080554.398154.680

Испытание дистанционкой

Дистанционный вид обучения, на который вынуждены были в конце года перейти школьники Казахстана, стал неким испытанием как для учителей, родителей, учеников, так и для системы образования в целом. Подводя итоги первой недели школы на расстоянии, корреспонденты «ПК» попытались выяснить, каковы плюсы и минусы данного вида обучения.

На часах 23.00. Одна из моих подруг – Марина Константиновна – учитель начальных классов одной из частных школ города Атырау. «Привет! Не спишь?» – пишу я ей в личку. «Какой! Работаю, записываю видеоуроки и слайды делаю», – пишет она мне в ответ. 

Работа длиною в 24 часа

Если при традиционной форме обучения учителя работали только полдня, то теперь это занимает все 24 часа в сутки.

– Ко мне на телефон с утра до вечера приходит куча сообщений – как от родителей, так и от моих второклашек. Кроме того – как классный руководитель я общаюсь и с предметниками, – делится со мной подруга. В ее случае трудность состоит в том, что ученики младших классов без помощи родителей не могут самостоятельно учиться. По мнению педагога, им легче было бы проводить уроки при помощи интернет-платформы Zoom, которая, к сожалению, себя не оправдала. 

– Во всяком случае, мы видели своих учеников, их реакцию на новую тему, тут же могли ответить на вопросы и услышать ответы. А сейчас учителям приходится работать с почтой, мессенджером, личным кабинетом и другими интернет-платформами. Кроме того, готовить слайды с заданиями, записывать свои видеоуроки, и главное – мы даже не уверены, что их смотрят, – говорит Марина Константиновна, отмечая также, что многие из ее учеников пропускают уроки, которые идут по телеканалу «Ел арна», и поэтому учителям приходится скидывать ссылку и лишь затем загружать свои уроки. Позитивный момент: педагог начальной школы отметила, что если раньше она не умела готовить слайды, пользоваться интернет-платформами, то сейчас многому научилась.

Рая Есенгалиева, завуч СШ №12, она же – преподаватель истории 5-6 классов, тоже отмечает, что в связи с переходом на дистанционную форму обучения, колоссальная нагрузка легла как на учителей, так и на родителей.

– Новый формат уроков требует от педагогов пересмотреть свои планы и адаптировать их к дистанционке. К сожалению, есть такие учителя, которым тяжело привыкнуть к новому формату. Им приходится экстренно повышать свою компьютерную грамотность, осваивать новые технологии, и это стало своеобразной проверкой на профпригодность, – говорит она.

Руководству средних учебных заведений тоже пришлось перестроить механизм своей работы.

– Чтобы контролировать весь учебный процесс, посещаемость учащихся и качество преподавания уроков, четыре завуча нашей школы распределились между собой по чатам. Я, например, могу видеть любой урок, который ведет учитель, насколько активны ученики, какие вопросы они задают. И если замечаю ошибки, то пишу методические рекомендации педагогу в личку, – рассказывает завуч школы. В то же время она не отрицает, что есть проблемы со скоростью Интернета, интернет-платформы бывают перегружены, да и вопросы с обеспечением техникой пока до конца не сняты.

– Перед учебной четвертью школьные лэптопы получили все семьи, у которых не было техники. На днях мы обеспечим тех, у которых пятеро детей, они дополнительно получат еще по одному компьютеру, – сообщила она.

А как мама двух учеников, Рая Санатовна озвучила и плюсы дистанционного метода обучения:

– Думаю, я выражу точку зрения всех родителей, если скажу, что сейчас наши дети высыпаются, так как им не надо вставать рано, тратить время на дорогу, особенно тем, кто живет далеко от школы, им не надо надевать школьную форму и нести тяжелые портфели.

Вот родители попали!

Конечно, дистанционный вид обучения предполагает контроль за учебой школьника со стороны его родителей. Именно на них сегодня ложится основная нагрузка: взрослым необходимо создать условия своему чаду для полноценной учебы, что не всегда удается в силу того, что в доме нет отдельной комнаты, есть маленькие дети, которые отвлекают от занятий. К тому же надо учесть и тот факт, что родители хоть и на удаленке, но работают, это значит, что рабочий день с 9-00 до 18-00. Завтрак, обед и ужин всех домашних, находящихся на самоизоляции, никто не отменял. Да и с техникой бывают неполадки.

