Скоро «амбре» НЕ будет?!
Есть ли проблема загрязнения окружающей среды от цистерн, которые ежедневно перегоняют по мосту с нефтеперерабатывающего завода у Теплого канала? Влияет ли на самочувствие детей интерната №3, что расположен в Химпоселке, соседство НПЗ? И до каких пор от завода будет вонять? Об этом шла речь на выездном заседании постоянной комиссии областного маслихата по экологии, природным ресурсам и АПК, а вскоре и на встрече с жителями по просьбе всё тех же народных избранников.
Вообще-то, поводом для «экскурсии» на Теплый канал, находящийся неподалеку от АНПЗ, послужило видео общественника Нурлана Жунасова, размещенное в Сети. Как рассказал в интервью «ПК» сам автор ролика, в районе Перетаски он побывал по просьбе жителей, утверждавших: «Теплый канал загрязнен».
— Действительно, заметил немало мусора в камышах. Начал на видео снимать и тут, смотрю, цистерны по железной дороге движутся. И масло с них капает только так! Предполагал, что мост защищен. Подхожу, а там такие щели! На рельсах, рядом с ними — масло, пятна. А когда дождь, снег — все в канал попадает. Нам здешние экозащитники говорят: «Теплый канал никуда не впадает». Однако он идет в Алгабас, а там тысячи людей живут. И в целом все мы, жители Атырау, этим дышим. Вот об этом было в моем ролике, — вкратце объяснил в интервью «ПК» общественник.
Депутаты во главе с председателем постоянной комиссии по экологии Арманом Хайруллиным пригласили на место, так сказать, событий представителей департамента экологии, которые взяли пробы воды из Теплого канала. За ближайшую неделю — уже во второй раз.
После осмотра Теплого канала, моста, по которому передвигаются цистерны, участники встречи поговорили об экологической ситуации в городе, взяв за основу ролик активиста города, и в целом поинтересовались планами по улучшению экологии у недавно назначенного гендиректора АНПЗ Галымжана Жусанбаева. Новый руководитель завода поблагодарил за выявленные факты загрязнения. Правда, перегон цистерн осуществляет совсем другая организация, не завод, да и Теплым каналом пользуется ТЭЦ. И все же разговор получился состоятельным и деловым.
Вагончик тронется, бензин останется
Жаль, что компанию, имеющую 70 процентов доли в этом деле – «РТИ-АНПЗ», ругали за глаза, но они сами виноваты: проигнорировали депутатское приглашение, ни один представитель не явился. Видимо, знали, за что примерно будут «песочить»: в тот час, когда на Теплом канале побывала вся общественность, независимый эколог Галина Чернова насчитала минимум 40 цистерн, прицепленных к тепловозу. В день здесь прогоняют порядка 330 маслянистых вагонов. Вместе со своим экоколлегой Арманом Хайруллиным она проанализировала: почти 17 000 цистерн в год «катаются» туда-сюда по ж/д мосту в районе Теплого канала. А это не есть хорошо.
— Мы знаем, какие цистерны эксплуатируются, какой подвижной парк, и с РТИ надо решать вопрос. Нефтеперерабатывающему заводу следует определиться: где зона вашей ответственности, а где границы этой частной конторы, наживающейся на нашем несчастье с экологией. Мы давно подозревали: газует на город не только НПЗ, а весь комплекс, потому что завод взят в глухое кольцо частных фирм, делающих деньги на здоровье атыраучан. А потом у нас дети страдают генетическими отклонениями, я молчу про онкологию, про проблемы с дыхательной системой – начиная с астмы и заканчивая аллергией, — как всегда с присущей эмоциональностью приводит факты Галина Чернова.
