Работать на прибыль
Дефицит воды и нехватка кадров являются основными причинами, тормозящими развитие аграрной отрасли региона. С нового года изменяются правила субсидирования сельхозпроизводителей. Эти и другие вопросы и предложения были озвучены в ходе встречи вице-министра сельского хозяйства РК Амангали Бердалина с аграриями региона.
Заместитель акима области Марат Мурзиев представил гостя, выразив надежду, что встреча будет плодотворной, и проблемы атырауских крестьян будут взяты во внимание представителя министерства.
Между тем, забегая вперед, отмечу, что вице-министр рассказал много интересного и попытался ответить на непростые вопросы собравшихся.
По его словам, на развитие аграрной отрасли ежегодно выделяется более 400 млрд тенге, из них 200 млрд направляются на финансовую поддержку крестьян. А выгоду от этих денег видят банки за счет процентной ставки. Таким образом, на непросредственное развитие отрасли остается лишь порядка 220 млрд тенге, это небольшие деньги. Как известно, рентабельность отрасли низкая. Для крестьян текущий год из-за погодных условий выдался непростым, из 17,5 млн гектаров земли урожай собран с площади 16,9 млн гектаров.
В этом году хлеборобы страны собрали 16,6 млн тонн зерна, а внутренняя потребность Казахстана в муке составляет всего около 6 млн тонн. Поэтому нет предпосылок для роста цен на хлеб. Государственная политика направлена на обеспечение граждан продуктами первой необходимости по 19 наименованиям, а программы субсидирования предназначены для поддержки их производств.
К примеру, на сегодня в стране наблюдается недостаток куриной и сахарной продукции. В то же время в Казахстане есть избыток некоторых продуктов. Поэтому в будущем году будет прекращено или сокращено субсидирование производств, продукция которого составляет более 100 процентов потребности населения. Этого придерживается Министерство сельского хозяйства РК. Конечно, возможно, аграрии будут несогласны, но если продукции вырабатывается больше потребности страны, то расходы на излишки производитель должен нести сам.
Частые осадки в уходящем году создали проблемы растениеводам страны, качество их урожая снизилось. Поэтому правительством было принято решение поддержать их финансово, чтобы они смогли подготовиться к новому посевному сезону. В том числе все кредиты крестьян будут пролонгированы банками.
– С 1 января будут введены новые правила субсидирования сельхозпроизводства в связи с тем, что антикоррупционная служба определила 172 наименования субсидий, которые создавали возможные условия для коррупции. Министерство сельского хозяйства выполнило требование ведомства, все статьи, кроме шести пунктов, создающие условия для коррупции, были исключены. К примеру, покупает фермер быка-производителя и использует его для частных хозяйств. Между тем государство платит деньги за покупку быка и «плюс» по 10 тысяч тенге за оплодотворение им двухсот коров. Таким образом, государство платит дважды, а крестьянин через два года его продает и получает дополнительную прибыль. Новый хозяин опять же прокручивает эту схему и т.д. Поэтому эту статью убрали. Также была сокращена статья по откорму.
Так, на откормочном комплексе за каждый 1 кг мяса бычка положены госсубсидии, и хозяин пишет, что на откорме у него 2000 бычков, но никто не знает, есть ли они в реальности. По бумагам все в порядке, но сколько на откорме в действительности находится, 300 или 1000 голов, неизвестно. Может, пятьсот голов уже давно проданы. Но если хозяйства будут сдавать мясо на мясокмобинат по накладной, то субсидии в размере 200 тенге за 1 кг будут по-прежнему выплачиваться. Также субсидии на заготовку кормов претерпят изменения. На сегодня они выделяются за счет местных бюджетов. С 1 января их выдача должна решаться на основе сведений службы ЧС или местного филиала «Казгидромета» с одобрения депутатов маслихатов. Раньше общей нормы не было, к примеру, на заготовку кормов для одной головы КРС или лошади выдавали по 30 тысяч тенге, а за овцу – 5 тысяч тенге. Теперь требуется научное обоснование. Согласно климатическим условиям каждого региона и плодородности почвы министерство совместно с учеными будет рекомендовать норму для каждого вида домашнего животного. Поэтому последнее слово отдано местным исполнительным органам власти. То есть, если крестьянин видит выгоду, то и население, из налогов которого выдаются субсидии, должно ощутить выгоду для себя. К примеру, животновод, получивший субсидию, должен сдавать скотину в местный мясокомбинат, также между акиматом и сельхозпроизводителем должен составляться договор на снижение стоимости мяса для жителей. Тогда они почувствуют, что налоги работают на их благо. Сегодня есть разные виды субсидий для аграриев, но нет встречных обязательств. Крестьянин, получивший субсидии из местного бюджета, может вообще продать свой скот в другое государство и никак не участвовать в стабилизации цен на продукты. Это оговорка для местных депутатов, они должны спрашивать за каждый тиын народа, — отметил гость из Астаны.
