Таможня тогда дала «добро»
Своими воспоминаниями о паводке 30-летней давности поделился председатель совета ветеранов Атырауской области Мурат Утешев.
В 1993-1994 годы Мурат Утешев работал начальником Западного таможенного управления, и в его подчинение входили таможни Актюбинской, Западно-Казахстанской, Мангистауской и Атырауской областей. Вспоминая свою деятельность в период наводнения тех лет, Мурат Сактаевич больше говорил о 1994 годе.
– В 1994 году большая вода шла со стороны Уральска. Почему я запомнил этот год? Потому что тогда активно велась работа по строительству второй и третьей очередей Тенгизского газоперерабатывающего завода, и грузы в адрес главного заказчика ПО «Тенгизнефтегаз» шли со всех сторон всеми видами транспортных средств: по железной дороге, авиалиниями, морским транспортом через Балтийское и Черное моря из Европы, Канады, Японии, а также автофурами. Таможенные грузы поступали к нам через пограничные таможенные пункты Брест, Ужгород, Чоп, Лужайка, Владивосток. Эти грузы стекались на территории Астраханской области на таможенном посту Караозек, граничащем с казахстанским постом Ганюшкино. В то время автомашины переправлялись в нашу сторону по парому, таким образом, грузовые и легковые автомобили выстроили дорогу длиной в несколько километров, в том числе там стояли и 200-300 машин с грузами, которые шли на Тенгиз. В этот период реки Волга и Кигач были заполнены до предела, и была опасность затопления автотрасс. Машины копились, и все спешили переправиться через границу. Тогда мы выехали на переговоры с начальником таможенного управления Астраханской области Александром Ковальновым о предоставлении приоритета нашим фурам, без промежуточного таможенного контроля. И в течение недели мы вытаскивали свои грузы на нашу сторону границы.
В то время большая вода была уже на территории Эмбинского района, где были таможенные посты Кульсары и Тенгиз. На каждом посту работали по 10-12 человек, но мы туда отправляли еще человек 15 из областного управления, чтобы весь таможенный груз оформлялся в ускоренном порядке. Автотрассы со стороны Ганюшкино были плохими, ехать было непросто, а фуры, шедшие из Уральска, уже на территории Западно-Казахстанской области ехали по воде. Грузы продолжали идти непрерывным потоком. Водой уже были залиты трассы Кульсары, на территории села Жалгансай Махамбетского района. Тогда таможенные посты во всех районах были сконцентрированы на быстрой отправке тенгизских грузов. Большие высокие фургоны еще могли проехать, а вот легковые уже тонули, и их вытаскивали с помощью трактора. В то время мы организовали группы таможенного сопровождения – от таможенного поста Ганюшкино, российской границы Самары фуры с грузами, шедшими на Тенгиз, до самого завода доставлялись под контролем таможенного офицера. Вот такую борьбу с большой водой в те годы вела таможенная служба.
Наша главная задача в тот период состояла в том, чтобы грузы доставлялись в первоначальном объеме, без потерь и вскрытия, то есть с пломбой таможни отправления до места прибытия. Мы старались, чтобы все процедуры проходили качественно и в срок.
Если вернуться в 1993 год, тогда в результате многодневного ветра со стороны Каспийского моря моряной накрылись Гогольские и Новинские острова. Помню, тогда моряна дошла с запада до поселка Таскала – бывшего Алгабас – и почти достигла посевных площадей сел Ракуша и Еркинкала. Чуть было не настигла территорию аэропорта, вода подошла совсем близко: ее было видно, оставалось буквально 3-4 километра.
Горожане измеряли уровень воды по пирсу, который находится возле нынешнего кардиоцентра, и я помню, что в тот год вода достигла поверхности пристани. Площадь на правом берегу автомоста тоже была затоплена, домов в том районе еще не было. Но все же выхода воды в город тогдашний глава города Нурпеис Махашевич не допустил. В то время к берегоукрепительным работам не привлекали жителей, ими занимались различные организации: УС-99, трест ГНХС, Сельстрой, ГНПЗ, химический, машиностроительный, вертолетный, авторемонтный заводы и другие.
– Мурат Сактаевич, паводок 2024 года все же сильнее, и объем ожидаемой воды прогнозируется больше. Как думаете, мы победим?
– Да, по прогнозам «Казгидрометцентра», в этом году объем воды будет намного больше, чем в 1993-1994 годах, это видно от поступления из территории ЗКО. Но, я думаю, что в город она не зайдет.
Сейчас на территории Западно-Казахстанской и нашей областей открыты все каналы для транзита большой воды, в результате ее разбор должен произойти еще до подхода на территорию нашего города. Дополнительно к каналу Соколок, предназначенному для сброса паводка в обход новых микрорайонов Береке, пос. Талкайран, Бесикты, Акжар, строится резервная линия для пропуска воды в море. На днях я сам лично с сенатором Лукпановым объезжал территории Махамбетского района, городские округа Дамба, Кызыл балык, Жанаталап, и везде работа идет мощными темпами. Помощь оказывается со всех сторон, народ настроен на то, чтобы удержать воду любыми путями. Привлечены военнослужащие, тяжелая техника, мешки с песком поднимаются и укладываются на 5-6-метровую высоту. Противопаводковая подготовительная работа в таком масштабе в области никогда не проводилась. На берегоукрепительных работах можно увидеть школьников, учителей, людей всех возрастов. Особую благодарность хочется выразить нашей молодежи, которая до трех часов ночи укладывает мешки с песком, заготовленные днем жителями. Я еще раз хочу обратиться к землякам не создавать ажиотаж. В 1993-94 годах у нас не было таких мощных компаний, техники, военных, но мы даже тогда не допустили большую воду в город. А сегодня мы обладаем всеми инструментами, чтобы защитить областной центр от большой воды. Так что не надо бояться, мы все как один, вместе выстоим напор водной стихии, – заверил председатель совета ветеранов Атырауской области Мурат Утешев.