Перипетии рынка ТБО
Тема барьеров на рынках предоставления домофонных услуг и вывоза твердых бытовых отходов — это продолжение обсуждения на площадке Совета по барьерам при департаменте Агентства РК по защите и развитию конкуренции по Атырауской области.
ОХЛАЖДЕНИЕ К ДОМОФОНАМ
На сегодня, по информации заместителя руководителя департамента Агентства РК по защите и развитию конкуренции по Атырауской области Асель Адиевой, рынок домофонных услуг г. Атырау представлен следующим образом: «Департаментом проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке домофонных услуг в географических границах города Атырау Атырауской области за периоды с 1 января 2018 года по 30 сентября 2021 года. По итогам анализа департаментом установлено, что на данном товарном рынке осуществляет лифтовую услугу одна компания — ТОО «Домофонная служба Атырау». Ранее на этом рынке работало четыре субъекта предпринимательства, но со временем трое из них прекратили свою деятельность. Основная причина – низкая собираемость платежей за оказываемые услуги. К объективным экономическим ограничениям неразвитости рынка домофонных услуг можно назвать, в том числе, необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, а именно: покупка оборудования».
К сожалению, в онлайн-заседании Совета не принял участие представитель ТОО «Домофонная служба Атырау». Его присутствие могло бы более детально прояснить ситуацию с трудностями, с которыми столкнулись домофонные компании. После обсуждения члены Совета по барьерам заключили, что, получается, не все жители многоэтажек горят желанием оплачивать услуги по обслуживанию домофонов, да и сами первоначальные вложения в этот бизнес окупаются слишком долго, раз эти компании одна за другой позакрывались. А повышение тарифов на услуги домофонов могло только отпугнуть других исправных плательщиков. Хотя логично, что наличие домофона снижает вероятность проникновения в подъезды посторонних лиц, способствуя безопасности жителей домов. Но, по всей видимости, наш менталитет не дорос до таких понятий. Плата за домофон в среднем составляет 500 тенге с квартиры, прежде эта плата равнялась 200-250 тенге. В ходе заседания был предложен один из вариантов платы за домофон. Это включение услуги вместе с оплатой за услуги КСК. А, возможно, такую плату можно было бы включить в платежный документ Единого расчетного центра (ЕРЦ) наряду с платежами за свет, тепло, горячую воду и вывоз мусора. К административным же ограничениям развития рынка домофонных услуг названа необходимость регистрации в государственном органе и получения лицензии для осуществления этой деятельности.
С РКЦУ НА ЕРЦ
Обсуждение с вопросов платы за услуги домофонов плавно перетекло к теме состояния дел на рынке вывоза твердых отходов (ТБО). По словам заместителя директора ТОО «Спецавтобаза» Есенжана ШАУДАНОВА, подключение к системе ЕРЦ сказалось положительно как на охвате абонентов, так и на увеличении платежей за вывоз мусора.
– Прежде начисление платежей за вывоз бытового мусора приходило вместе с платежками от РЦКУ, но они не охватывали весь город, поэтому руководство городской спецавтобазы решило перейти к более продуктивной и рациональной системе ЕРЦ. Тем более, что она доступна в платежном приложении КаспийГолд, очень удобной для потребителей, — сообщил он.
Теперь что касается непосредственно рыночный среды в сфере вывоза твердых бытовых отходов. По информации руководства областного департамента по защите и развитию конкуренции, на сегодняшний день департаментом проводится анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов в географических границах Атырауской области. Экономическими барьерами развития рынка услуг ТБО признаны следующие обстоятельства: это значительный размер первоначальных финансовых средств при создании предприятий, предоставляющих услуги по вывозу и захоронению ТБО. Кроме того, непривлекательными для бизнеса являются большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и их транспортировку к местам размещения и утилизации. А также отсутствие у предприятий по сбору и вывозу мусора своих полигонов ТБО, в том числе оборотных средств по благоустройству полигонов ТБО, а также отсутствие изыскательных работ, обновления и пополнения специализированной техники и контейнеров.
НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ОХОДЫ
Сказывается на развитии рынка низкая платежеспособность населения и предприятий, что делает малопривлекательным этот вид услуг для потенциальных конкурентов, отсюда и столь малое количество участников на этом товарном рынке.
Как сообщил Есенжан Шауданов, на сегодня фактический тариф по вывозу ТБО составляет 650 тенге на 1 человека, содержащий расходы на транспортировку, сортировку и захоронение с учетом всех норм нового экологического законодательства. Этот тариф был рассчитан согласно новой методике в сентябре 2021 года. Тогда как утвержденный решением гормаслихата тариф ниже и составляет 197 тенге для многоквартирных домов и 214,56 тенге для частного сектора (индивидуальный жилой массив) и 2452,18 тенге за один кубометр с юридических лиц. Этот тариф, по расчетам ТОО «Спецавтобаза», не покрывает всех затрат предприятия. Хотя такая картина с тарифами на вывоз мусора аналогична по всем городам Казахстана. Никаких прямых дотаций с бюджета компания не получает, и ее доходная часть формируется из платежей за вывоз ТБО. К тому же есть вопросы с начислением за оплату на вывоз ТБО. Это когда в квартире прописано два человека, а фактически проживает больше. Что тоже сказывается на снижении доходов предприятия. На выявление реального числа проживающего люда в многоэтажках, в том числе в арендованных квартирах, предприятие не имеет рычагов. И получается, что добросовестные плательщики платят за нерадивых соседей. Учитывая этот и другие факторы, это, конечно же, не прибавляет интереса у других предпринимателей развивать сектор вывоза бытовых отходов, особенно в общественных местах, например, в районах с многоэтажной застройкой. Если мусор у юридических лиц частные компании по вывозу ТБО принимают и транспортируют до полигонов, то низкие тарифы и низкая платежная дисциплина среди населения не способствуют дальнейшему развитию этого товарного рынка. Вывозить, скажем так, общественный мусор частные компании не особо желают. Этим традиционно и исторически занимается спецавтобаза, которой городской отдел ЖКХ предоставляет контейнеры с площадками под ними.
Шауданов также посетовал участникам Совета по барьерам и на такую проблематику, как нехватка контейнеров в новых жилых комплексах.
«Строят большие многоэтажные дома, а рядом стоят от силы два контейнера. И всегда складывается картина переполненных контейнеров, как будто спецавтобаза не вывозит вовремя мусор. Чтобы решить эту проблему, приходится ставить дополнительные контейнеры по бокам, что выглядит неэстетично. Я не понимаю, почему при сдаче новых объектов нас не включат в «бегунок», как, например, «Атырау Жарык», «Атырау облысы Су Арнасы» и т.д. Мы же тоже можем дать свои замечания», — возмутился заместитель директора ТОО «Спецавтобаза».
Плюс ко всему, и это не секрет, большое число субъектов микро-, малого бизнеса и торговых предприятий, в основном магазины пошаговой доступности переполняют общественные мусорные контейнеры, предназначенные для населения. Также было сказано о том, что при проведении госзакупок на вывоз ТБО не предъявляются экологические и производственные требования к небольшим компаниям, в основном ИП, к примеру, по вопросам налаживания централизованной диспетчеризации, установки системы навигации GPS на мусоровозы, их очистки. А упор при выборе поставщика услуг делается только на основе низкого ценового предложения, что тоже не способствует качественному росту рынка услуг по вывозу ТБО.
С учетом экологических и производственных требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, круг участников данного процесса ограничен. Для быстрого и качественного оказания услуг в области обеспечения санитарии населенных пунктов требуется приобретение новой техники на инвестиционной основе. Расходная часть финансовой модели предприятия, в данном случае ТОО «Спецавтобаза» представлена в основной массе административными и эксплуатационными расходами, а также расходами на фонде заработной платы.
