Щит и стрелы Мурата Габдусалимова
В Наурыз мейрамы всегда хочется возвращаться к истокам. Тянет. Кто-то ставит во дворе алтыбакан, кто-то разжигает костер и на улице жарит бауырсаки, буквально приглашая «на огонек». А атыраучанин Мурат Габдусалимов взялся за плетение пятого уже по счету щита. Между прочим, в точности как у хана Абулхаира, когда тот пришел с войском на помощь Шейбанидам в битве против кызылбашев.То, что у Мурата стрелы и луки собственного производства и то, что он лучник, «ПК» (и, в частности, автор этих строк) уже шеть лет назад писала. Я следила за творчеством этого позитивного человека, но как-то в пандемию многие «разбрелись» по интересам, выпал и Габдусалимов из моего поля зрения. Но вот недавно заметила публикацию и снимок на страничке Мурата в Facebook. Он теперь плетет щиты!
Быстро сообразив, что (наверное) читатели вдохновятся в праздники мастерством Мурата, созваниваюсь с ним о встрече. «Приходите, я как раз приступил к плетению нового щита».
Сказано – сделано. В мастерской по изготовлению луков, стрел и иных нюансов жизни Золотой Орды, которая открыта у Мурата с 2013 года, изменения – новое оборудование, много стрел и… щиты!
— Раньше делали из ивовых веток щиты, — начинает рассказ Мурат. – А потом узнал, что есть такой хороший материал – лиана. Из нее теперь и плету. Вон, видите, коробки, — показывает, — что-то я заказал много на этот раз. Рассчитывал на два щита, а ошибся – на четыре тут!
Говорю, шутя, Мурату, мол, это знак. Будет щитов много.
— Так время надо. И Музу, — верно подмечает собеседник и достает свой первый щит. Яркий. Красивый!
— Вот такие щиты были у наших предков в степи, так сказать, в работе почти до XIV века. А в Польше аж до XVIII! Подобные щиты есть на старинных гравюрах, на картинках, в иллюстрациях. Вот, возьмите, — протягивает мне, я беру и понимаю, что нелегко было раньше нашим воинам. Килограмма 3 щит точно весит. И не маленький — диаметр порядка 50 см.
— Посмотрите, — показывает фото на телефоне, – это — битва кызылбашей и Абулхаирхана. Видите, у них плетеные. Точно такой же щит я изготовил.
Мурат Габдусалимов рассказывает, что его очень привлекает история. Поэтому, когда научился изготавливать стрелы и луки, которыми наши предки раньше сражались, и опробовал их (он – участник и победитель нескольких международных турниров), решил двигаться дальше.
— Вот это – так сказать, парадный, — демонстрирует пригожий щит с орнаментами. – А еще были более практичные. Я тоже сделал практичный и хочу попробовать его расстрелять из лука. Видел тесты — реально впечатляет!
Казалось бы, у лианы и ивы веточки тоненькие. Но щиты из них довольно прочные, для чего нужен непременно умбон (железный диск в центре). С этим Мурату помогает его друг из Башкирии Рафаэль Амантаев. Познакомились с ним в Венгрии на курултае по стрельбе из лука, да так с тех пор и дружат. Рафаэлю увлечение древним оружием изменило всю жизнь — раньше он был танцором, а теперь ювелир. Он занимается серебром, мельхиором и изготавливает, в том числе умбоны. Это ведь не просто железный диск: на умбоне так здорово выгравированы различные узоры, тоже рассказывающие о прошлой жизни.
Приглянулся музею
— А вот этот щит с көз («глаз» – в переводе с казахского) – я изготавливал два с половиной месяца. Если б знали, как я его делал! Я тогда прямо решил заморочиться: купил натуральные шёлковые нити и все вышивал. Сначала основу красного цвета — шелком и потом по нему нашил сверху узоры. Видите, узоры – как глаза? Итого на сегодня у меня порядка 5. Один, правда, музей попросил…
— Музей?
— Ну да, один из музеев в столице, не помню точно сейчас, какой именно. Увидели у меня в соцсетях, попросили – для меня это было неожиданно и приятно!
Щиты вообще – вещь интересная: есть парадные. А были военные, боевые. Круглая форма щита идет с Золотой Орды, с завоевания монголами. Щиты оковывались металлом. И были пластинки, чтобы более прочный и тяжелый щит стал. А чуть ранее они были просто досками.
