Я б в гидрологи пошёл…

Фото из открытых источников Новости

Есть такая русская пословица «Пока гром не грянет мужик не перекрестится!». Так и у нас – наводнение, охватившее 2/3 территории страны, выявило еще одну проблему – острую нехватку специалистов гидрологов, гидротехников, гидрогеологов, мелиораторов и т.д.

Был да сплыл, бесперспективный

Хотя в Казахстане создали Министерство водных ресурсов и ирригации, но значимых результатов это пока не дало. Да и откуда взяться сиюминутному решению кадрового дефицита, если и саму отрасль, и ее потенциал за многие годы фактически развалили. Что представляют собой профессии гидролога, гидротехника, мелиоратора? Где и как их готовят? Как решить вопросы нехватки кадров? Как говорит старший преподаватель кафедры туризма и географии АУ им. Х. Досмухамедова Арман Жумагазиев, ранее на факультете естественных и сельскохозяйственных наук университета велась подготовка специалистов по направлению «водные ресурсы и водопользование», но эту специальность признали бесперспективной и закрыли. Ранее по этому профилю училась Жанар Кадашева, окончившая затем магистратуру и докторантуру в Алматы. И вот по окончании всех ступеней по направлению «водные ресурсы и водопользование» теперь высокодипломированный специалист, научный сотрудник вынужден заведовать кафедрой химии вместо того, чтобы обучать и готовить студентов по водной специализации. Увы, но такова наша страна, сфера высшего образования, зарубившая целую отрасль. Будто у нас все реки, озера и ручьи высохли. От такой профанации и невежества просто волосы встают дыбом. Во время посещения Западно-Казахстанской области, чтобы ознакомиться с положением с паводком на месте, Глава государства Касым-Жомарт Токаев заявил: «Проблема нашей страны сейчас состоит в том, что не хватает кадров соответствующего профиля… Надо в срочном порядке готовить гидротехников, ирригаторов и всех специалистов, которые так или иначе связаны с водой».

10-15 грантов на всю страну

Комментируя вопрос с подготовкой кадров и ее спецификой, которые обозначил Президент, Жанар Кадашева отметила: «Специальность «водные ресурсы и водопользование» — это комплексный профиль. Там вкупе идут и мелиорация, и гидротехнические сооружения. Фактически на этом отделении готовят «универсального солдата». А если брать, допустим, вузы в Кызылорде или Таразе, то там конкретно инженеров-гидротехников готовят. И то выпускаются, можно сказать, штучные специалисты. Потому как мало студентов поступает на эту специальность». По словам Армана Жумагазиева, для решения данного вопроса в рамках государственного образовательного заказа должно выделяться больше грантов. По республике на сегодня для приема в вузы на обучение и подготовку студентов по вышеназванным специальностям ежегодно выделяется в среднем 10-15 грантов. Это при том, что в республике имеется около 7 тысяч рек, более 48 тысяч больших и малых озер, с общей поверхностью в 45 тысяч кв. км и общим объемом воды в 190 куб. км, свыше 3 тысяч каналов протяженностью в сотни и десятки тысяч километров. В настоящее время в стране осталось пять-шесть вузов, где готовят профильных спецов, а именно: в Алматы (АО «Институт географии и водной безопасности» и КазНАИУ – Казахский национальный аграрно-исследовательский университет ), Таразе (Таразский региональный университет имени М.Х. Дулати на базе Института водного хозяйства и природообустройства. Это бывший Джамбулский гидромелиоративно-строительный институт), в Кызылорде (Кызылординский университет имени Коркыт Ата), Шымкенте (один из частных вузов) и Евразийский университет им. Льва Гумилева в Астане.

