Профессия высоко социального значения
Каждый родитель мечтает о здоровом и успешном ребенке, способном покорять любые высоты. Но в некоторых семьях рождаются малыши с особыми потребностями, которым нужна квалифицированная помощь.
Молодая сельская учительница Арайлым Канатова – одна из тех, кто помогает особенным детям социализироваться в обществе. Она работает дефектологом в средней школе имени Абая Курмангазинского района.
– Сама я родом из Индера. Окончила биологический факультет Западно-Казахстанского университета им. М. Утемисова. Потом вышла замуж и переехала в Курмангазы, устроилась на работу в школу имени Абая. Со временем поняла, что в сельской местности не хватает специалистов, занимающихся с особенными детьми. И тогда я решила переквалифицироваться на дефектолога. Сейчас ко мне приходят ученики с первого по седьмой класс с разными диагнозами: задержкой психического развития (ЗПР), нарушением опорно-двигательного аппарата. На сегодняшний день у меня их 23, – рассказывает молодой педагог.
По словам Арайлым, к сожалению, с каждым годом детей с особенностями в развитии становится все больше.
– Беда современных детей – чрезмерное увлечение гаджетами. Они целыми днями сидят в телефонах, поэтому не умеют общаться, не развивают свой речевой аппарат, мало двигаются. И это касается не больных ребят, а здоровых, – говорит специалист.
На данный момент Арайлым Канатова расширяет свои компетенции: параллельно с работой в школе учится на логопеда в Атырауском университете имени Х. Досмухамедова.
Кроме того, несмотря на небольшой педагогический стаж – всего три года – наша героиня уже является победителем республиканского конкурса «Орлеу», организованного Национальным институтом повышения квалификации. Ее авторская программа «Социализация и адаптация учащихся с задержкой психического развития через видеоуроки и игровые элементы» была признана лучшей на областном, а затем оказалась среди призеров и на республиканском уровне.
– Конкурс педагогического мастерства стал для меня хорошим опытом. И когда мне объявили, что моя коррекционная программа заняла на республиканском конкурсе третье место, была очень рада, – говорит молодой учитель.
Конечно, процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации других учеников.
– Например, ребят с особыми потребностями нужно научить простым вещам – ориентироваться в окружающей среде, соблюдая определенные правила и нормы поведения, играть, говорить, выражать эмоции. Жизнедеятельность таких детей требует особых навыков, и я осуществляю ее в большей степени через видеокартинки, фильмы, игру. Этот вид деятельности близок и доступен детям. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, развивает мелкую моторику. Через видеофильмы мы учимся подвижным играм, имитирующим движения животных, развивающим воображение, мимику и пантомимику, слуховое внимание, память. А специальные упражнения формируют речевое дыхание. У детей с ЗПР игра является основным методом обучения, поэтому в своей работе я использую игровую деятельность как одно из ведущих средств коррекционно-развивающего воздействия для дальнейшей успешной социализации детей, – рассказывает о работе дефектолог.
На видеоуроке, который прислала нам Арайлым, мы увидели, что у детей с задержкой психического развития (ЗПР) слабо выражена игровая мотивация. Они самостоятельно не могут моделировать и проявлять активность в игре. И дефектолог стремится помочь ему сформировать набор алгоритмов поведения в разных ситуациях, а также учит рисовать, выбирать наиболее оптимальный вариант решения.
Помимо занятий в школе, учебы в вузе, воспитания полуторагодовалого сына, Арайлым еще успевает принимать участие в общественной жизни школы, района – она является ведущей различных мероприятий, пишет сценарии.
– Как на все хватает времени? – интересуемся мы.
– Мы с мужем живем с его родителями, они и помогают смотреть за сыном.
Без их поддержки мне было бы трудно реализоваться в профессиональном плане. Ведь работать с детьми непросто, а если они с особыми потребностями, то тем более. Работа дефектолога всегда носит индивидуальный характер и направлена на развитие ребенка в соответствии с его личным темпом созревания. В нашем деле главное – любить детей, уделять им внимание и помочь войти в социум, найти свое место в жизни. А еще завоевать доверие родителей.
Анжелика КИМ