«Су Арнасы»: из аутсайдеров в лидеры
Без воды никак. Стоило на прошлой неделе заглушить подачу воды в город на полсуток, как наутро посыпался миллион жалоб на отсутствие живительной влаги. Как вообще работает услугодатель, обеспечивающий нас всех водой и занимающийся отведением сточных жидкостей? Что делается в плане улучшения его деятельности? Как руководство решает назревшие вопросы в этой важной сфере, не утонет ли город в фекалиях из-за прохудившихся сетей канализации? Несмотря на свою занятость, директор КГП «Атырау облысы Су Арнасы» Мейирим Калауи нашел для нас время, и мы задали ему интересующие всех горожан вопросы.
Про запах
– Мейирим Жоламанович, один из актуальных и часто поднимаемых вопросов касается канализационных сетей и канализационно-насосных станций. Расскажите подробнее о текущем состоянии городской канализационной системы и о выполняемых сейчас работах.
– Надо разделить канализацию на три части. Первая относится к канализационно-насосным станциям, которые собирают сточные жидкости из жилых домов и направляют в коллекторы. Их по городу в настоящее время имеется 85 единиц, из них 45 находятся в предаварийном и аварийном состоянии, то есть многие изношены практически на 100 процентов, быть может, часть из них — на 70-80 процентов, то есть требуют незамедлительного ремонта. Из этих 45 проблемных отобрали и начали в этом году реконструкцию и ремонт на девяти станциях, это самые крупные в Атырау. Основная часть из них находится на правом берегу города. К примеру, горожане видят, как КНС «Лесхоз», «Тамаша», «Нурсая» сносятся, ремонтируются. И на левобережной стороне города тоже есть такие крупные КНС. Это: «Балыкши», «40-ая» по адресу: пр-т Азаттык, 40, а также №60 в мкр. Привокзальный возле средней школы №22 и «10-ая» на пересечении улиц Махамбета и Валиханова, напротив здания АО «Атырау Жарык», что забирает стоки с центральной части города. Как вы знаете, там всегда неприятно пахнет. И мы до конца года хотели бы начать ремонт КНС «Асар» в мкр. Алмагуль и «№4 А», расположенной в 3-ем мкр. Авангарда (напротив бывшего развлекательного центра «Funky Town»), она тоже очень старая. Почему насосные станции в таком состоянии? Вот, например, КНС «Жилгородок», которая сейчас ремонтируется, — 1945 года постройки. И представьте себе, она не видела ни одного капитального ремонта! КНС «Тамаша» — 1976 года постройки, КНС «Лесхоз» — 1968 года. Довольно-таки старое хозяйство, требующее ремонта. Остальные станции будут тоже поэтапно капитально ремонтироваться. На следующий год мы планируем приступить к ремонту еще 15 канализационно-насосных станций. И в 2026 году в планах заняться ремонтом оставшихся двадцати.
Вторая часть вопроса – это канализационные сети, которые уходят от КНС на канализационно-очистные сооружения (КОС), и линии, которые идут с жилых домов на эти КНС, то есть внутриквартальные. Общая их длина по городу – 272 км, из них около 40 км – в плачевном состоянии. Мы в этом году начали капитальный ремонт на 33 км канализационных сетей, где-то методом санации, а где-то открытым способом, разрывая траншеи. Сейчас по городу можно видеть раскопанные участки земли, во многих местах работает спецтехника – большие ассенизационные КамАЗы-илососы. Меняем линии, колодцы, местами коллекторы ремонтируем и восстанавливаем. Например, по ул. Кулманова есть линия 50-60-летней давности, ни разу толком не чистившаяся, не ремонтировавшаяся. Это старая асбестовая труба, и благодаря ей до сих пор функционирует канализационная система. У нас же трубы тоже делятся. Асбестовые трубы – это самые начальные, применявшиеся когда-то, потом идут чугунные, затем металлические, после чего пластиковые. Вот и считайте, насколько это старая труба. На этом участке, а заодно по проспектам Тайманова и Сатпаева тоже проводим аналогичные работы методом санации.
– А что это за метод?
– Это такой способ, при котором очистка и замена изношенных участков выполняется без рытья траншей. Суть способа — в прокладке новых труб внутри старых или в нанесении специального полимерного состава изнутри, образующего на поверхности старого трубопровода новую стеклопластиковую систему. Посредством этого процесса как бы внутри старой трубы надувается новая труба. В случае, когда труба просаживается под землей, то производим замену труб открытым способом, рытьем траншеи. И уже новую трубу укладываем.
– И наконец, что входит в третье направление?
– Третье направление включает саму очистку сточных вод. Как вы знаете, на левом берегу у нас работают канализационно-очистные сооружения, которые в сутки принимают примерно 15-18 тысяч кубометров сточных жидкостей. В целом проектная мощность КОС – 70 тысяч кубов. Так что считайте, сколько у нас есть запаса. Когда мы говорим о микрорайонах Жулдыз, Геолог, Талгайран, то хотим все тамошние стоки отправлять на левобережную КОС. На правом берегу КОС строится. По данному проекту была корректировка, и исполнение затянулось. Сейчас ведутся бетонные работы. Согласно паспорту объекта срок окончания работ и его сдача запланированы на конец следующего года.