Обе родительницы по имени Ирина, у которых сыновья учатся в 6 классе в СШ №12, тоже рассказали нам о  проблемах и плюсах дистанционного формата обучения.

– Мы живем в частном секторе, и Интернета у нас нет, поэтому весь учебный процесс проходит через телефон, – делится с нами первая Ирина. – Если возникают проблемы с гаджетом, то считайте, что мой сын уроки пропустил. Сама Ира с мужем продолжает ходить на работу, поэтому сказать, как в течение дня учится их ребенок, они не могут. Лишь вечером им удается заглянуть в общий чат и узнать, какие задания дал учитель. У другой Ирины трое детей, и все они учатся в одну смену, к тому же занимаются в одной комнате.

– Представьте, что у одного идет урок пения, и он должен петь, у другого – математика. Какая тут может быть учеба? – говорит родительница.

Еще одно обстоятельство, которое мешает проведению уроков: дети одновременно задают вопросы и что-то высылают в общий чат. Задания учителя теряются между сообщениями.

– У моего сына один раз пропала связь в телефоне, и после включения мы обнаружили в чате более 300 сообщений. Попробуй, найди среди них нужное, – жалуется одна из мам. Также, по словам женщин, на время карантина можно было бы исключить такие предметы, как рисование, пение, физкультура и труд.

 Однако другая родительница – Евгения, у которой сын учится в том же классе, что и дети двух Ирин, выразила совсем другую точку зрения.

 – Вы знаете, у меня тоже трое детей, и особых проблем в дистанционном обучении я не вижу. Старшая дочь – студентка второго курса колледжа и сын-шестиклассник работают самостоятельно, я занимаюсь только с младшей дочерью, которая учится в третьем классе, – рассказывает Евгения. Еще она поделилась с нами, что, на ее взгляд, учебному процессу мешают сами же родители, которые начинают задавать кучу вопросов, возмущаться и создавать в общем чате разборки.

– Думаю, нам надо быть терпимее и стараться помочь как своему ребенку, так и учителю, ведь сейчас всем нелегко. И потом, все негативные комментарии читают и дети, – справедливо замечает она. – Что касается уроков физкультуры, рисования, пения, могу сказать, что это – учебный процесс. И каждый учитель должен выполнить свою учебную программу. Лично я думаю, что детям тяжело все время сидеть на одном месте 5-6 уроков, им нужна разминка. Все дело в дисциплине и сознательности самого ребенка и родителей, – подытожила мать троих детей.

Как видим, отношение к новому формату обучения у всех опрошенных мам разное. Да и условия проживания тоже. Однако все они отметили, что при дистанционном виде обучения ребенок младших классов и среднего звена без помощи родителей не справился бы. Но, как ни странно, наши респонденты в один голос отметили и такую особенность: дети стали лучше понимать казахский и английский языки.

– Обучающие ролики на YouTube, видеоуроки самого учителя, задания, которые даются как на государственном и на английском языках, так и разъяснения педагогов на русском, дают хорошие результаты, – говорят они. То есть восприятие предмета идет визуально, через слух и письмо.

Переосмысление

Надо сказать, что все озвученные выше проблемы испытывает не только сфера образования Казахстана, но и многие развитые страны мира, которые в связи с пандемией вынуждены решать одну и ту же задачу. По данным ООН, сегодня с целью сдержать распространение коронавируса 29 стран закрыли все школы, по всему миру 370 миллионов учащихся обучаются дистанционно либо онлайн. И с проблемами, которые сегодня решает казахстанское МОН, связанные с Интернетом, техническим оснащением и т.д., сталкиваются профильные министерства и других стран. По мнению экспертов, несмотря на бесспорно имеющиеся плюсы, все же в удаленной учебе больше минусов. Главное – это то, что нет личного контакта между учеником и учителем, а также то, что ребенок лишен общения со сверстниками. Недаром кто-то сказал, что, если бы Билл Гейтс получал образование в Гарварде дистанционно, он никогда не встретил бы Стива Балмера и не основал «Microsoft».

Таким образом для всех сторон учебного процесса опыт дистанционного образования полезен: дети скучают по родной школе, родители стали лучше понимать труд учителя, а педагоги – насколько важно владеть компьютерной грамотностью. 

Анжелика КИМ