Стройка ждёт перемен
Как добиться качества построенных объектов, обсуждали на очередном заседании общественного совета области под председательством Максима Избасова.
Открывая работу заседания, модератор отметил, что на территории региона на бюджетные средства строится много объектов, но их качество вызывает много нареканий.
Что, как и в какие сроки они возведены и возводятся за 2022-2023 годы, рассказал руководитель областного управления строительства Нурберген Кусаинов. По его словам, в этом году на строительство объектов социального значения из бюджета было выделено 90 млрд тенге. Деньги пошли на завершение оставшихся с прошлого года объектов, а также на строительство новых зданий образования и здравоохранения в областном центре и сельской местности. Главный строитель области остановился и на ходе проводимых дноуглубительных работ. На сегодня очищены каналы «Зарослый» — 22 км и «Приморский» — 15 км. По реке Кигач дноуглубительные работы проведены на 68,9 км, всего предстоит пройти 99,5 км. Полное завершение и сдача объекта в эксплуатацию ожидается в августе будущего года.
Между тем после отчетного доклада у членов общественного совета возникло много вопросов. В частности, они спросили, почему дорогостоящий проект достался павлодарской компании, и почему бы не возобновить работу ММС, которая занималась дноуглубительными работами на постоянной основе в прежние времена. Также интересовал вопрос об эффективности проводимых работ и не получится ли так, что через пару лет придется вернуться к этой теме?
— Во-первых, подрядная компания определяется через тендерный конкурс, где учитывается опыт, стаж и наличие специальной техники. Во-вторых, все бывшие ММС перешли в частную собственность, и они не имеют специальную технику, — ответил главный строитель области. Он подтвердил вероятность возвращения почвы на дно реки, но это природное явление.
Член общественного совета Салтанат Рахимова хотела знать причину практики частого изменения первоначальной ПСД и как вообще проекты плохого качества получают «добро». И главное, почему постоянно откладываются сроки сдачи объектов, в результате появляются долгострои, а подрядчики сбегают.
По словам Нурбергена Кусаинова, проектно-сметные документации приходится отправлять на переделку, как правило, из-за часто происходящих скачков цен на стройматериалы. Но, конечно, бывает, когда проектная компания не справляется со своей задачей, допуская грубые ошибки или проявляя халатность. Одной из основных причин того, что некачественные проекты пропускаются госэкспертизой, является то, что эти предприятия сегодня находятся в частной собственности, соответственно, играет роль заинтересованность сторон. Ситуации с постоянным растягиванием сроков сдачи объектов в эксплуатацию подрядчиками являются следствием позднего финансирования. То есть процесс выделения денег из бюджета часто запаздывает, поэтому и работы своевременно не начинаются. Из-за этого происходят дальнейшие нестыковки.
Также перед общественным советом о проведенной работе отчитался руководитель областного управления государственного архитектурно-строительного контроля Нариман Бигали. По его словам, при строительстве жилых комплексов «Quattro» и «Мальтийский дворик» допущены грубейшие отклонения от проектов. А ЖК «Lagoon park», «Green park» строились вообще без заключения госэкспертизы, ни технический, ни авторский надзор также не проводились. Почему так получилось? Потому что сотрудники ГАСК не могут самовольно проверять строящиеся объекты без обращения жителей. Также в рамках моратория по поддержке предпринимателей они должны защищать бизнес.
— Тогда почему ваши специалисты не ходят и не интересуются строящимися объектами в городе? Ведь простые жители не могут знать норм и стандартов строительства. Понимаете, вы проверили и вынесли решение, что построенные или строящиеся жилые комплексы незаконны. В результате пострадали покупатели, а бизнес вообще ушел в глубокий «минус», ведь они построили дома, которые теперь должны будут снесены. Так где же вы защищаете бизнес?– задала риторический вопрос Салтанат Рахимова.
В ходе заседания члены общественного совета приводили примеры некачественного строительства, коих достаточно. А представители исполнительной власти отмечали, что все проблемы начинаются с госзакупок, там нет конкретики о локации участника конкурса, штате работников и материально-технической базе подрядчика. Из-за таких лазеек в законе происходят проблемы. К примеру, таразская компания взяла подряд на строительство семи многоэтажных домов, но так ничего и не построила. Судебные тяжбы продолжаются, а люди не дождались жилья. Вся надежда на корректировки в Закон РК «О госзакупках». Также в управлении госзакупок открыли юридический отдел. Кроме того, на ситуацию отрицательно влияет тот момент, что все компании, осуществляющие технадзор, являютя частными. Поэтому было принято решение о создании при местных исполнительных органах технического совета под председательством акимов, который и будет решать вопросы по проектам.
Алма ТУРГАНОВА