– Когда мы обучали студентов по водной специализации, нам повезло, так как тогда действовала программа «Серпін». Ее цель – обучить и трудоустроить молодежь из южных регионов страны (Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской областей), где есть избыток трудовых ресурсов, на востоке, севере и западе Казахстана, испытывающих кадровый дефицит. Ребята приезжали к нам и обучались, благодаря чему нам удалось выжить на тот момент. По большей части по мелиорации в сельской местности. В Атырауском регионе очень мало желающих обучаться этой профессии, и то в основном для получения второй специальности для работы в сфере агропрома и водного хозяйства, – рассказывает Жумагазиев. Как подсказала Жанар Кадашева, инженеров-гидротехников готовят в двух вузах — в Таразе и Кызылорде, на гидрологов и гидрогеологов обучают в Астане и Алматы. Так что вузы есть, но по факту специалистов они готовят мизерное количество.

Многоликий водник

А в чем отличие и схожесть специальностей с приставкой «гидро», то есть связанных с водой? Как объяснила Ж. Кадашева, гидротехник — по большей части строитель. То есть он проектирует и сооружает плотины, дамбы, каналы, водные контррегуляторы и связан больше с техническими моментами. Гидролог больше изучает водные бассейны, занимается вопросами регуляции стоков, ведет расчеты, его стихия – сколько воды приходит или придет, изучать моменты водного баланса, ее испарения, пользования. Гидрогеолог кропотливо занимается изучением подземных вод, водоносных пластов, составов грунта, ведет мониторинг подземных скважин и колодцев. Ирригатор-мелиоратор – это водник в сфере сельского хозяйства. Его задача — обслуживание воднооросительных систем, орошение полей, расчет расхода воды для нормального роста той или иной сельхозкультуры.

Есть еще Казахский научно-исследовательский институт водного хозяйства («КазНИИВХ») — государственная организация, занимающаяся научными исследованиями и разработками в области управления водными ресурсами, мелиорации земель и орошения, технологии и техники полива, сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения пастбищ, экономики водного хозяйства. Нельзя забывать и про Научно-информационный центр по водохозяйственным проблемам при институте «Казгипроводхоз». Кроме того, в стране по поручению Касым-Жомарта Токаева планируется открыть НИИ по проблемам Каспия в городе Актау. Там, кстати, тоже понадобятся ученые-водники. В нем придется открыть различные направления по изучению флоры и фауны, экологии Каспия, научного моделирования, лаборатории, проектные группы.

Связь поколений утрачена

Как так получилось, что в Казахстане фактически развалили целую систему по подготовке кадров-водников, научных кадров в сфере регулирования водных ресурсов, сложившуюся при Союзе, как вы думаете? – поинтересовались мы.

На мой взгляд, это происходит из-за того, что нет преемственности поколений. Есть целый пласт кадров старшего поколения, которые знают все это и которые постепенно уходят. И есть молодежь, а вот среднее связующее поколение фактически отсутствует, — отвечает Ж. Кадашева. Арман Жумагазиев добавил, что с начала 2000-х годов упор был сделан на обучение новых специальностей и, можно сказать, более 20 лет спецов-водников выпускали по минимуму, а три-четыре года назад в Атырауском университете им. Х. Досмухамедова вовсе перестали готовить. И все это в конечном счете отразилось на количестве специалистов или, вернее, их отсутствии. Хотя при получении диплома и выпуске они могли легко трудоустроиться. Поэтому вновь во весь рост встает вопрос о возобновлении обучения и подготовке кадров с высшим образованием в стенах местного универа.

К тому же в силу все большей коммерциализации в Казахстане сложился неправильный подход к высшему образованию и фундаментальной науке. Ученых-преподавателей вузов и НИИ частенько обвиняли в излишнем теоретизировании, чаепитии и послеобеденном отдыхе. Складывался стереотип, или его специально рисовали, о ленивых ученых и не только в сфере подготовки кадров для водного хозяйства, якобы даром проедающих казенные средства. А раз от них нет финансовой отдачи, то надобно их либо сократить по максимуму, либо вовсе ликвидировать. Однако время показало пагубность такого подхода. Придется это положение дел коренным образом исправлять. И в качестве доказательства Арман Закарияевич привел пример, рассказав о коллеге-товарище Адае Сикене, докторе географических наук, переехавшем из Китая в Казахстан и работающем сейчас в Назарбаев Университете, реализовавшем в свое время 30 проектов в Поднебесной, где задействовано 70 тысяч человек, а вот в Казахстане, к сожалению, оказавшемся невостребованным в качестве ученого-практика.

