Новости

Оправдать безвинных

Главная цель работы государственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий – это восстановление честного имени безвинно пострадавших людей. Это подчеркнули члены Атырауской региональной комиссии в ходе рабочего заседания.

Доктор исторических наук, профессор Жанна Кыдыралина, открывая заседание, отметила, что атырауская комиссия работает по восьми направлениям, делятся промежуточными результатами исследовательской работы. Вот и на этот раз ученые обменялись краткой информацией о проделанной работе за текущий год.

ПОГОНЯ ЗА «БАНДОЙ»

Группа профессора Лескали Бердигожина изучает историю восстаний, разразившихся в период 1929-1931 годы против конфискации скота у местного населения. Предводители этих восстаний остались в памяти народной, как батыры Ергали Аязбаев, Коныскерей Кожахметов, Амангали Кенжеахметов и Жумагали Шанхожин. Советская власть эти народные формирования прозвала бандами. На сегодня стали известны имена 350 участников, из них остаются нереабилитированными порядка ста человек. К сожалению, нет доступа к полной информации, приходится собирать документы из отрывочных сведений.

Сегодня работаем с архивами прокуратуры. Если в начале работы КНБ обещал поддержку в поисках материалов, то впоследствии комитетчики перестали подпускть к своим архивам. Чтобы получить сведения, нужно получить специальное разрешение от руководства КНБ, и то будет предоставлен ответ на конкретно заданный вопрос. В нашей поисковой работе нужен полный доступ к архиву, только тогда можно получить результат. В регионах по нашему направлению очень много «белых пятен». Нас беспокоит недавнее заявление госсекретаря Ерлана Карина о том, что «работа госкомиссии в целом завершена, но исследовательские работы будут продолжены». Президент обозначил сроки проведения работ по реабилитации репрессированых граждан до конца следующего года, и это правильно. Это большая и трудоемкая работа, — отметил Лескали Бердигожин.

ДОКУМЕНТЫ НА ЛАТИНИЦЕ

Руководитель второй группы по реабилитации баев, кулаков профессор Жамига Тажикызы рассказала, что они проводят работу в областном архиве и архиве ДВД, а также в государственном и Президентском архивах.

-Сегодня перед нами стоит задача по исследованию районных архивов. Это поручение госкомиссии. Мы побывали в Исатайском и Махамбетском районах, планируем поехать в архивы Жылыойского и Курмангазинского. В районах сохранены документы за 1928-1930 годы, но они написаны на арабице и латинице. Состояние бумаг ветхое, записи не видны, нужны работы по восстановлению этих документов. За два года мы собрали большой объем материалов, но успели обработать только одну третью их часть. Нас беспокоят слова Ерлана Карина о том, что поисковые работы будут приостановлены, но так как мы начали эти работы, хотелось бы их завершить. Помимо работы в комиссии, у ученых есть и основная преподавательская практика, общественная деятельность, поэтому нужно время, чтобы получить полноценный результат поисков. К примеру, мы нашли директивы, нормативы советов, которые были разосланы уполномоченным представителям на местах. Там создавались комиссии, которые определяли, кого причислять к баям, кулакам. В результате анализа стало известно, что было несколько этапов репрессий – это: переселение и ликвидация баев, заготовка мяса, коллективизация, полная конфискация скота и преследование родственников бая. К нам обратилась горожанка, которая сообщила, что ее деда, причислив к баям, бесчеловечно пытали, выкололи один глаз…

К баям причисляли людей с наличием более 300-400 голов скота, в зависимости от образа жизни (кочевой, некочевой). К примеру, у отца семейства было 100 голов скота, но советы причисляли к нему скот его взрослых детей. В итоге 80-летнего старика отправили в лагеря, — сообщила профессор.

По ее словам, сегодня готовится электронная база репрессированных баев нашего региона. Вся нужная документация сегодня находится в Президентском архиве. Непонятно, почему все архивы ДВД переданы в столицу, это очень затрудняет поисковую работу.

НЕ СДАЛ МЯСА — ТЮРЬМА

Профессор Жумазия Жумабаева отметила, что данные скотомясозаготовки засекречены, потому что именно они привели к голодомору.

