Новости

Звонкая история народа

Мастер-класс с аншлагом, презентация книги «Күй падишасы» и большая выставка изделий прикладного искусства, а также красивый, яркий запоминающийся концерт под открытым небом – так проходит в Атырау II международный музыкальный фестиваль «Dombyra» тюркоязычных народов «Saz Perneli Saraishyq».

img 20240927 wa0114

В мероприятии, направленном на популяризацию казахского кюя, в том числе школы кюя Атырау, приняли участие 180 артистов из разных стран и республик, таких как Кыргызстан, Татарстан, Узбекистан и Каракалпакстан. Фестиваль домбры – это не просто праздник музыки, это еще и возможность усилить роль, увековечить один из самых уникальных музыкальных инструментов казахского народа. Роль домбры в нашей жизни особенная. Она уже давно не просто инструмент, она живая, одушевленная. И у нее есть сердце. Поэтому и отношение к ней особенное, с почтением.

img 20240927 wa0111

– Цель проведения фестиваля – содействие интеграции искусства кюя в международное музыкальное сообщество и укрепление сотрудничества тюркских народов через народное искусство. Наша главная задача – обеспечить его широкое распространение среди будущих поколений, – рассказала участница фестиваля, народная артистка Казахстана Айгуль Улькенбаева.

В рамках II международного музыкального фестиваля «Dombyra» был организован мастер-класс для преподавателей класса домбры, руководителей оркестров городских и районных Домов культуры, а также студентов музыкальных факультетов. Он прошел при полном аншлаге в одной из самых больших аудиторий Атырауского университета имени Х. Досмухамедова, а своим опытом поделились видные представители пяти домбровых школ всех музыкальных регионов нашей страны – Жетысу, Казангап, Алтай-Тарбагатай, Мангистау, Арка.

img 20240927 wa0110

Наибольший интерес вызвало выступление художественного руководителя этнофольклорного ансамбля «Жошы» Азамата Бакия, который рассказал об особенностях домбровой музыки. Казалось бы, о казахской народной музыке, о домбре мы знаем все. Но нет, оказывается, она таит в себе еще много секретов. И одним из них является изготовление музыкальных инструментов. Участники ансамбля «Жошы» сами реставрируют старинные казахские национальные инструменты, адаптируют их к требованиям сегодняшнего дня, пишут авторские произведения. Они не только профессиональные музыканты, но и мастера-инструментальщики. У них большой фонд старинных казахских национальных музыкальных инструментов, целых 1 600 единиц, многие из которых найдены в экспедициях, в поездках в дальние аулы, переданные во время встреч.

– Этот фестиваль очень важен. Сегодня мы привезли с собой старинные инструменты. Мы их продемонстрируем перед преподавателями и студентами, а также готовы изготовить во время мастер-класса и в целом фестиваля, поделиться секретами мастерства, – рассказал Азамат Бакия.

Всего в мастер-классе приняли участие более 100 человек, которым вручены специальные сертификаты.

Также в рамках  II международного музыкального фестиваля «Dombyra» тюркоязычных народов «Saz Perneli Saraishyq» состоялась презентация книги «Күй падишасы» под авторством доктора, писателя и поэта, академика Кадыра Жусипа, посвящённой творчеству народной артистки Казахстана Айгуль Улькенбаевой.

Героиня книги родилась в Исатайском районе Атырауской области в музыкальной семье. С первых дней ее появления на свет в доме звучала музыка, и маленькая девочка легко засыпала под ее убаюкивающие мелодии. «Домбристкой будет!» – понял ее отец – известный музыкант Нариман Улькенбаев и стал ее первым учителем.

img 20240927 wa0115

С тех пор Айгуль Улькенбаева живет и дышит домбровой музыкой. Артистка подготовила к выпуску несколько сборников кюев, в том числе для иностранцев, книгу с диском «Күй ғұмыр», создала этнофольклорную группу «Керуен». И с большим успехом преподает в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы на кафедре домбровой музыки.

Женщина — загадка

У Улькенбаевой всегда чувствуется стержень, собственные принципы, от которых она ни на шаг не отступает. А еще есть в этой женщине тайна. И даже своим образом она похожа на фею. Как доброй волшебнице из сказки, которой стоит лишь прикоснуться своей хрустальной палочкой к предмету, и все вокруг оживает, так и Айгуль – стоит ей лишь слегка прикоснуться к домбре, как она оживает, даря чарующие звуки. Играет она легко. Можно даже сказать, и не играет вовсе. Стоит ей лишь дотронуться до струн, как они начинают свою самостоятельную жизнь, выдавая прекрасную музыку степей, мелодию кочевников, чарующие звуки, под которые на джайлау танцуют красные тюльпаны.

– Возможности домбры безграничны, – считает Айгуль Улькенбаева. – Хоть у нее и две струны, но потенциал просто неиссякаемый. Домбра для меня – это моя душа, мое состояние, внутренний голос. Она и развлекает человека, и плачет с тобой, и лечит тебя. Для меня это божественный инструмент.

А вечером на площади им. султана Бейбарыса состоялся большой концерт домбровой музыки, под которую можно думать обо всем, что душе угодно – смеяться и плакать, ликовать и танцевать, страдать и радоваться. Вот такая она, наша волшебница-домбра.

Фото предоставлено организаторами

Статьи по теме

Back to top button