни. Именно таким педагогом и является учитель казахского языка и литературы средней школы-гимназии №3 Татьяна Нестеровна Любина.

Татьяна Любина, за плечами которой 38 лет педагогического стажа, принадлежит к числу тех педагогов, которые совмещают в себе огромный опыт, большой объем знаний и по-настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников.

 Родом из многодетной семьи

Татьяна Любина родилась в селе Зеленое (ныне Коктогай) Индерского района в простой рабочей многодетной семье. Отец Нестер Ефремович — ветеран Великой Отечественной войны, почти дошел до Берлина, в одном из боев был ранен. Вернувшись с войны, работал старшим мастером дорожно-эксплуатационного участка №6, мама Анна Павловна работала на этом же предприятии помощницей мастера. Родители участвовали в строительстве трассы Атырау — Уральск. Раны, полученные на войне, дали о себе знать, в 1978 году Нестера Ефремовича не стало. В семье было 13 детей, на данный момент в живых осталось 11. Анне Павловне как многодетной матери было присвоено звание «Мать-героиня», а также она награждена подвеской «Алтын алка», уже  в независимом Казахстане. В этом году ей исполнилось 89 лет, и каждый год все дети, где бы они ни жили, съезжаются на мамин день рождения, а также на 8 Марта, эти праздники для них святое. Приезжают для того, чтобы увидеть и поздравить маму, поддержать, поблагодарить за то, что рано овдовев, несмотря на трудности, она подняла всех детей, всех выучила, поставила на ноги. Братья и сестры определились в жизни, работают в разных сферах, среди них есть врачи, геологи, геодезист. Некоторые из них живут в других городах, двое братьев живут в России. Трое из детей — учителя.

 Мечта детства

Татьяна с детства мечтала стать учителем, и поскольку жили они в сельской местности, все окружение: подруги, друзья, одноклассники были казахи, и она научилась говорить на казахском языке. Сельские дети практически не разговаривали на русском языке. Поэтому после окончания школы Татьяна поступает в Гурьевский пединститут на филологический факультет. Молодой специалист вернулась в родное село, чтобы обучать детей русскому языку. При этом Татьяна самостоятельно выучила грамматику казахского языка, ведь нужно было объяснять детям, не понимающим русского языка, материал, и она стала применять сопоставительную грамматику двух языков. Так ученики быстрее воспринимали материал. Проработав три года, в 1987 году она приезжает в Гурьев. В то время по городу было всего три школы с казахским языком обучения, для учителей русского языка не хватало часов. И когда она в поисках работы ходила по школам, неожиданно директор СШ№14 им. А.П. Чехова Геннадий Владимирович Ли пригласил ее на должность учителя казахского языка, несмотря на отсутствие у нее соответствующего образования. Он просто посоветовал ей попробовать. Когда же она пошла с заявлением о приеме на работу в гороно, там искренне удивились: как может человек некоренной национальности преподавать казахский язык? Тогда методист городского отдела образования Макпал Аубекерова поддержала ее. Татьяна Нестеровна сдала экзамен на знание казахского языка, продемонстрировав отличное знание грамматики и орфографии, и с полным правом стала преподавать казахский язык в классах с русским языком обучения в СШ №14, где она плодотворно проработала 14 лет. А последние 23 года она преподает казахский язык в средней школе-гимназии №3.

Учитель — профессия творческая

Татьяна Нестеровна благодарна своим родителям за то, что они жили в сельской местности, и, общаясь в казахскоязычной среде, она научилась говорить по-казахски, прекрасно знает традиции казахского народа.

— Все мои подруги детства были казашки, мы ходили друг к другу в гости, учились принимать гостей, готовить национальные блюда. Казахский язык для меня стал родным. Я горжусь, что знаю два языка и хочу, чтобы ученики тоже знали язык, традиции, историю казахского народа. Нужно уделять внимание изучению казахского языка уже с детских садов, потому что дети 4-5-летнего возраста лучше воспринимают языки.

Татьяна Нестеровна учится вместе со своими учениками, совершенствует свое мастерство, развивается. На данный момент она уже имеет диплом учителя казахского языка и литературы в школе с неказахским языком обучения Шымкентского педагогического университета им. М. Ауэзова.

Пожалуй, лучшая награда для учителя — это признание учеников, а признанием общественностью ее профессионализма являются ее многочисленные грамоты, она участница и призер городских, областных и республиканских олимпиад, конкурсов. В 2006 году стала «Лучшим учителем года» по области. Так же успешны и ее ученики, так, в 2012 году ее ученица Светлана Жандина заняла второе место на республиканском конкурсе «Казахский язык — государственный язык». Татьяна Нестеровна — пропагандист изучения казахского языка. Долгое время она вела бесплатные курсы изучения казахского языка в учебном центре «Эй Эл Си Си».

По словам Татьяны Нестеровны, на сегодняшний день у учителей есть и некоторые сложности в работе, например, учебники, по которым занимаются сейчас дети, не соответствуют той программе, тому единому плану, по которому работают учителя. Тяжело приходится молодым учителям, пришедшим после института.

