ИЗБАВЛЯЕМСЯ ОТ «ДВОЕК»
Оценка, выставленная в дневник, имеет для ученика огромное значение. В ходе прохождения курсов повышения квалификации в Центре педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа» я получила практические навыки самооценивания. После окончания курсов начала экспериментировать, применяя на практике идеи модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения», и поняла, что выбрала правильный путь решения некоторых проблем по улучшению качества знаний в своем классе. Мы с учениками совместно разработали критерии оценивания и повесили на стене на большом листе. И при каждом комментировании оценок класс сверялся с этим плакатом. Постепенно у меня, как учителя, отпала необходимость все время объяснять, почему выставлена та или иная оценка. Дети научились самооценивать свои работы по установленным ими самими критериям и перестали «дуться», «обижаться» на непонравившуюся оценку. В следующий раз мы разработали листы оценивания, причем по каждому предмету были разные критерии. Например, при оценивании письменных работ большое внимание уделялось грамматическим ошибкам и каллиграфии. А на уроках рисования другие: расположение рисунка на листе, использование двух и более цветов, равновесие в рисунке и т.д. Если раньше ученики перед выставлением оценки нервничали, то после использования критериального оценивания у моих второклашек появилось спокойствие. Они начали рассуждать о своих достижениях. Стали самокритичными. Слез и обиженных взглядов уже не было. Стало очевидным, что критериальное оценивание сохраняет здоровье учеников и учителей. С каждым новым заданием дети спрашивали: «А мы будем сами себе ставить оценки?». Например, некоторые дети не любят читать рассказы, а тем более пересказывать. Но стихи учат с удовольствием. И всегда при оценивании я была в тупике: как оценивать? Критериальное оценивание также решило эту проблему. Мы в классе разработали такую таблицу: оценка «5» — за прочтение 75 слов в 1 мин, «4» — за 50 слов с 1 ошибкой и «3» — за 35 слов чтения по слогам. После постоянного использования «наших» критериев техника чтения существенно улучшилась. При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я — по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист» отпадают сами собой.
В начальных классах нами проводится определенная работа по овладению учениками красивого каллиграфического почерка. И я стала использовать критериальное оценивание после каждого письменного задания, так, после завершения работы дети стали меняться тетрадями и ставили простым карандашом свои оценки, согласно разработанным критериям оценок.
И тут я заметила, что при оценивании друг друга и при самооценивании дети ведут себя очень серьезно, справедливо выставляли оценки в свои листы оценивания. Оценки не завышались, аргументировались. И в дальнейшем при использовании этого метода я заметила, что у детей сразу изменился почерк. Я не могла долгое время мальчика С. убедить в том, что все буквы в словах нужно писать, соединяя между собой. Ни мои просьбы об исправлении почерка, ни мои убеждения не могли его исправить. Но как только в классе ввели самооценивание и взаимооценивание, желание получить оценку «отлично» стало сильнее каких-либо его капризов. С каждым разом его почерк только улучшался. Даже родители заметили в нем сильные изменения. Это говорит о том, что он благодаря критериальному оцениванию стал относиться к своему обучению с большой ответственностью. Таким образом, у детей развивается саморегуляция. Потому что при взаимооценивании обнаружить ошибки в работе одноклассника легче, чем в своей собственной. А также облегчается работа учителя, потому что взаимопроверка помогает ему эффективней осуществить проверку знаний учащихся.
Сейчас я твердо уверена, что продолжу работу по внедрению идей модуля Программы «Оценивание для обучения и оценивание обучения».
Альфия РАМАЗАНОВА,
учитель начальных классов
СШ №20 им. А. Пушкина