– Ранее озвучивалась стоимость строительства КОС правого берега в сумму 21 млрд тенге. И сколько же сейчас стоят эти работы после корректировки проекта?
– Насколько мне известно, стоимость строительства оценена в 39 млрд тенге. Получается, что жидкие стоки от всех жилых домов и других объектов сначала принимаются КНС, от которых потом попадают на КОС, где проходят очистку и превращаются в техническую воду II категории. Вот такой алгоритм.
– А когда началось строительство КОС на правобережье?
– Строительство стартовало еще в 2021 году. Далее в 2023-м по проекту внесли корректировки. В основном из-за удорожания материала и в конструктивной части там тоже были изменения — выявились несоответствующие проекту моменты по грунту. Это же большое хозяйство, там есть аэраторы, большие резервуары из бетона, получается, земля, на которую «сажают» эти объекты, должна быть плотной, крепкой. Таким образом, к финишу строительство выйдет в конце 2025-го. Плюс в этом году были паводки. Часть земельного участка, на которой возводят КОС, была подтоплена. Потом ее пришлось осушить. Там работает подрядная организация — ТОО «Павлодарский речной порт». Скажу открыто: эти ребята работают очень медленно, я указал им на это. Был там буквально несколько дней назад и своими глазами видел, как проходит процесс.
– Поля испарения «Квадрат» предстоит рекультивировать. Это же отдельный проект?
– Да, это отдельный проект. Этим вопросом занимается городской отдел ЖКХ, надо уточнить у них. Однако этот проект, как мне известно, простаивает. И не знаю, почему. Хотя он стартовал, когда я еще акимом города был (М. Калауи занимал кресло градоначальника в 2022-2023 гг. – Авт.).
Про технику
– А как насчет материально-технического обеспечения вашего предприятия? Хватает ли техники для работы, приобретается ли новая, если да, то какая? И что делается для улучшения парка со стороны акимата?
– В принципе, поддержка со стороны акимата есть. Мы закупили оборудование нескольких видов, которое нужно для проведения ремонтно-восстановительных работ. Вот технику обновили, закупили вакуумы, «летучки» (ремонтная машина), илососы. Всего приобрели больше 40 единиц техники. Технический парк нашего предприятия составляет около 70 единиц, и этого достаточно для выполнения всех работ. И вопрос по технике на данный момент закрыт. К примеру, илососы очень удобны для очистки канализационных колодцев, раньше наши ребята-канализационщики спускались туда и очищали их черпаком и ведрами. Задача же заключается не в том, чтобы просто купить спецтехнику, ее же надо грамотно эксплуатировать, чтобы она как можно дольше и исправно служила. Для этого нужен теплый гараж, мы отремонтировали его, провели отопление. А еще в прошлом году техника замерзала, на аварии не могли своевременно выезжать. Сейчас эту ситуацию немного исправили. То есть на эксплуатацию нами техники тоже уделяется большое внимание. Закупаем зимнюю резину, зимние ГСМ, дисциплинировали водителей, есть раздевалка, душевая, шкафы для личных вещей поставили. Чтобы человек приходил на работу с нормальным настроением, переодевался здесь в спецодежду, а уходил домой, помывшись, в чистой одежде. Это же тоже влияет на общий фон и настроение людей на работе. Аналогично там, где производится ремонт КНС, для слесарей тоже будут отдельные комнаты, душевые, туалеты. Также и в КНС оборудуем свои хозбытовки.
– А раньше разве не было таких условий?
– Ну, сидели как в каком-то сарае, душа нет, ели в антисанитарных условиях, мыли руки из баклажек.
Возвращаясь к ремонту КНС. В числе первых у нас планируется закончить ремонт КНС возле Дома быта. Думаю, до середины октября управимся. Это маленькая станция, и даже в ней будут нормальные условия для работы. Закончим, запустим, может, потом пригласим вас и покажем, как это выглядит.
– Хорошо, будем ждать! А материалы: задвижки, трубы, насосы для выполнения работ – есть ли они в запасе?
– Материалы в запасе есть. Самая главная проблема была в насосах, их у нас не хватало. В этом году они были приобретены в достаточном количестве: 4-х, 15-ти, 43-х и 50-тикиловаттные, запас по ним имеется.
– Насколько существующие тарифы на оказываемые услуги удовлетворяют ваши производственно-экономические потребности?
