Во имя жизни: убийство или кастрация
Два взаимоисключающих санкционированных митинга о судьбе бездомных животных прошли за короткое время в городе Атырау. В одном случае группа женщин требовала вернуть статью закона, разрешающую отстрел бездомных собак. В свою очередь атырауские зоозащитники, тоже организовавшие митинг, недоумевают: как могут матери настаивать на жестокости и негуманном отношении к беззащитным животным? И выступают против убийства, напоминая, что в стране вступил в силу Закон об ответственном отношении к животным. На чьей стороне истина?
Представители общественности на первом митинге заявили, что, прежде чем принимать какой-либо закон, нужно советоваться с местным населением, то есть семь раз отмерить, один раз отрезать. Вопрос касательно бродячих собак они посчитали значительным и острым, поэтому решили потребовать вновь ввести прежнюю систему борьбы с бродячими животными. Как известно, теперь четвероногих друзей человека запрещено убивать ядовитыми дротиками, а можно стерилизовать. Выступающие доказывали, что в последнее время значительно возросло количество случаев нападения собак на людей, преимущественно на школьников.
В прошлом году в детскую областную больницу с укусами животных обратились без малого 400 детей. Из них половина укусов – бродячими собаками, столько же – домашними, были случаи укусов бродячими и домашними кошками.
На митинге женщины доказывали: уже дошло до того, что дети боятся сами ходить в школу, родителям приходится их провожать. Вместе с бродячими псами бегают домашние собаки. Противники животных в сложившейся ситуации с разгулом бродячих хвостатых обвиняют атыраусцев, которые жалеют их и подкармливают. И призвали не сравнивать Казахстан с Европой, ибо там собаки накормлены, поэтому никого не кусают, у них и культура содержания собак, и законы соответствующие. Выступали также матери пострадавших от укусов животных детей. Они считают, что надо наказывать их хозяев, и вообще запретить выпускать псов на улицу, от них на улицах множество экскрементов. Люди высказались против стерилизации за счет государства.
А как же закон?
Зоозащитники поддерживают общественников Нур-Султана, ранее выступивших против отстрела бродячих собак и кошек. Члены известного в регионе общественного объединения «Доброе сердце Атырау» не скрывают своего недовольства итогами тендера на стерилизацию и чипирование животных. Активного участника общественного фонда «Доброе сердце» Мамучара Джабасова, который несколько лет спасает животных, обрадовал тот факт, что в первом митинге приняло участие незначительное количество атыраусцев, следовательно агрессивно настроенных людей против беззащитных животных в регионе меньшинство.
– Там шла речь о том, чтобы отложить исполнение Закона об ответственном обращении с животными, который вступил в силу 2 марта нынешнего года. Говорили, что деньги, выделяемые на отлов и стерилизацию животных, надо перенаправить на другие нужды, и еще восстановить первоначальную форму, то есть отстреливать животных, – рассказывает Мамучар Джабасов. – Где в их предложениях логика? Не стерилизовать? И что будет происходить? Неконтролируемое, хаотичное размножение собак. Возьмем другую сторону – восстановить отстрел. Так раньше на это дело выделялись десятки миллионов тенге, а проблема фактически оставалась. Я тоже считаю, что в каких-то сферах недостаточно финансирование, но не думаю, что оно должно исправляться таким вот образом – убрать из статьи расходов одну и заменить ее на другую – более жестокую. Неужели жестокость и бессердечие – выбор женщин, матерей? Меня это пугает.
Мамучар Джабасов прокомментировал и итоги тендера на проведение стерилизации и чипирование бездомных животных. Его общественное объединение выиграть не смогло, хотя и предложило меньшую сумму. Ситуацию он назвал парадоксальной:
– Мы знаем расценки ветеринарных врачей, услуги стерилизации, они недешевы – 20 тысяч тенге за одного животного, а еще за вакцинацию, которую тоже должны проводить после отлова. Траты на содержание, обработку животных от паразитов, и всё это выходит минимум 21 тысяча тенге, – высказывается расстроенный Мамучар Тулебаевич. – Никакое ИП в убыток себе работать не будет, кроме, конечно, волонтеров.