По его словам, также вводятся изменения по субсидированию растениеводства, а конкретно — тепличных хозяйств. С 1 января владельцы теплиц будут получать субсидии на компенсацию расходов за электро-, газо-, водоснабжение! Строительство теплиц требует больших затрат, а отдача идет не сразу. И теперь, независимо от того, идет ли речь о промышленном комплексе или теплице во дворе в 5-10 метров, за используемый свет, газ и воду растениеводы будут получать государственную субсидию. Чем больше будет у нас теплиц, тем ниже опустятся цены на их продукцию. Сегодня тепличную продукцию мы импортируем в огромном количестве, поэтому было решено деньги направить на развитие отечественных тепличных хозяйств.
Также будет уделено внимание вопросу орошения. В Казахстане 1,5 млн гектаров орошаемых земель, из них лишь 18 процентов, то есть 279 тысяч гектаров, поливается по современным технологиям – капельным и дождевальным орошением, на остальных полях полив осуществляется дедовским методом. Для стимулирования использования новых технологий с 1 января крестьянин для получения субсидии должен иметь счетчик воды. До сегодняшнего дня государство компенсировало 80 процентов расходов на воду. Теперь те, кто использует капельное орошение, будут платить только 15 процентов, остальное – государство, а кто расходует воду по максимуму – будут платить 85 процентов, а государство компенсирует лишь 15 процентов. Также Министерство сельского хозяйства подготовило новую концепцию развития, согласно которой сельхозпроизводителю будет просубсидировано 80 процентов затрат на покупку оборудования современного орошения. Эта мера будет способствовать внедрению новых, экономичных технологий растениеводческими хозяйствами.
— С 1,5 млн гектаров орошаемых земель мы должны получать минимум 50 центнеров урожая с гектара, а в действительности берем всего 16 центнеров, в текущем году показатель спустился до 9 центнеров. Между тем, чем больше продукции, тем меньше ее себестоимость, — отметил А. Бердалин.
Также люди, не знающие ситуацию, говорят, наша мука не востребована. На самом деле качество нашей пшеницы не снизилось, у нас самый высококачественный продукт категории –hi-pro. Экспортеры берут ее для разбавления с мукой низкого качества.
МЯСО И МОЛОКО
Представители министерства побывали в Австралии в поисках новых технологий для развития животноводства. Годовой дефицит молока в Казахстане составляет 500 тысяч тонн, оно завозится из России, Беларуси и т.д. В 2021 году Президент поставил задачу решить вопрос с обеспечением молоком. Для этого по стране необходимо построить 115 молочных ферм.Для этих целей в прошлом году было выделено 100 млрд тенге, на которые начато строительство 65 ферм в Северо-Казахстанской области. Работы находятся под контролем. Тем временем, наши молокозаводы оборудованы лучше европейских, поскольку мы приобретаем новейшие технологии. Удои молока современных молочно-товарных ферм составляют 36 литров в сутки. На строительство таких ферм выделяются кредиты с годовой ставкой 2,5 процента на 10 лет через СПК. И тогда вопрос с дефицитом молока будет решен.
