ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Образование и наука — важные сферы, являющиеся движущей силой формирования интеллектуальной нации в Казахстане, индустриально-инновационного развития, претворения в жизнь стратегического курса Главы государства. За годы Независимости Президент страны Нурсултан Назарбаев создал все возможности для развития образования и науки. Законы «О науке» и «Об образовании», принятые в соответствии с требованиями времени, и «Государственная программа развития образования на 2011-2012 годы» дают возможность дальнейшего совершенствования сфер, повышения качества обучения.
Одним из первых законов независимой республики был закон «Об образовании», принятый в 1993 году. В то же году по инициативе Президента была принята уникальная в мировой практике программа «Болашак», созданная для обучения талантливой молодежи в лучших университетах мира. В результате проведенной работы стало возможным вхождение нашей страны в мировое образовательное пространство. Подтверждением этого является присоединение Казахстана в мае 2010 года к Болонскому процессу, считающемуся основой общеевропейской системы высшего образования. Подготовка специалистов в высшей школе перешла к трехуровневой модели «бакалавр — магистр — доктор философии», введена кредитная технология обучения.
Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы нацелена на 100-процентный охват детей дошкольным воспитанием. Такая задача никогда ранее не ставилась. Основной вопрос среднего образования — это переход на 12-летнее обучение. До 2015 года запланировано создание всех условий для перехода на 12-летнее обучение. В программе особое внимание уделено повышению престижа педагогов. Запланировано уравнение средней зарплаты педагогов к зарплате работников частного сектора; во-вторых, переход на новую систему повышения квалификации преподавателей; в-третьих, повышение имиджа педагога.
Претворение в жизнь проекта «Назарбаев Университет», являющегося образцом высшей школы, подготовка системы высших учебных заведений в соответствии с современными требованиями, являются достижением нашей страны в области высшего образования.
В сфере среднего образования Интеллектуальные школы Назарбаева тоже служат образцом. На базе Интеллектуальных школ будет сформирован «Центр повышения национальной квалификации», объединяющий Центры педагогического мастерства, областные институты повышения квалификации учителей, при «Назарбаев Университете» будет образован центр переподготовки для преподавателей вузов.
ЕНТ стало средством реальной оценки знаний выпускников школ. Начиная с 2013-2014 учебного года, его формат изменится, он будет проводиться в качестве эксперимента в 100 школах в 2 этапа.
В соответствии с новым законом вместо государственного промежуточного контроля впредь будет введен вид внешней оценки учебных достижений. В основной школе он будет проводиться с целью оценки уровня учебных достижений, а в вузах — на 4 курсе иногда, с целью проведения мониторинга, в результате определяется состояние и развитие системы образования, рейтинг организаций образования.
В Послании Президента страны сделан акцент на том, что по сравнению со средними показателями в мире в нашей стране очень большое количество высших учебных заведений. В связи с этим был введен новый механизм классификации высших учебных заведений Казахстана с целью повышения качества подготовки специалистов в области высшего образования: национальные исследовательские университеты, национальные высшие учебные заведения, исследовательские университеты, университеты, академии, институты. Введение категории исследовательских университетов — самый значительный момент в развитии науки и образования. Они будут развиваться по программам, утвержденным Правительством, подтверждающим научные исследования высокого уровня и их применение на практике. Такому исследовательскому университету в год выделяется 2 млрд тенге.
В текущем году казахстанская система высшего образования согласно основным принципам Болонского процесса сделала огромный шаг вперед. Высшие учебные заведения были приведены в соответствие с мировыми трендами высшего образования, открылся путь к академической мобильности студентов и преподавателей.
В текущем году был принят Закон Республики Казахстан «О науке», направленный на осуществление новой модели руководства наукой. Один из важных аспектов в новом законе — вопрос о финансировании науки. Объем финансирования с каждым годом возрастает. Например, если в 2010 году его объем составлял 24,2 млрд, а в 2011 году — 29,3 млрд тенге, то из бюджета на 2012 год на развитие науки запланировано выделить 54,5 млрд.
Бахытжан САЙЛЫБАЕВ,
и.о. ректора Атырауского государственного
университета имени
Х. Досмухамедова,
доктор педагогических наук,
профессор