— К началу красного террора казахов было более 4 млн человек, а голод унес порядка трех миллионов жизней. Все советские документы засекречены, а архивные данные на латинице и арабском алфавите плохо сохранились, и их надо переводить. В архиве Исатайского района по документам на кириллице мы нашли, что только в Новобогатинском районе за 1938-1941 годы было возбуждено 322 уголовных дела по экономическим преступлениям. К ним относились не сдача скота, мяса, масла, молока, шерсти. Также мы обнаружили сведения, как в феврале 1931 года в аул Айбас приехали советы отбирать скот, а на 150 мужчин, выступивших на собрании, против этого возбудили уголовные дела. Фактически они не были баями, у них было по две лошади и пять коров, тем и кормились кочевники, потому что других источников питания у них не было. Из-за того, что документы засекречены, они так и остались «бандитами», — сообщила профессор.

Ж. Жумабаева отметила, что в 1930-е годы проводилась насильственная коллективизация кочевников, а уже в середине того же года начался голод, так как до этого народ был лишен скота. Проходили акции по привлечению людей в колхозы. К примеру, в газетах отрапортовали о том, что в состав новобогатинского колхоза вступило 40 процентов жителей, но вскоре колхоз развалился. Потому что кочевникам нужны были жилье и загоны для скота, а их не было. История 1920-1930 годов Атырауской области находилась в нетронутом состоянии до сегодняшнего дня. Ученые с интересом занялись работой, но это трудоемкая работа, требующая времени.

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ЛАГЕРЯ

Доктор исторических наук, профессор Улжан Толегенкызы уверена, что исправительно-трудовые лагеря на территории области были.

Так, в период с 1932 по 1950 годы у нас действовал исправительно-трудовой лагерь «Прорва — Астрахань».

Как известно, для понятия экономики, советских хозяйств, реализации программ пятилеток была создана вторая система наказания — исправительно-трудовые лагеря. Казахская земля не только приняла все репрессированные народы, но на ней были размещены исправительные лагеря. Заключенные Прорвалага работали на территории Мангистауской области и непосредственно в самом Гурьеве. Они строили дороги, заводы, развивали рыбное хозяйство, работали на строительстве судов. Прорвалаг управлялся с Москвы, а архивные документы хранятся в Астрахани. В 1998-2001 годах большая часть репрессированных была реабилитирована, но есть еще люди, оставшиеся за бортом. Поэтому мы ищем сведения в архивах ДВД, — сообщила профессор.

80 ЛЕТ ПОД ГРИФОМ «СЕКРЕТНО»

Исследовательская работа профессора Аккали Ахмет связана с сведениями по реабилитации участников Туркестанского легиона и пленных казахов.

-Наша работа заключается в реабилитации атыраусцев, волею судьбы попавших в плен или в Туркестанский легион. Вначале нам обещали сделать доступными архивы КНБ, но после отказали. А с документов до сих пор не сняты грифы «секретно». В практике гриф секретности снимается через 40 лет, а у нас прошло 80! Это абсурд. Россия и Украина давно реабилитировали своих граждан, а у нас боятся «политизации», как недавно заявил один сенатор. А в феврале все документы были просто отправлены в государственный архив в Алматы…

Небольшую часть участников Туркестанского легиона успели реабилитировать в период с 1986 по 2001 годы усилиями родственников. А те, о ком никто не побеспокоился, до сих пор остаются в статусе преступников. Правоохранительные органы требуют с меня результата в виде статистических данных — сколько, чего? Статданные, может, и нужны, но цель нашей группы – оправдать имя жертв репрессий, потому что здесь речь идет о судьбе отдельно взятого человека. Эти люди вынуждены были жить врагами народа и ушли так и неоправданными, — отметил Аккали Ахмет.

В ходе заседания были обсуждены разные рабочие моменты работы комиссии. К примеру, ученые историки считают, что в Казахстане трагедию казахского народа первой половины прошлого века надо рассматривать отдельно в двух направлениях — голодомор и жертвы политических реперссий. Жертв голодомора нужно поминать в мае, а в сентябре почтить память пострадавших от политических реперссий, когда были расстрелены лидеры партии Алашорды.

Алма ТУРГАНОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button