По мясу надо вводить новые технологии. Хотя мы говорим, что скотоводство это наш конек, но факты неумолимы – оптовая цена 1 кг мяса – 1800-2000 тенге. А в Австралии – 2 доллара или 850 тенге! Как мы сможем конкурировать? Нашему населению мяса хватает, производство по обеспечению мяса достигло 110 процентов. Нам нужно выходить на внешний рынок, и для этого существует лишь один способ – снижение себестоимости. Крупные животновоческие хозяйства требуют разрешить экспорт в Китай, Россию и т.д. Это правильно, министерство работает над этим вопросом, решая ветеринарные моменты. На сегодня представители Китая инспектируют вопросы поставки казахстанского мяса и молока, по результатам которого будет открыт экспорт. Также идут последние переговоры с Россией по этому поводу, а с Узбекистаном, Ближним Востоком экспорт открыт. Также специалисты министерства съездили в Иран, где подписали договор о поставках замороженного мяса, раньше речь шла только об охлажденном. Но открыв экспорт, сможем ли продвигать дорогостоящее мясо? К примеру, Иран завозит мясо из Кении, а мировым экспортером мяса КРС яляется Австралия с ценой 850 тенге, также они на втором месте по экспорту баранины. Поэтому надо решать вопрос себестоимости мяса.
Раньше скотоводы выезжали на жайлау и только с наступлением холодов возращались в зимовки, тогда было понятие «пастбищный оборот». А сейчас животноводы хотят все время сидеть в зимовках не думая ни о скоте, ни о земле, лишь бы ему самому было комфортно. Потом через 2-3 года жалуются, моя земля истощилась, ничего не растет. Между тем наши предки всегда кочевали, берегли от истощения пастбища, все скотоводство было построено на традициях, правильность которых нашло научное подтверждение.
-Сельское хозяйство — это бизнес и нужно думать о прибыли, а не гордиться и бездействовать, обеспечив страну продуктами. Но если у народа низкий уровень дохода, то им неважно, откуда привезено мясо по 1 тысяче тенге. Как известно, сегодня 52 процента зарплаты казахстанцев уходит на продукты питания. Поэтому мы рассматриваем сельское хозяйство в качестве коммерческого проекта. Те же продукты скотоводства, как шерсть и кожа не востребованы, так как они теряют качество из-за заболевания гиподерматозом.
Мы договорились с турецкими партнерами и построили завод по переработке шкур. Они обследовали сырье со всего Казахстана и оценили качество кожи пятисортным, даже кошельки не пошьешь, поражение стопроцентное. Или другая актуальная проблема – построил местный инвестор молочный комплекс за 12 млрд тенге, но главного в проекте — команды ветеринаров, нет! Экономят на важных вопросах, нанимая приходящего сельского ветеринара, как будто скот гарантирован от болезней, — отметил, резюмируя выступление, вице-министр.
Присутствующие аграрии задавали разные вопросы, предлагали свои решения вопросов. Они говорили о высокой стоимости и дефиците дизтоплива. Известный ветеран Жанибек Аралбеков внес предложение о повышении статуса работников сельского хозяйства – того же тракториста, сегодня даже на зарплату в 300 тысяч тенге никто не идет. Нужны привелегии для них – достойная зарплата, раний выход на пенсию, госнаграды, санаторно-курортное лечение и т.д. Нужно построить мясокомбинат в Атырау, чтобы животноводы могли сдавать мясо. Были жалобы от крестьян ЗКО, что табуны сайгаков вытоптали их земли, однако на нашу территорию их не пускают. Между тем сайгаки это природный регулятор состояния почвы, пусть соседи откроют «засовы» и сайгаки потопчут наши территории. Мы будем только рады. Также количество ветеринаров надо увеличивать, в советское время была норма – один ветеринар на 800 голов скота, сейчас на одного ветеринара приходится 3500 голов. Также необходимо заново провести учет животных, много неучтенного скота, из-за этого много проблем. И с распространением заболеваний скота в том числе. Кроме того, крестьяне говорили о высокой стоимости кебек (отходы пшеницы). Они же попросили гостя поднять вопрос обмеления реки Жайык в правительстве еще раз.
Вице-министр записал все предложения, а на некоторые из них дал предварительные ответы.
Алма ТУРГАНОВА