Председатель постоянной комиссии по экологии облмаслихата Арман Хайруллин добавил, что по опубликованному видео общественника понятно: какие-либо экоугрозы, риски действительно возможны:
— Мы пригласили лабораторию департамента экологии и сразу после видео отобрали пробы воды. По результатам анализов: есть присутствие нефтепродуктов. Здесь ежедневно проезжают цистерны с нефтью. Кому принадлежат эти мосты? – вопрошает Хайруллин. — А ведь все, что впадает в пространство, влияет на водоем: на воде появляется маслянистая пленка. Это ограничивает попадание кислорода вглубь, а микроорганизмы без кислорода не могут, вот в чем беда. А потом случаются такие казусы, как вымирание рыбы, например.
Не нужен нам
доступ открытый
Еще один общественник Лунара Максутова подвергла критике руководство предприятия, на ком лежит использование Теплого канала – почему территория не огорожена, ведь там играют дети? И также задалась вопросом о влиянии выбросов на здоровье жителей.
— Любой ребенок может утонуть в Теплом канале, почему к нему открытый доступ? Я также выступаю за то, чтобы интернат для детей с речевыми дефектами (специальный интернат №3, находится в Химпоселке. — Н.Ш.) располагался в другой стороне города. Понимаю, завод никуда не перенесут. Но нужно что-то делать! – сказала эмоциональнее, чем эколог, общественница.
Вообще, в тот день о запахах с завода, об экологической составляющей НПЗ было сказано немало. Возможно, это оттого, что гендиректор завода, как говорится, только вчера сел в кресло – Галымжан Жусанбаев был назначен на эту должность 10 января. Возможно, он сам оказался более открытым к общению, нежели его предшественники. Но было видно: новый директор в курсе всех «вонючих» проблем с НПЗ.
— Я готов встречаться с населением хоть каждую неделю, разъяснять о наших проектах, нацеленных на экобезопасность. Сегодня кто-то из общественников отметил, что за рубежом на таких заводах нет запаха. Когда НПЗ строился, здесь, в городе был нефтехимкомплекс (имеет в виду химзавод. — Н.Ш.) И он являлся своего рода фильтром – выбросы все перерабатывались. Сейчас такого завода нет, всё идет в атмосферу. Зная эту проблему, мы начали вести переговоры по строительству в Атырау такого комплекса, который будет получать наши отходы в качестве сырья. У нас есть договоренность с акиматом. Проект огромный, если общественники поддержат, внедрим. К слову, когда комплекс заработает, все налоговые поступления от него останутся в регионе, — добавил немаловажный факт новый глава АНПЗ. Я не специалист, но как обыватель на минуту подумала (просто предположила!): не поменяем ли мы шило на мыло, все же хочется действительно жить в безвредной среде? А новый завод гарантирует это? Как сказали эксперты, предстоит еще много обсуждений, но вброс информации уже сделан…
Насчет ограждений Теплого канала ТЭЦ, его представитель Ондашев сразу сказал, что, в принципе, к такой встрече не был готов:
— Вообще-то, нас никто не уведомлял о сегодняшнем заседании. Но мы тоже будем у себя поднимать озвученные сегодня вопросы. Тут разговор зашел за то, что нужно ограждать Теплый канал, мол, там дети играют. Но, в конце концов, дети могут и в Урале утонуть.
Однако этим ответом он только разозлил присутствующих.
— Охранная зона должна быть, и не надо тут наводить тень на плетень! – гневно высказалась Чернова. Ее поддержал депутат Хайруллин, отметив, что касательно ТЭЦ будет подниматься вопрос об охране и обратке воды, а также чтобы строили градирни. Чернова продолжила тему, раз уж представилась такая возможность:
— Сегодня депутаты, общественность говорили об общей проблеме, но каждый со своей стороны поднимал только одну сторону вопроса. Во-первых, по ТЭЦ: вы забираете сегодня 68 млн кубометров воды из Урала и пускаете на оборот только 5 процентов. Когда прекратится такой расход? У нас нет запаса, Урал обмелел на треть! Нам скоро пить будет нечего, потому что вся система водозабора «Атырау облысы Су Арнасы» рассчитана на определенный уровень. Это проблема! У вас бесхозяйственное обращение с водой!
