Поменяет ли Ер Тостик мнение о граффити?
Почему уличное раскрашивание – не вандализм и когда в Атырау появится место для него?
Только недавно поняла смысл заставки одной компьютерной игры, где полицейский с собакой гнался за мальчиком с баллоном краски в руках. Все оказалось очень просто: художник — граффити убегал от полицейского. А как в реальности общество относится к разукрашиванию стен?
Из-за многочисленных нецензурных выражений и неприличных рисунков в подъездах, лифтах, на скамейках, памятниках и прочее, прочее люди синонимизируют граффити и вандализм. Но ведь это совершенно разные вещи. Обратимся к Википедии: «Вандали́зм — одна из форм деструктивного девиантного поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры. «Ларусс» обращает внимание на то, что «Вандализм — состояние духа, заставляющее разрушать красивые вещи, в частности, произведения искусства». «Граффи́ти — изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов до изысканных рисунков».
Судя по определению, понятия разные, но в то же время есть общие признаки. Возникает вопрос, как их различать, где черта между ними? Редакция «ПК» попыталась прояснить тему на примере работ местного художника Мираса Джангужиева, посвятившего себя этому искусству, и чьи работы вы уже видели в микрорайонах Балыкши, Нурсая, в центре города и в скейт-парке.
Мирас — художник-монументалист по образованию, и его искусство имеет прямое отношение к предмету нашего разговора. По его словам, еще во времена Советского Союза фасады домов и зданий украшали мозаики, витражи и сграффито (древняя техника — искусство создания настенных изображений). А архитекторы специально оставляли место для уличного искусства. Как объясняет наш собеседник, особенность этого жанра позволяет показать свои навыки, талант, креатив. Также плюсом граффити является то, что подростки могут выражать свои чувства и мысли. Только вот далеко не все воспринимают разрисованные стены как способ самовыражения создателя. Многие называют это вандализмом. Для некоторых это, скорее, хулиганство, чем творчество.
От простых слов до изысканных рисунков
Яркие надписи всегда заметны и нравятся людям. А если изображен любимый кумир, мультяшный персонаж или живописный пейзаж, то прохожие обязательно остановятся, сделают селфи. Возможно, через социальные сети снимок разлетится, и тогда наши граффити будут популярными по всему миру. По словам художника, когда в городе появится больше таких картин, жители поменяют свое мнение о граффити. В планах мастера кисти создать комикс с историческими личностями. К примеру, нарисовать батыров. У него уже приготовлены иллюстрации: Алпамыса, Ер Тостика, Кобланды. Он планирует перенести все эти рисунки на стены городских многоэтажек, если, конечно, сможет убедить городские власти. Ведь четыре года подряд он с коллегами по цеху уже обращался в акимат, но все было безуспешно.
Мирас Джангужиев хочет из серого города сделать цветовое многообразие. Не просто чтобы была картинка, а чтобы это многообразие оставляло у горожан какое-то доброе и теплое впечатление. «Допустим, идет человек на работу. Он не выспался, злой, хмурый, что-то у него случилось. И тут он поднимает глаза, видит рисунок оригинальный, живописный, какого-то смеющегося котика, и если он улыбнется в этот момент, то всё — миссия выполнена!».
У Мираса есть заветная мечта — проводить масштабные фестивали в Атырау, как, например, в Астане и Алматы. Он планирует организовать нечто подобное, но это пока на уровне идей. Нужно найти подходящую площадку и согласовать с местными властями, найти средства и так далее… Он уверен, что граффити никому не принесет вреда. Такой необычный формат взаимодействия с публикой позволяет отразить социальные проблемы через городские реалии. Как и любое искусство, граффити способны менять людей, доносить до общества благие мысли.
Наш герой старается развивать граффити в родном городе. Он организовывает встречи, на которых вместе с друзьями устраивает скетч-батлы. Мираса Джангужиева можно смело назвать профессионалом своего дела. По количеству и качеству работ становится понятно: граффити для него является смыслом жизни. На бумаге или холсте, но он рисует и будет рисовать каждый день. И наш герой не хочет, чтобы его творчество считали вандализмом!
А что по закону?
Тем временем, на заседании Национального курултая 15 марта Глава государства Касым-Жомарт Токаев обратил внимание, что вандализм на улицах и на природе, бескультурье некоторых граждан плохо сказываются на имидже страны в глазах мирового сообщества. По этому поводу депутаты разработали поправки в закон. Мажилисмен Марат Башимов рассказал, какие будут изменения по ужесточению наказания за проявление вандализма, осквернение зданий, мест общего пользования и уничтожение чужого имущества.
«Теперь за вандализм по статье 294 предусмотрен штраф от 100 до 200 МРП, исправительные работы в том же размере, общественные работы до 160 часов либо арест до 50 суток. За загрязнение парков и мест общего пользования штраф увеличился в два раза: 10 МРП, а при повторном нарушении — 20 МРП», — сообщил депутат Марат Башимов, руководитель рабочей группы. Кроме того, по статье 434 («Мелкое хулиганство») КоАП за осквернение зданий, иных сооружений, жилых помещений, мест общего пользования, имущества на транспорте и в иных общественных местах грозит штраф в размере 50 МРП (ранее 20 МРП) либо административный арест на срок от 5 до 20 суток (ранее 15 суток). Повтор этих нарушений в течение года влечет административный арест на срок от 20 (ранее 15 суток) до 30 суток. Кстати, депутаты проект приняли в среду, 22 мая и направили в Сенат. Надо думать, что на местах ответственные за правопорядок органы смогут различить, где вандализм все-таки, а где реально вид уличного искусства.
Когда будет место для творчества?
Мы поинтересовались у руководителя молодежного ресурсного центра областного центра Мансии Сагидоллаевой, поднимался ли вопрос об открытии стрит-арта?
Ваш вопрос уместен. К сожалению, в городе нет зоны для художников. В соответствии с архитектурой города и из-за различных актов вандализма мы вынуждены стирать изображения. В городе Атырау, хотя и в небольших количествах, но на зданиях многоэтажек есть ряд рисунков художников, согласованных с администрацией.
Такой же вопрос «ПК» задала руководителю отдела по поддержке молодежи и социальных инициатив управления внутренней политики Атырауской области Айдару Жалену:
Уличное искусство можно создавать с согласия администрации города. Я на этой должности не так давно, и за это время со стороны художников никаких обращений в наш отдел не поступало, если будут, то я обязательно рассмотрю, — ответил он.
Не стена, а место творчества
Считаю, что искусство никого не оставляет равнодушным, оно всегда порождает споры. Без этого никак. С граффити ровно та же история. Одни говорят, что здание испортили, называя стрит-арт вандализмом и хулиганством. Другие признают, что наконец-то жизнь заиграла неожиданными красками, появилась новая местная достопримечательность. Все-таки городу нужны изменения. К тому же если появятся легальные площадки, то молодежь с удовольствием будет рисовать. Да и родители не станут ругать за такое творчество. Сами дети забудут про гаджеты. Ведь у них уже есть новое и полезное занятие.