Курс религиоведения введён
Проблемы, связанные с религиозным познанием, продолжают волновать жителей нашего города. Уже давно школьники ожидают введения в учебную программу курса религиоведения. Как ни странно, но кто-то говорит, что предмет уже введен, для кого-то само название курса диковинка, другие озадачены его статусом: факультатив или урок, ну а более дальновидных интересует программа преподавания и ее конечный результат. Мы попытаемся разобраться в сложившейся ситуации и внести ясность в этот вопрос.
Для начала скажем: введение в школах Казахстана в качестве обязательного предмета курса религиоведения – это очень серьезный вызов как для светского государства, так и для его системы образования. Вполне очевидно, что таким образом государство ставит перед собой задачу — попытаться усилить идеологическое воздействие на население с целью защиты основ светской государственности, повышения уровня толерантности в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Особенно это актуально в связи с заметным ростом влияния религиозных организаций, в том числе и радикального толка.
В нашем регионе немало таких случаев, когда миссионеры отрывают человека от семьи, общества, культурной и социальной жизни своего народа. Эти люди отрицают и игнорируют исторические традиции, быт и нравы народа и наносят вред физическому и психологическому здоровью наших сограждан. Этим самым они не только подтачивают корни и устои традиционных религий и верований, но и расшатывают государственные основы общества. И все это происходит из-за религиозной безграмотности населения. Защитную оборону государство решило начать с молодого поколения, поскольку именно эта группа наиболее подвержена влиянию всевозможных негативных идей.
Напомним нашим читателям, что Министерство образования и науки Республики Казахстан в 2006 году инструктивным письмом рекомендовало в средних общеобразовательных школах ввести курс «Основы религиоведения» в девятых классах, объемом 34 часа. Несмотря на то, что решение было обусловлено сложившимися обстоятельствами (увлечением молодежи религией), оно вызвало немало споров. Одни доказывали, что без этого курса невозможно подготовить грамотного и умеющего отстоять свою светскую позицию выпускника, вторые считали, что данный курс пополнит и без того немалую семью верующих людей в светском государстве, третьи – учителя – с удивлением разводили руками: где же взять грамотных специалистов, которые могли бы на необходимом уровне преподносить такой важный материал. И каждое из этих мнений, по сути, верно. Предмет так и не ввели. Подобная ситуация уже складывалась в 2001 году, когда тоже было инструктивное письмо, но курс так и не был введен, вероятно по тем же причинам: специалисты не подготовлены, учебных и методических материалов нет.
Если взять хотя бы предыдущий год, мы с дрожью вспоминаем, какая паника была у жителей области в связи с повальным увлечением молодежи нетрадиционными религиозными сектами. На улицах можно было встретить бородатых подростков, а также девушек, одетых в нетрадиционные для их веры «наряды». Государство в лице местной исполнительной власти, духовенства, представителей образования, СМИ пыталось отстоять, уберечь и защитить молодежь от этой напасти. Были организованы семинары, «круглые столы», выездные агитационные группы, одним словом, весь возможный арсенал был брошен на борьбу с сектантами. Было очевидно, что религиозная безграмотность молодежи влечет за собой беззащитность и подражание чужому.
Все были уверены, что в 2009 году обязательно введут предмет религиоведения. Поскольку необходимость изучения и разъяснения основ религии молодому, психологически неокрепшему сознанию, была очевидна. Однако с нового учебного года его снова не ввели. Как оказалось, причины те же: учебники, необходимые для школы, доступные ученикам и интересные по содержанию, пока пишутся, учебно-методические пособия пока разрабатываются. И вообще, для того чтобы вводить новую школьную дисциплину, необходимы как минимум две составляющие. Во-первых, нужен специальным образом подготовленный учитель либо получивший профильное образование в вузе, либо прошедший соответствующие курсы. Профильных учителей-предметников у нас, в принципе, нет. Что касается курсов, то о непосредственных курсах никто и не слышал. Ну и самое главное — для решения поставленной государством задачи нужна разработанная до мелочей идеологическая концепция отношения к религии и тем вопросам, которые она ставит в современном обществе. Так, учителю необходимо быть готовым комментировать сложные ситуации, по которым у государства еще нет собственной позиции.