– У нас есть одна проблема. Это бесхозные сети, обслуживаемые нами, расходы по которым не сидят в наших тарифах. То есть энное количество расходов, которые составляют эти работы, тариф не возмещает. Это порядка 30 повысительно-насосных станций, подающих воду на верхние этажи многоэтажек, около 400 км водопроводных линий, построенных в свое время за счет бюджетных средств или средств частных компаний, есть там и канализационные сети. Получается, жилье построили, сдали в эксплуатацию, а сети остались, не сдали никому. На сегодня занимаемся процессом оформления их документации, для чего от нас задействована отдельная группа специалистов. Чтобы в дальнейшем включить расходы на обслуживание вышеуказанных объектов в свои тарифы. Если подсчитать, то порядка 30-35 процентов расходов при обслуживании бесхозных сетей мы недополучаем. В настоящее время тариф по воде равен 122,06 тенге с НДС за 1 кубометр, а фактически, учитывая наши затраты, он должен быть на уровне 155-160 тенге с НДС. Вот тогда предприятие сможет стать самоокупаемым, покрывать свои затраты. Как монопольное предприятие, по идее, мы должны вкладываться в свои сети, в свое хозяйство.
– У вас должна быть своя прибыль, вообще-то…
– О прибыли я даже не говорю. Хотя, конечно, экономическая модель должна быть такая, что нам нужно ее иметь. Но учитывая социальную значимость воды, задачу нашего предприятия, какую-то часть своего производственного бюджета нужно направлять на восстановление своих проблемных участков. Конечно, в нашем тарифе имеется определенная инвестиционная часть, в процентном соотношении это составляет около 5-7 процентов годового бюджета. Это, конечно, маловато. Тариф был утвержден на пять лет в 2021 году.
Скоро почувствуем другой вкус воды?
– А как часто сейчас случаются аварии на обслуживаемых сетях?
– 10-15 аварий в день на водопроводных линиях и канализации в среднем. В начале года было тяжеловато, но в данное время управляемся, устраняем их. Это зависит от наличия техники и людей. Когда всего в достатке, можно работать. Ведь в нашем случае аварии надо устранять незамедлительно. Это вам не электричество, без которого можно посидеть, хотя есть неудобства и дискомфорт. А вот вода и канализация имеют свойство растекаться, там же будет целое море, потоп! Не говоря уже об экологической составляющей. Наше отсутствие, несвоевременное прибытие на место повлекут за собой различные последствия для людей, и не совсем хорошие, скажем мягко. На балансе КГП «Атырау облысы Су Арнасы» имеется 1,5 тыс. км водопроводов, из них 60 км нуждаются в полной замене, и она уже осуществляется. В три этапа. К замене 30 км мы уже приступили. Это первый этап. Так, производится замена водопроводов в мкр. Жумыскер, где на смену старым металлическим трубам приходят пластиковые. В мкр. Центральный, рядом со средней школой №17, тоже ведется аналогичная работа. А также в мкр. СМП-163, по ул. Абая, мкр. Лесхоз, по проспекту Сатпаева, ул. Кулманова. Вопрос тут даже не в километраже водопроводных труб, давно изношенных и не менявшихся годами. Сети меняются, прежде всего, в густонаселенных жилых массивах, там, где живет очень много наших потребителей. Хоть и всего 60 км требуется заменить, но количество абонентов, проживающих там и получающих воду, гораздо больше или сопоставимо с числом абонентов, «сидящих» на трубе протяженностью в 300 км. После замены ржавых металлических труб люди, проживающие в центральных жилых массивах, реально почувствуют разницу не только в давлении, но и во вкусе, и в качестве воды, получаемой по новым пластиковым трубам, она, безусловно, будет лучше. Проекты по оставшимся 30 км водопроводных линий пока находятся на рассмотрении в госэкспертизе. В 2025 году приступим к их замене. Думаю, что до конца следующего года сможем поменять и эти водопроводные линии по городу. Получается, железных водопроводных труб у нас не будет.
– Как решается вопрос с кадрами?
– Конечно, нам нужно усилиться в плане повышения квалификации. У нас на местном уровне специалистов в сфере водообеспечения, водоподготовки и водоотведения действительно не готовят. Летом мы вели переговоры с одним из местных университетов, чтобы открыть эти специальности в Атырау, но они поднимают вопрос: а кто будет обучать этих студентов, потому что в местных вузах нет таких преподавателей. В Таразе по поручению Президента страны собираются готовить специалистов. Зато у нас не наблюдается утечка кадров: за этот год всего уволилось несколько человек при списочной численности предприятия более чем в 1000 работников. Однако не собираемся останавливаться на достигнутом, будем создавать еще лучшие условия труда для своих работников. Особое внимание с нынешнего года обращаем на средства индивидуальной защиты, используемые при проведении работ. Закупили газоанализаторы, спецодежду, усилили службу ТБ. На каждую крупную аварию выезжают специалисты по ТБ, инструктируют, объясняют, обучили мастеров навыкам оказания первой медицинской помощи. В этом направлении работа ведется ежедневно. Для нас вопрос №1 – это безопасность наших работников.
– И напоследок. А как у вас с заработной платой на предприятии?
– Для нашей коммунальной сферы в этом аспекте, считаю, мы вполне конкурентны. Средняя заработная плата по предприятию составляет 260 тысяч тенге. Есть у нас и профсоюз, и подписанный коллективный договор. Так что люди у нас защищены.