— Мне самому нравятся вот эти, — показывает на два ярких — красного цвета и синего с разноцветными лепестками. — Во-первых, красивые, эстетика все-таки, и потом это все руками вышивал. Но сделать щит не так-то просто – имею в виду, что нужно в голове непременно продумать узор и потом воплощать. А иначе получится как у меня с одним из первых щитов, когда я почти до половины дела дошел, а потом мне не понравился, и я все канцелярским ножом порезал.
Мурат Габдусалимов — специалист нефтяной отрасли. Однако в истории и в воплощении некоторой одежды, оружия находит просто отдушину. А еще призывает тем самым обратить внимание на то, какими были наши предки. Но убедительно просит читать проверенную литературу.
Надо ценить историю
— Когда я был в Стамбуле на одном из турниров по стрельбе из лука, зашел в военный музей. У них там все самое настоящее, не макеты! Турки очень хорошо сохранили свою историю. Вот мы когда что делаем – ищем картинки в интернете, в библиотеках в книгах с иллюстрациями, копаемся в поисках нужной информации. В Стамбуле же все доступно в военных музеях. Пошел, посмотрел, сделал фотографию, и все – иди работай, воплощай в жизнь. Зато турки у себя в исторических сериалах показывают, как мне кажется, не совсем то. Странные костюмы с бахромой, а огузы уж совсем маленького роста. Вот насчет этого очень красивая и в точности переданная (словно в те годы окунулся!) одежда в нашем фильме «Казахское ханство» — там реальные исторические доспехи!
— Нам очень нужно ценить свою историю, — считает собеседник. — Самим атыраучанам побольше читать. А то в Сети в последнее время столько «историков» развелось! Если есть возможность – читайте оригиналы, в библиотеках все есть.
Мурат говорит, что когда пандемия накрыла, он из мастерской не выходил, много чего изготовил. В том числе и доспехи!
— Год делал! – гордо демонстрирует одежду воинов времен Тюркского каганата Мурат. — На Алтае нашли останки древних тюрков в доспехах, по тому образцу и изготовил. Единственное, что на плечах пластины были в два раза уже в 1 см, и дырочка была там буквально миллиметр. Но в миллиметр невозможно кожаным шнуром соединить, значит, наши предки соединяли проволокой!
Как изготавливать доспехи, изучал еще и в статье Кубарева о находках тюркского воина. В статье есть описание размера пластин. Вплоть до рисунка.
— Вообще, поражаюсь, насколько кочевники были практичным народом и умели делать довольно прочные вещи из того, что есть. Эти доспехи — железяки на первый взгляд. Но: одна пластинка находит на другую, соседнюю перекрывает, перекрывает сверху, а еще и снизу. И когда удар от врага приходится вот сюда (указывает на грудь. — Н.Ш.), он распределяется по всем пластинкам и расходится, таким образом, обратно отлетает к противнику! Как до этого можно было додуматься?!
Или вот тот же самый лук – у англичан, допустим, был длинный лук из тисового дерева – просто деревяшка, палка с веревкой. А наши кочевники придумали усилить его сухожилиями, рогом и за счет того, что лук более короткий, он резкий и более дальнобойный.
Минувшей зимой на республиканском турнире в столице Мурат Габдусалимов победил на одном этапе, а по итогам соревнований занял 3 место. Ездил с новым щитом.
— А хотите примерить? – заметил мой взгляд на шлеме и доспехах Габдусалимов.
– Шлем этот я купил, еще не научился такие изготавливать, – и после моего одобрения, водрузил на мне этот «головной убор» (тяжелее, чем бигуди или фольга для мелирования – женский пол меня поймет!), дал в руки щит и меч.
— Ну что, готова к сражению? – улыбаюсь я.
— Здорово! Но, вы знаете, самое главное, чтобы эти щиты нигде по-настоящему не пригодились. Время непростое сейчас. Поэтому хочется пожелать всем мира и благоденствия. И исполнения задуманного. Меня вот ребята из Монголии зовут на наанам – это их национальный праздник. Охота, конечно. Себя и свои щиты показать, мир посмотреть.
Надежда ШИЛЬМАН