 Стихи на казахском

Сколько у этой удивительной учительницы идей, планов, задора — и все ради того, чтобы школьная жизнь ее учеников была интересной и увлекательной! Главные достоинства Татьяны Нестеровны — творческий подход к работе, креативность идей, она вдохновляет учеников на обучение.

— Татьяна Нестеровна постоянно проводит с детьми различные мероприятия, чтобы заинтересовать их предметом, — говорит коллега, учитель русского языка и литературы Светлана Владимировна Ким. — И дети с удовольствием участвуют в них, у них глаза горят, они заводятся. Татьяна Нестеровна, несмотря на то, что казахский язык не родной для нее, владеет им в совершенстве, прекрасно знает грамматику, орфографию, более того, она прекрасно владеет литературным языком, очень красиво говорит, сочиняет стихи и поет на казахском языке, причем стихи очень красивые, это я вам как литератор говорю. Это необыкновенно скромный человек. Как известно, сейчас делопроизводство ведется на казахском языке, и как к отличному специалисту казахского языка, к ней часто обращаются из органов юстиции, она делает специализированные юридические переводы. Татьяна Нестеровна тесно сотрудничает с отделом по развитию языков городского акимата в проведении мероприятий по программе внедрения казахского языка на городском, областном уровнях.

 Особенности преподавания

Учителю мало отлично знать свой предмет, надо уметь его преподать. Татьяне Нестеровне это удается всегда, она умеет не только понятно объяснить, но и увлечь своим предметом, помочь ученикам почувствовать радость открытия, получения новых знаний. На своих уроках Татьяна Нестеровна больше внимания уделяет грамматике и разговорной речи. Она не любит останавливаться на достигнутом: на протяжении 16 лет была руководителем методического объединения СШ №3.

— К сожалению, сегодня дети мало читают художественную литературу, находят готовые сочинения и решения задач в Интернете, сидят в Интернете, в телефонах, поэтому речь у них не развита. А методы программы «Орлеу», по которой мы сейчас работаем, хороши тем, что дети учатся самостоятельности, они сами находят материал, учитель лишь направляет их. Сейчас дети сами готовят классные часы на разные темы, придумывают слайды, пишут сочинения. Так как наша школа — гимназия, у нас есть гимназические компоненты по предметам. Мы видим уровень знаний детей, изучаем их интересы.

По ее предмету ученики сдают ЕНТ стопроцентно. А все потому, что до 9-го класса она делает упор на разговорную речь, а в 10-х и 11-х классах штудирует с учениками грамматику. Ее излюбленные методы обучения — сочинение по заданному началу. Когда ученики развивают свои мысли, фантазию, эта работа приносит свои плоды. Часто проводит работу по картине, или, например, на уроке литературы, когда ученик прочитал отрывок из произведения, просит его образно представить прочитанное и изобразить на бумаге. При этом работа ею ведется на двух языках, ведь если ребенок изначально не поймет урок, в дальнейшем ему будет трудно.

Татьяна Нестеровна благодарна своим наставницам, Макпал Аубекеровой, работавшей методистом городского отдела образования, к которой она часто обращалась за советами, многому у нее научилась. А также Жолаш Биржановне Биржановой, учителю казахского языка СШ №3, которая всегда приходила на помощь молодому специалисту, когда та только пришла на работу.

— Я люблю свою работу, люблю детей, — говорит учитель. — Без школы я уже не представляю свою жизнь. Когда приходишь в школу — забываешь обо всем. Учитель — это призвание. Трудно работать учителем, ведь с него всегда большой спрос, но с другой стороны, это нас подстегивает.

Татьяна Любина состоялась не только как специалист. Она заботливая жена, ласковая мама и любимая бабушка. У нее замечательная интернациональная семья, они с мужем Куанышкали Тасмагамбетовым вырастили двоих детей, сына и дочь, воспитывают четырех внуков, все в семье говорят на казахском и русском языках. Зять — кореец по национальности, сноха — казашка. Среди невесток, жен братьев — и русские, и казашки, и украинки.

Ученикам Татьяны Нестеровны повезло — на их пути встретился настоящий педагог, которому они благодарны, которого помнят всю жизнь. Такие учителя по-настоящему счастливы, потому что они практически бессмертны — живут в своих учениках, в той любви, которую они дарят людям.

 Татьяна Любина:

— Қазақстан Республикасы алға аттаған Тәуелсіз елімізге бүгінгі таңда — 25 жыл толмақ. Бір шаңырақтың төрінде әр ұлт өкілдері тату-тәтті өмір сүруде. Ұлтым орыс болса да, жаным қазақ деп санаймын. Ұстазбын. Көп жылдар бойы Ана тіліміздің қыр-сырын үйретуге көп көңіл бөліп, орыс сыныптарына мемлекеттік тіл пәнінен дәріс беріп келемін. Мақсатым — өзге ұлт балаларына қазақ тілін үйрету.

 

Жанат ШАЯХМЕТОВА