Работа для настоящих мужчин
Преемственность поколений — это всегда почетно и ответственно.
Продолжатель династии железнодорожников Бекарыс Испусинов трудится на железной дороге вот уже более 25 лет.
Скромный, не привыкший к вниманию прессы, составитель поездов — так называется его специальность — был малоразговорчив и искренне не знал о чем рассказывать.
— Я с ранней молодости работаю составителем поездов на станции, как и мой отец, — говорит Бекарыс. — После армии я сразу пришел в отделение железной дороги, где работали мои родители. Мама Акилгек — в накопителе поездов, а отец Бержан — составителем.
Бекарыс помнит, как пацаном, после школы, бегал к отцу на работу, приносил ему обеды и любил смотреть, как он цепляет поезда, ставит тормозные башмаки. — Любил кататься с отцом на подножке маневрового поезда. Романтика, — вспоминает наш герой.
Но, честно говоря, романтики в его профессии не так уж много.
Почти всю рабочую смену составитель поездов в любую непогоду — и в лютый мороз, и в сильную жару — работает на улице и в течение всей смены находится на ногах, даже присесть нельзя.
Он руководит маневрами и сам формирует вагоны. Во время перегонов состава на нужные пути составитель следит за безопасностью движения, от него зависит проходимость каждой конкретной станции, а в конечном итоге и ее полноценная работа.
Работают они 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Работа сменная.
— Наша рабочая смена начинается с получения плана поездов у маневрового диспетчера, — рассказывает Бекарыс, — то есть мы выполняем команды на расформирование и формирование поездов, выработку вагонов. По окончании маневров мы обязательно должны закрепить поезда тормозными башмаками, чтобы вагоны не укатились, — поясняет составитель поездов.
Несмотря на то, что эта работа вроде бы физическая, она требует еще и интеллектуальной способности. Бывает такое, что происходят оперативные изменения планов, и необходимо освободить нужные пути. Составитель поездов должен сделать это оперативно и так, чтобы не мешать другим поездам. Кроме того, казалось бы, при такой простой операции, как укладка тормозного башмака, составитель должен учитывать профиль, уклон пути и вес поезда. За сутки Бекарыс со своими напарниками успевает расформировать до 600-800 вагонов, уложить до 10-14 башмаков. Опытные составители поездов могут сформировать и закрепить состав из 71 вагона за 40-45 минут на вытяжных путях.
Как видите, работа у нашего героя очень ответственная, сложная и, можно сказать, опасная, но Бекарыс во всем этом видит романтику.
— Несмотря на сложности и на то, что у тебя и праздников-то нет, даже в Новый год дома не бываешь, я никогда не хотел поменять свою профессию. Я люблю свою работу, — дает простое объяснение потомственный железнодорожник.
А дома его ждут верная жена Акбобек, с которой он живет уже 18 лет, и трое детей.
Бекарысу 46, и он не стремится сделать себе карьеру, а все еще остается простым составителем поездов, несмотря на то, что у него есть и награды, и Почетные грамоты, да и ученики его давно уже стали дежурными по станции, диспетчерами. Он уверен, что не все хотят быть начальниками. Бекарыс, как и его отец, находится на своем месте. Причем, любимом.
Справка
Составители поездов раньше назывались сцепщиками вагонов. В 30-х годах ХХ века, когда появились тепловозы и электровозы, сцепщики стали выполнять более сложную работу, и их стали называть составителями поездов.
Анжелика КИМ