Председателя НПО «Глобус» поддержал ряд депутатов: в отношении загрязнения окружающей среды рядом предприятий высказались Нурлыбек Даралиев, Сырымбек Сарсембаев, Нурлан Кайрденов и другие.
Где-то экологи привлекали к себе внимание, а где-то — депутаты, но оно и понятно — загрязнение окружающей среды давно стало притчей во языцех; иной раз перебарщивали с эмоциями общественники. Подытожить затянувшийся разговор решил руководитель департамента экологии Алибек Бекмухаметов. Он напомнил, по какому поводу вообще здесь собрались, расставил некоторые точки над «i»:
— У нас, вообще-то, вопрос был один – по мосту на Теплом канале. Да, правильно, что мы сделали выездное заседание. Но, думаю, поторопились с расширением повестки дня. Надо было выбрать место и созвать всех первых руководителей, в том числе, «РТИ». И потом, у нас сейчас мероприятие вроде общественных слушаний проходит. Думаю, чтобы рассказать о своих планах, гендиректору нефтеперерабатывающего завода нужно отдельно собрать все заинтересованные стороны, СМИ. Если говорить о будущем возможном появлении в городе химзавода, то однозначно будет нагрузка на экологию, — сказал Бекмухаметов и напомнил о сегодняшних обязательствах АНПЗ – мероприятиях «Тазалык», о том, что надо работать над «Тухлой балкой».
— Недавно был капремонт завода и тогда нас заверяли – после ремонта запаха не будет. Но запах идет, — продолжил речь А. Бекмухаметов. — Также есть еще одна проблема – с электроэнергией. Когда случаются перебои, завод утилизирует выбросы через факел. Опять люди негодуют и правильно делают. Только в прошлом году мы провели шесть проверок в отношении АНПЗ. Вот здесь есть над чем работать! А по Теплому каналу есть собственник – ТЭЦ. С них и спрос. Вообще, загрязнение водного объекта или сброс – это в компетенции нашего департамента экологии. По результатам отбора проб воды именно сегодня – если выявим какие-то нарушения, примем меры и дадим предписание. По этому поводу можно потом отдельно собраться. И мы одной попыткой не ограничимся — повторно отберем. ТЭЦ, как собственник канала, ежеквартально проводит производственно-экологический контроль. Мы и в ТЭЦ можем зайти, только давайте действовать в рамках закона, — завершил глава департамента экологии. По итогам заседания все мнения и предложения были внесены в протокол, который, как пообещал А. Хайруллин, отправят всем заинтересованным сторонам.
***
Чуть позже депутаты ряда постоянных комиссий облмаслихата по следам систематических жалоб горожан на запахи, выбросы завода инициировали объезд главы Атырауского НПЗ по прилегающим территориям.
Посетили интернат №3, осмотрели территорию, само здание, затем съездили на поля испарения, заглянули в район Перетаска, пообщались с людьми. Большинство пришедших гневно высказывалось о ночных заводских сбросах, о постоянном недомогании. Гендиректор завода пообещал жителям, что скоро запахи исчезнут, также объяснив, как именно они будут перерабатываться и во что. Вопрос выбросов максимально изучается, проблема их сжигания очень актуальна. Виновные лица будут наказаны, подчеркнуло руководство завода.
Что касается интерната, здесь директор НПЗ, зная, что у городских властей есть проект по возведению нового здания (но когда это еще будет!), предложил обновить спортзал, привести в порядок прилегающую территорию, возможно, оказать помощь в приобретении необходимого медоборудования.
— Так как этот интернат в нашей зоне, мы хотели бы помочь детям. Возьмемся по мере возможности.
После посещения Тухлой балки, где, как известно, скопище выбросов от технологических отходов производства, руководство АНПЗ отметило — будет уделяться внимание биологической очистке.
Надежда ШИЛЬМАН