Новости

Жить по Закону

Предпоследний день августа – День Конституции Республики Казахстан. Дата значимая, широко отмечаемая общественностью. О том, когда, как и кем принимался наш Основной закон, знает, по крайней мере, должен знать каждый гражданин нашей страны. И говорить об этом излишне. Мы же попробуем углубиться в историю.

 В своем труде «Тюрки в доистории» Олжас Сулейменов рассказывает о своей попытке расшифровать древнескандинав­ский рунический алфавит. По первым шести буквам он называется «Футарк». Не будем приводить размышления знаменитого исследователя слова, скажем лишь, что в изложении автора четыре идеограммы, завершавшие группы из пяти букв, в своем первоначальном значении означали «мужчина – женщина – вождь – родная страна». Свои поиски Олжас Сулейменов завершает словами: «Самая краткая и выразительная конституция из всех мне известных. Основной закон какого-то древнегерманского социума». Я бы добавил – самая древняя конституция.

А что же мы? Думаю, самым ранним общеизвестным законом у тюрков является положение, высказанное шаньюем (главой) древних хуннов Моде в 209 году до нашей эры: «Земля – основа государства». Это утверждение перекликается и подтверждается словами О. Сулейменова, который выявил из футарка, что родная страна – высшая ценность.

Ну, а самая известная конституция Великой степи, конечно же, была принята Чингисханом – потрясателем Вселенной. Его знаменитая Яса на несколько веков вперед предопределила развитие, процветание и в каком-то смысле даже последующий упадок кочевой цивилизации. Ученые-историки XІX–XX веков говорили о великом завоевателе исключительно с европоцентристской точки зрения, то есть отрицательно. Между тем дьявол утверждал: «Меня так плохо изображают на стенах, потому что перо в руках моих недругов». Так, Чингисхан в трудах европейских ученых предстает перед нами в образе дикого варвара, не сходящего с коня, несущего огонь и смерть оседлым цивилизациям, своими походами и завоеваниями затормозившего развитие мира на несколько столетий. Так ли на самом деле? Вряд ли. Спорить с именитыми академиками мне не по рангу, но кое-какие выводы из прочитанного делать умею. 

Яса великого кагана отражала все стороны жизни средневекового кочевника. В ней были прописаны мельчайшие нюансы повседневной жизни степняка. И, главное, Чингис опирался на народные традиции, выработанные многовековым опытом номадов. Приведем пару примеров. «Не оказавший помощь путнику приговаривается к смертной казни», — говорится в документе. Почему? Да потому что путник, оказавшийся в степи без воды и пищи, а может быть, и без коня, обречен. Неоказание помощи приравнивалось к убийству немощного. Но традиции гостеприимства в степи существовали задолго до Чингиса, об этом относительно жизни саков и скифов писал еще до рождества Христова отец истории Геродот. Но, видимо, в начале тринадцатого века наступили тяжелые времена, традиции рушились, и хан счел необходимым утвердить некоторые из них на законном основании. Другой пример – Чингисхан также под страхом смертной казни запретил охоту на диких зверей в периоды принесения приплода. Но плоть от плоти дети природы, наши предки и до того очень бережно относились к окружающей среде. Хотя, конечно, браконьеры водились во все времена. Вот великий завоеватель и это положение утвердил в своем своде законов. Скорее всего, Яса стала усовершенствованным продолжением законов Великого Тюркского каганата. Письменные источники, к сожалению, молчат о законах каганата. Но старая надпись на стеле Тоньюкука гласит: «Если сила (насилие) входит в дверь (юрты), закон выходит через дымовое отверстие» (kuch eldin kirsa, тoru tunluktin chigar — древнетюркский). И если в таких эпических произведениях наши древние предки рассуждали о главенстве Закона, то в их существовании сомневаться было бы излишне. А Яса пришлась настолько своевременно, что послужила беспримерной консолидации разных племен и родов, что в очень короткие сроки влияние монголов распространилось на территорию, много превышающую владения СССР и даже Российской империи в период наивысшего ее могущества. А потом еще в течение нескольких веков служила величию отдельных улусов империи Чингисхана.

Последние, кто придерживался Великой Ясы – казахи. Еще в самом начале существования Казахского ханства Касым, несколько изменив некоторые положения закона Чингисхана, принял новый свод законов. Но он все равно основывался на Ясе. 