По словам М. Джабасова, еще за месяц до проведения тендера к нему обратился какой-то человек из столицы и предложил участвовать в конкурсе. Дескать, надо создать отдельное ИП, и он станет учредителем, а общественник – соучредителем. Все деньги пополам, а часть следовало передать очень весомому человеку, который начнет продвигать нашу кандидатуру. До Джабасова дошло, что, как он говорит, хотят погреть руки на тендере, поэтому отказался.
Проигравшая в тендере сторона бьет в колокола, распространив в социальных сетях обращение к государственным органам.
– Когда мы узнали о проведении тендера, общественный фонд «Доброе сердце», в составе которого я являюсь волонтером, тоже решил в нем участвовать. Нам дали два-три дня, чтобы мы собрали весь необходимый пакет документов. Перечислю, потому что это важно. Нас просили предоставить количество персонала. Должно было быть два экипажа машины – одна работает, вторая смена отдыхает, по два человека. Далее. Два человека должны убираться на базе, содержать животных и т.д. Еще кинолог, который определял бы степень агрессии собак, ее социализированность, принимал дальнейшее решение – усыпление либо стерилизация, биркование, чипирование и выпуск в среду обитания. Что еще нам сказали? Что нужен договор с ветеринарной клиникой на проведение различного рода вариантов операций. Еще ценовое предложение от ветеринарных клиник на осуществление стерилизации, биркование, и чипирование, а также вакцинацию от бешенства, обработку от паразитов – внешних и внутренних. Учитывая все эти факторы, наша группа поставила ценовое предложение 23 тысячи тенге на одну собаку. Когда мы подсчитывали, поверьте, мы даже ушли в минус. Но наша цель была не заработать, а сделать так, чтобы в нашем городе обитали адекватные, социализированные и безопасные для общества животные, остальных в большей степени мы бы хотели оставить у себя на доживание до старости. Оказалось, победителем тендера стало некое ТОО «Инмаркет», предоставившее цену 19 500 тенге. Знаете, мы отчасти даже обрадовались, замечательно – за низкую цену будет вестись работа. Удивительно то, что за весь процесс необоснованно низкая цена. Хорошо, мало ли, вдруг у них свой ветеринарный врач, но вскоре мы узнаем, что данное ТОО, у нас есть все доказательства, заключило договор с ветсервисом на отлов и уничтожение бродячих животных. Нет ни слова о стерилизации и бирковании и другой нужной работы. А в законе же четко прописано как делается эта процедура. Надо поймать животное, отвезти в места временной передержки – приюты, где после определения его социализации назначается операция по стерилизации и обработке от паразитов, вакцинация, постановка бирки, чипирование с занесением времени стерилизации, и после пяти дней передержки выпускать. Я не понял, почему к нам были такие требования, а потом техусловия почему-то поменялись? Да еще в нарушение Закона РК «Об ответственном обращении с животными». Прошу государственные органы, в особенности, правоохранительные, обратить на это внимание, – призвал М. Джабасов.
Что ждёт особей?
Учредитель, и.о. директора ТОО «Инмаркет» Исатай Уразгалиев, выигравший конкурс, пояснил, что сумма, выделяемая по тендеру на 285 особей, составляет 8 миллионов тенге. Он не стал скрывать, что после отлова собак станут отбирать, и этим займется кинолог, имеющий соответствующую лицензию. Так вот, больных и старых стерилизовать не станут, их усыпят, а такая работа будет на ветсервисе. Имеется договор с ветеринарной клиникой на стерилизацию собак. Как сказал Исатай Уразгалиев, в ТОО свой ветеринар, внештатный. Для содержания собак в селе Алмалы созданы все условия – 30 вольеров и еще специальные зоны для собак до и после стерилизации.
– У нас было ценовое предложение, тендер по ценовому предложению немного проще. Это лишь конкурсы с тендерной документацией жестче, перед тем, как участвовать, всё проверяется. Всё по закону.
По словам победителя тендера, перед тем, как принять участие, они всё просчитали и должны уложиться в выделяемую государством сумму, ну а при уходе в минус начнут решать свои проблемы.