Однако, представители образования понимают, насколько важно для молодого поколения осмысливать основы религии со школьной скамьи. И решили сделать еще одну попытку.
Как нам стало известно, со второго полугодия 2010 года (а если быть точными, то с прошлой недели) этот курс все же ввели. Приказом Министерства образования и науки РК было принято решение вести «Основы религиоведения» факультативом в 9 классах один час в неделю, всего 17 часов.
Как продвигаются дела в этой сфере, мы решили узнать у методиста гуманитарного кабинета областного института повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПК) Бахтылы Бегебаевой. Как пояснила нам методист, факультатив действительно ввели, но не один час в неделю, а два. С целью возместить упущенные часы. Количество учителей, преподающих религиоведение, насчитывает 215 человек по области. ИПК провел курсы по переподготовке учителей из числа гуманитарных дисциплин.
Однако, по мнению некоторых учителей, эти курсы религиоведения очень похожи на старые советские программы по научному атеизму. Причем если атеистическое образование изначально было основано на идеологическом противопоставлении религии, то курсы для преподавателей подчеркнуто нейтральны и ориентированы на предоставление информации.
Что же касается самой программы преподавания, то насколько мы знаем, она тоже достаточно нейтральна по содержанию. Здесь в основном введение в курс вопроса и рассказ об основных религиях. С одной стороны, это совершенно верно – религию категорически нельзя преподавать фанатично. С другой – не нужно скрывать от детей, что в этой области имеются проблемы. Мы говорим о всевозможных сектах, распрях на религиозной почве, гонениях и т.д. Чтобы уберечь детей от подобных явлений, мы должны доказать им, что это зло. Разумеется, среди наших школьных преподавателей истории и других гуманитарных дисциплин есть блестящие специалисты, которые за счет собственной эрудиции и без всяких курсов переквалификации способны донести это до учеников.
Таким образом, ясно одно: с религией нельзя обращаться формально. И если вы ставите задачу защищать светские основы государственности, тогда необходимы соответствующие идеологические разработки. В противном случае это будут те же курсы научного атеизма с риском пустить в школы религиозных проповедников.
На наш взгляд очень интересную и проблемную тему поднял один из представителей правоохранительных органов. Помимо разницы в образовательном и культурном уровнях между детьми разных социальных слоев, городскими и сельскими, существует еще дифференциация по национальному, языковому и конфессиональному признакам. Что это значит? Преподавать религиоведение на казахском языке в населенном пункте, где большинство населения (а, следовательно, и родителей школьников) хотя бы даже на формальном уровне исполняет требования мусульманского культа, – это одно. Преподавать тот же предмет по тем же учебникам и методичкам, но в большом городе, на русском языке, для детей, чьи родители в религиозном отношении почти абсолютно равнодушны, – это совсем другое. Так как же вывести единый стандарт религиозного познания? Действительно, этот вопрос требует особого внимания. Однако полного ответа на него мы так и не смогли получить. Нам лишь объяснили, что главное — донести до школьников равнозначность всех религий.
Для себя отметим, что религиоведение широко практикуется на Западе и не так давно введено в России. Однако, наша и российская системы имеют существенные различия. В России ученикам предоставляется возможность выбрать одну религию для изучения и к проведению занятий привлекаются несветские преподаватели. У нас, как мы видим, более светский подход. В казахстанский курс входит общая история всех религий.
Как заявила нам одна из преподавательниц истории Мария Демина, жизнь человека не объясняется лишь физическими законами. Наличие многих религий приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Для исповедующих любую веру естественно считать свою религию единственно верной, а все прочие — неистинными, не ведущими к подлинному спасению. Однако это большое заблуждение. И чтобы такие мысли не расплодились в нашем обществе, изучение религии и преподавание религиоведения является одной из актуальнейших задач нашего образования. Особенно эта актуальность проявляется в нашей стране, где прежняя идеология естественным образом оказалась замещенной религией. К тому же религиоведческое знание имеет и практическую функцию. Современный человек, получивший высшее образование, должен обладать пониманием религии и процессов, которые мы называем религиозными. Те студенты, которые станут государственными служащими, вынуждены будут сталкиваться в своей работе с представителями разных конфессий. Для этого необходимо знать, чего можно ждать от тех или иных религий, каковы убеждения людей.
Айнура ЖУБАНОВА