Новости

«Понаехали тут!..»

«В нашем обществе стало много проявлений жестокости. Немало тех, кто готов оскорбить, унизить, избить человека, все, наверное, видели нападения на водителей скорой помощи и общественного транспорта. Народная мудрость гласит: «Тот, кто свой недуг скрывает, исцеленья не найдет». Нам нужно открыто говорить об этих социальных недугах. Наши граждане должны чувствовать себя в безопасности и дома, и в общественных местах».

Президент Республики Казахстан 
Касым-Жомарт ТОКАЕВ

Всегда пропускаю интересные события. Но, слушая пересказы тех или иных нелицеприятных инцидентов, радуюсь, что сама не стала их очевидцем.

Одолевают неприятные чувства, когда в автобусе выясняют отношения между собой водитель и пассажир, ведь половина историй заканчивается не очень хорошо. А почему? Как рассказала в беседе с журналистом «ПК» психолог Александра Вакурова, есть множественно причин, которые способствуют конфликтным ситуациям.

– Причины агрессии в транспорте могут быть совершенно разные – тяжёлый период или даже день у человека, срывающего свой гнев на окружающих, а может быть следствием психического заболевания. Человек должен следить за своим здоровьем, так как агрессия – это, прежде всего, симптом истощения психики вследствие длительного хронического стресса (есть даже такой диагноз – синдром усталых надпочечников). Ваша негативная реакция может быть преждевременной, объектом агрессии может стать совершенно непричастный человек.

По словам Александры Вакуровой, агрессивность может быть чертой характера, следствием психического заболевания. Но как реагировать на неадекватное поведение? Она считает, что в момент конфликта не стоит успокаивать агрессора или пытаться его остановить. По ее словам, это еще больше его разозлит.

– Отвечайте в той же тональности, что и ваш собеседник, тогда вы подключитесь к эмоциям агрессора. Постепенно снижайте темп речи, начинайте говорить медленнее и тише. Можно попросить и оппонента говорить медленнее, объяснив это тем, что вы хотели бы его понять, но у вас не получается. Человек снизит темп речи, а потом и успокоится, – посоветовала эксперт.

Другой психолог Шынар Тукенова считает, что лучшая тактика поведения – игнорировать скандалиста.

– Надо постараться успокоиться, сделать несколько выдохов и не реагировать, потому что любая реакция на грубое поведение порождает дальнейший процесс негативного сюжета. Как только мы отреагировали, сразу же в ответ получим еще что-то обидное, неприятное и оскорбительное, – рассуждает она.

Если сдержаться не удалось, специалист советует по возможности сохранять хладнокровие. Отвечать и реагировать нужно спокойно или перевести всё в шутку, если хватит выдержки и чувства юмора. Сложность в том, что человек не всегда может быстро найти подходящий вариант. Психолог рекомендует по возможности не говорить «нет» или «не», поскольку человеческое ухо не различает частицу «не». Например, реплику «не ругайтесь» агрессор может принять как призыв к действию. Гораздо действеннее соглашаться с грубияном, встречая любое хамство словами «Да, конечно». Можно сказать: «Вы, безусловно, правы, и поэтому я прислушиваюсь к вам, деликатно отвечаю и прошу вас тоже быть деликатнее». Действовать надо спокойно, аккуратно подбирая слова, потому что скандалистом управляет паника, тревога или страх.

Фото из открытых источников

Рахима Халел

Старший корреспондент

Статьи по теме

Back to top button