– Нашу работу должен принимать государственный орган – управление ветеринарной службы, если увидят недоработки – обжалуют, – подчеркивает Исатай Уразгалиев. – Кто как работает – покажет время.
Стоит заметить, раньше отстрелом животных в Атырау занимались индивидуальные предприниматели, затем убийственную функцию передали городской ветеринарной службе. После того, как зоозащитники стали поднимать шум, убивать бродячих псов и кошек прекратили, лишь выезжая по конкретным заявлениям атыраусцев. В прошлом году в регионе на ликвидацию бродячих животных было выделено 47 миллионов тенге, из этой суммы 27 миллионов – на город Атырау. И впервые выделенные в нынешнем году несколько миллионов тенге на стерилизацию четвероногих друзей человека стали яблоком раздора.
Когда собака бывает кусачей?
Страсти, что называется, не утихают, сколько людей, столько и мнений, атыраусцы высказывают разные точки зрения. Горожанка Алина А. понимает матерей, выступивших за отстрел бродячих собак и кошек и их стерилизацию (кастрацию).
– Даже если по улицам будет бегать кастрированный кобель, он все равно может напасть на людей. Если животное голодное, оно злое и опасное, – горячится горожанка.
Предприниматель Андрей Кораблев считает, что решение вопроса кроется в детской песне из мультфильма «собака бывает кусачей только от жизни собачьей».
– У нас не только хороших или плохих отношений нет с животными – да никаких нет, – говорит Андрей Александрович. – Бродячие собаки вынуждены добывать себе пищу и уворачиваться от агрессии окружающего мира. Агрессия множится на агрессию – вот и результат. Задача госорганов и учреждений – следить за популяцией и заболеваниями животных, а в обществе надо воспитывать любовь к братьям меньшим. «Живой уголок» раньше был в каждой школе. Уроки на природе и прочие элементы воспитания детей. Они должны научиться чувству ответственности за тех, кого приручили. И добрые книги читать, рассказы о животных. А что мы наблюдаем сейчас? Меня лично просто в дрожь бросает, когда захожу в любой зоомагазин, который больше напоминает зоотюрьму. «Бродячие» зоопарки и цирки, которые изредка к нам заезжают, также не пример для детей, как надо относиться к животным. В общем, конечно, вопрос глобальный и требует более комплексного подхода, чем просто «запретить и не пущать».
По словам Андрея Кораблева, отстрелы были всегда, просто раньше это делалось по плану и тихо, сейчас это всё выливается наружу, а с учётом «диванных войск» ещё и раздувается.
– Но самое главное – ещё и здесь политизация. Эти два лагеря всегда будут непримиримыми и никогда не сойдутся на среднем решении, а в итоге – раздел общества, что на руку тем, кому нужно постоянное провоцирование и поляризация общественного мнения, – предупреждает неравнодушный предприниматель. – Приюты для собак только на первом этапе выглядят хорошим решением, а потом это также превращается в зоотюрьму с невыносимыми условиями содержания. Стремительная урбанизация, которую нам навязывают, подразумевает создание множества площадей (что мы сейчас наблюдаем воочию), которые вроде как предназначены для отдыха горожан, но носят и свой дополнительный «бонус» – разделение частей населения, проживающего в городе по территориям. На этих площадках потом можно проводить собрания и митинги, и не важно – за собак они будут или против, а может, и «за всё хорошее, против всего плохого», главное – обесценить важный фактор – единство в обществе. Постепенно это войдёт в норму, и мы получим на выходе то, что закладывали «отцы-основатели». К сожалению, если смотреть на сахар, чай не будет слаще. Говорить о единстве в обществе и не предлагать, как его реализовать, это путь в никуда.
Вот и получается, не такая уж это и банальная проблема бездомных животных. А тем, кто хочет завести животное, важно подойти ответственно к этому решению, и понимать, что это – живое существо с характером, а не игрушка, которую за ненадобностью можно выбросить. Можно постепенно снизить популяцию бездомных тузиков и мурок. Это не быстро, но успех зависит от всех, особенно тех, у кого уже есть животное или кто только планирует его завести.
Светлана НОВАК