ДОРОГОСТОЯЩЕЕ ДЕЛО — ИМЕТЬ ПОЛИГОН
К числу административных барьеров, мешающих рынку ТБО, отнесена процедура получения земельного участка, по организации полигона, исходя из требований экологической и санитарной безопасности, и получение разрешительных документов для введения в эксплуатацию полигона ТБО. Также предприятия по оказанию услуг ТБО сталкиваются с проблемами технологического характера по захоронению ТБО на полигоне. По проекту полигоны должны иметь ограждение, вокруг полигона должны быть посажены зеленые насаждения, и их надо подключить к электро-, водоснабжению, а также иметь электронные весы. Однако многие предприятия не имеют возможности выполнить эти мероприятия в силу того, что они находятся на самоокупаемости. В протоколе Совета по барьерам дается рекомендация, что без государственной поддержки через механизм государственных предприятий невозможно комплексное решение вопросов эксплуатации полигонов, модернизация системы управления ТБО с внедрением системы раздельного сбора, сортировки и переработки вторичного сырья. Целесообразным считается сохранение деятельности по вывозу и захоронению ТБО в государственной собственности, так как передача вывоза ТБО в конкурентную среду не обеспечит санитарное состояние города, не будет производиться надлежащий вывоз ТБО в частном секторе из-за низкой оплаты услуг населением и большими трудностями работы машин и механизмов по подъему и вывозу контейнеров. Наличие на данном товарном рынке действующих субъектов — «старожилов», которые имеют долгосрочные договорные отношения с основными потребителями услуг, также является барьером для входа в данный товарный рынок. В числе перспективных направлений работы определена необходимость проведения разъяснительных работ и пропаганды знаний в области обращения с мусорными отходами, раздельного сбора и удаления отходов, среди населения через СМИ для сохранения окружающей среды.
В настоящее время острой проблемой остается утилизация отходов, содержащих токсичные вещества — это люминесцентные лампы, ртутьсодержащие приборы (термометры, батарейки и т.д.). Нет специально отведенных мест по уничтожению продуктов с просроченным сроком годности. Отсутствие достаточного объема средств у бюджетных организаций (школы, детсады, больницы и т.д.) для оплаты услуг по вывозу мусора приводят к тому, что отходы не вывозятся своевременно, что приводит к нарушению экологических норм. Переработка твердых бытовых отходов на территории Республики Казахстан в настоящее время производится в недостаточных объемах. А случаи сжигания мусора и организация стихийных свалок в местах проживания не поддаются учету и контролю.
ЧТО НАСОВЕТОВАЛИ
В связи с этим, на Совете рекомендовано местным исполнительным органам для создания и развития отечественных мусороперерабатывающих компаний оказывать государственную поддержку. Создание отечественных мусороперерабатывающие компаний в будущем позволит: обеспечить население качественными услугами по сбору/вывозу ТБО; внедрить раздельный сбор ТБО; создать сортировочные линии и комплексы, позволяя получить более качественное вторсырье, заодно развивая рынок вторсырья, сократив при этом объем размещаемых на полигоне отходов, увеличивая срок службы полигонов. А это ведет в свою очередь к переработке отходов для производства вторичных продуктов, что дает толчок эффективному развитию малого и среднего бизнеса по переработке ТБО. Предприятия же малого и среднего бизнеса смогут увеличить объемы переработки и выпуска новых видов продукции, внедряя новые технологии и открывая новые рабочие места.
Попутно будет решаться проблема с улучшением санитарного состояния населенных пунктов, а также увеличением сроков службы полигонов, соответственно, сокращением расходов бюджета на строительство новых полигонов. Конечно же, красиво получается на бумаге. Однако реализация этих рекомендаций зависит от работы всех структур власти, предприятий по вывозу ТБО, предпринимателей и заинтересованной общественности. Остается только пожелать удачи, ведь от этого зависит состояние нашей окружающей среды, экологии края.
Тимур КАЗИЕВ