«Қасым ханның қасқа жолы» — Законы Касым хана — это его установления, связанные с новой трактовкой, новым толкованием или расширением и ограничением сферы применения правовых нормативов, имеющих или имевших силу в обществе, в кочевых общинах. Все это делалось не вообще, а в контексте усиления демократических и гражданских начал в общественно-политических отношениях, служащих укреплению порядка и законности, престижа правителя и казахской государственности. Возвышение роли биев и бийского правосудия в обществе и кочевых общинах входило в политику Касым хана, являлось мерами укрепления государства и правопорядка в нем. При нем новый смысл и особое звучание получили такие судебные принципы, как «Қара қылды қақ жару» («Разрубить волосинку ровно пополам»), что означает, что суд и судья настолько должны быть беспристрастны и справедливы, что их решения не должны клониться в ту или  другую сторону участников процесса; «Әділ қазы — алтын таразы» («Справедливый судья — это золотые весы равновесия»). Народная легенда гласит, что сам Касым хан «Ел билігін екі ауыз сөзбен шешкен» («По делу целого народа выносил решение в двух словах»), т.е. кратко и убедительно. Об этом же гласит изречение о том, что мудрые бии дело даже об убийстве решают на суде «в двух словах»: «Ердің құнын екі ауыз сөзбен шешеді». 

Идет время – меняются отношения в обществе, политическая конъюнктура, геополитические условия. Из истории известны еще два свода законов, принятых в Казахском ханстве – Есима и Тауке. Что примечательно, от раза к разу происходила все большая демократизация общества. Так, «Есім ханның ескі жолы» оделил большими правами выходцев из «черной кости», то есть биев и батыров – представителей простонародья. А Тауке хан пошел еще дальше, разделив ханство на три составные части – три жуза. В каждом из них выбирался свой хан, а управлял он своим жузом совместно с верховным бием своего жуза. Какой казах не знает знаменитых златоустов и знатоков народного права Толе, Казбека и Айтеке биев – подлинных правителей степи. 

Казахи до конца держались своих законов. Одни из последних кочевников евразийских степей тяжело и трагически расставались с традициями предков. Но новые условия жизни, когда цивилизация номадов приходила во все большие противоречия с реалиями новой эпохи, и придерживаться старых законов стало невозможным, разразилась трагедия. Некогда сильный духом, свободолюбивый, богатый и непокорный народ во второй половине XIX — начале XX века представлял собой неприглядное явление. Резко обозначилась разница европейского и степного образа жизни, мощный прорыв Старого Света в науку изменил мир, новые веяния и достижения прогресса в степь проникали очень медленно и неохотно. Прежде всего, из-за нежелания Европы делиться своими знаниями с народами отсталого мира. Гораздо удобнее и безопаснее было держать «варваров» подальше от прогресса, но в то же время иметь в их лице широкий потребительский рынок и сырьевую базу в их владениях. А Яса, предназначенная для ведения кочевого образа жизни, оказалась абсолютно непригодной для оседлой цивилизации – новой законодательницы моды в человеческом общежитии.

Наиболее дальновидные представители казахов призывали народ учиться. Призывы Абая, Алтынсарина и других первых просветителей подхватила молодая и только-только зарождающаяся степная интеллигенция – будущие алаш­ордынцы. Но не суждено им было создать независимое государство, а потому и новая Конституция на свет не появилась. Основной закон Казахской ССР – калька с Конституции СССР, а потому принимать его как самостоятельный документ можно с большой натяжкой. Но одно обстоятельство нельзя забывать. Конституция Советского Союза оставляла союзным республикам право на самоопределение, то есть Казахстан в любой момент мог выйти из состава СССР. То есть де-юре мы являемся независимым государством еще с 5 декабря 1936 года. Конечно, фактически это звучит смешно. И все же закон есть закон, хотя и намеренно игнорируется, и когда некоторые нежелающие забыть имперские устремления люди рассуждают о незаконности развала бывшей красной империи, им не мешало бы немного подумать.

А действующая Конституция Республики Казахстан принята 30 августа 1995 года. Ее положения известны каждому уважающему себя гражданину страны. Исходя из положительной конъюнктуры внутри государства, в нее вносились изменения. Но об этом пусть рассуждают специалисты-политологи. Мы лишь отметим, что последние поправки в статьи Основного закона государства были внесены на всенародном референдуме. Впервые за все время независимости государства.

Кайрат САТАЕВ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button