Немедленно и архиважно!

Арман Закарияевич обозначил и другую проблему. Как известно, у нас в республике в прошлом году открылось Министерство водных ресурсов и ирригации. По его мнению, в скором времени это министерство откроет свои филиалы и управления в областях и районах. И во вновь создаваемые управленческие структуры потребуются специалисты, эксперты, то есть кадры, которые решают всё. В первую очередь гидрологи, гидротехники. К примеру, очень ценны советы и замечания гидрологов и гидротехников при сооружении мостов и дорог, которые рассчитывали бы потенциальную силу потока воды, дабы избежать в будущем возможных разрушений. В целом они у нас есть или, по крайней мере, они должны быть, однако происходящее как бы говорит об обратном. А во многих структурах, как в сфере управления, так и в сфере производства можно наблюдать засилье юристов, экономистов, причем не только в водохозяйственной отрасли согласно выражению «Каждый суслик в поле агроном». Когда подчас совершенно некомпетентные в производственной сфере лица мнят себя профессионалами. В Урало-Каспийском регионе специалисты водной сферы нужны тем более. К тому же надобность в них сильно актуализировалась на фоне проблемы Каспия, подъема грунтовых и подземных вод в Атырау, вопроса по реконструкции и обслуживанию системы ирригации, регулирования водности рек, необходимости строительства защитных дамб, плотин, мини-водохранилищ, водоотводных каналов. Ведь в нашем регионе немало рек и речушек, и регион стоит у берегов древнего Каспия.

Президент Касым-Жомарт Токаев на совещании по половодью в ЗКО сам выступал как эксперт-водник. Процитируем его: «В весенний период следует заблаговременно проводить вывоз снега, рыхление и дробление льда на опасных участках рек, формирование стоков талой воды и другие необходимые мероприятия. В летне-осенний период обеспечить своевременную очистку, дноуглубление и спрямление русел рек, увеличение мощности имеющихся и строительство новых водопропускных конструкций под автомобильными и железными дорогами. Следует возводить защитные сооружения и водоотводные арычные каналы».

Подытоживая беседу, мои собеседники выразили общее мнение: привлечь в названные профессии больше молодых людей, особенно в наш регион, существенно поднять заработную плату специалистов. Обеспечивать перспективных молодых ученых и работающих специалистов-водников жильем, то есть повышать престиж профессии. В ближайших планах преподавателей кафедры туризма и географии Атырауского университета открыть на факультете специальность по научной географии для того, чтобы обучать и готовить специалистов в сфере науки и производства, включающей широкий спектр узких дисциплин по метеорологии, геоморфологии (наука о рельефе), гидрологии, аналитике и т.д.  Как выяснилось, в целом для подготовки дипломированного специалиста требуется не менее 4-5 лет бакалавриата, а с ученой степенью это займет около 7-8 лет, которые должны пройти обучение и защиту магистратуры и докторантуры PhD. Большой пласт подготовки спецов-водников требуется в сфере типового среднего специального образования или колледжах. Там тоже можно наблюдать огромный провал. Иначе говоря, для возрождения отрасли, подготовки кадров для водного хозяйства нужно не менее 8-10 лет. Потому как придется фактически начинать все с нуля. И приступить нужно уже сейчас. Жесткие уроки жизни, а сейчас у нас в некоторых районах региона наводнение,  иной раз мотивируют лучше всяких призывов и нравоучений что-то исправить.

Поделиться с друзьями

Специальный корреспондент

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна