Он к нам вернулся
«У вас в Атырау народ какой-то нестандартный, — удивлялся руководитель предприятия, а потом задумался и продолжил, — может, поэтому столько необычайно талантливых и разносторонних людей вышло из этого края?!»
Я не совсем был согласен с директором, ведь казахская степь рождала героев во всех своих уголках. Каждый казах может бесконечно долго перечислять своих прославленных земляков. И атырауская земля не исключение. Но есть среди знаменитостей те, кто являлся патриотом не только своей малой родины, кто ратовал за весь казахский народ. А алашовцы, на рубеже веков стоявшие у истоков создания независимого государства под названием Казахстан, обладают особым статусом. Необычайно талантливые, получившие блестящее европейское образование, эти люди, тем не менее, не оторвались от своего народа, не уехали в заграницы, хотя могли бы с комфортом устроиться в любой стране мира. Они вернулись в родные степи, ведомые великой мечтой – поднять самосознание казахов, разбудить нацию, вывести край в ряд передовых стран планеты. Но для этого нужна была независимость. Ибо ни одна империя в мире не примирится с тем, чтобы провинция возвысилась над метрополией, чтобы сателлит стал развитее своего хозяина.
Для начала нужно было победить безграмотность. «Қараңғы қазақ көгіне өрмелеп шығып күн болам» («Воссияю солнцем над темнотой народа»), — восклицал поэт Султанмахмут Торайгыров, «Оян, қазақ!» («Проснись, казах!»), — восклицал Миржакып Дулатов. Одним из этих мечтателей, замахнувшихся на почти невозможное, горевших желанием во что бы то ни стало привести свой народ к свободе, был уроженец аула Тайсойган нынешнего Кызылкогинского района Халел Досмухамедов.
Седьмой ребенок в многодетной семье рос любознательным, пытливым, очень быстро и легко осваивал знания. Обучившегося грамоте у аульного муллы Халела отец по настоятельной просьбе старшего брата Даулетумбета отдает учиться в местную русско-казахскую школу. А уже в одинадцать лет, в 1894 году его, за один год освоившего русский язык, отправляют в подготовительный класс Уральского военно-реального училища, после чего он поступает в это училище и в 1903 году, окончив его с золотой медалью, едет поступать в военно-медицинскую академию в Санкт-Петербург. Таким образом, 20-летний юноша из казахских степей с горящим взором и преисполненный жаждой знаний оказывается в столице империи.
Петербург поразил Халела. Европейская архитектура, роскошные здания, богатейшие библиотеки, умнейшие преподаватели ослепили воображение юноши. Он начал понимать, какая пропасть лежит между отсталыми окраинами державы и ее метрополией. И безгранично любящий свою Родину, он решил, что всю свою жизнь посвятит служению родному народу. А что для этого нужно? «Хорошо учиться, вобрать в себя все лучшее, что узнал на пути к вершинам науки, а потом принести все в родные степи, рассказать, объяснить, разбудить, встряхнуть, повести, показать истинный путь развития. Хорошо было в степи: бескрайние просторы, спокойная патриархальная жизнь, будни, наполненные повседневными заботами о выживании. Вечерний алтыбакан, байге и кокпар, состязания айтыскеров, сказания жырау – все это было замечательно и приятно. Но в ворота стучались новые времена, век техники и других, непривычных степнякам знаний уже наступил и безжалостно ломал устои мира. А казахи лишь по рассказам редких, побывавших в других краях соплеменников слышали о чудесах техники, не зная, чему верить, а что считать сказкой. А самое главное, никто из власть предержащих не стремился образовывать народ. Позже он будет вспоминать об этой поре:
«Попал в студенческий водоворот, жадно взялся за свое политическо-просветительское образование, знакомился с программами и требованиями различных политических партий… Ни одна из программ политических партий не удовлетворяла меня, а также других казахов-студентов. Социал-демократы говорили только о рабочих, социалисты-революционеры – о крестьянстве и глухо о местных автономиях, кадеты – о величии русского народа, но ни словом о других народах, а правые только травили инородцев».Получалось, что еще немного, и казахи навсегда останутся на обочине времени. С этим он не мог смириться. К тому же события 1905 года во внутренней России пробудили в нем интерес к политике, он понял, что внешний блеск империи находится в контрасте с жизнью большинства населения страны. Он стал понемногу втягиваться в работу подпольных антицарских кружков. После разгрома первой революции 1905 года в империи начались репрессии, и революционеры были вынуждены уйти в глубокое подполье.
Приезжая из Петербурга на каникулы, Халел не сидел дома, объезжал аулы, рассказывал землякам об увиденном в дальних краях, призывал учиться, смотреть в будущее и творить это будущее самим. Но кому-то не понравилась такая просветительская деятельность столичного студента. Х. Досмухамедов позже вспоминал: «В 1906 году я объезжал аулы, говорил с людьми, но невольно обратил на себя внимание полиции. В результате мне запретили заниматься политической деятельностью». Незадолго до этого передовые умы степи создали национально-политическое общество в Уральске, в составе которого вместе с Ахметом Байтурсыновым, Жанша (Жиханша) Сейдалиным, Миржакипом Дулатовым был и наш герой – Халел Досмухамедов. Руководителем общества избрали Бакытжана Каратаева. Писатель, кандидат исторических наук Бейбит Койшыбаев говорит, что несмотря на молодость, Халел, еще будучи студентом, проявил себя как активный поборник национальной независимости, что и повлияло на его вовлечение в политическую борьбу старшими товарищами. Он обладал достаточным авторитетом, чтобы оказаться на одном уровне с такими глыбами, как Байтурсынов и Дулатов.
Тогда Халела едва не исключили из академии из-за «политической неблагонадежности», и он ненадолго уходит в тень. А в 1909 году он с золотой медалью оканчивает учебу в Петербурге, ему присваивают звание «Лучший врач» и направляют на воинскую службу в звании младшего военврача. Сначала он служит в Пермской губернии, затем его переводят во 2-ой Уральский казахско-русский стрелковый батальон. Но его тяготит такая ситуация. Он рвется в родные края. Ему, как никому другому, известна ситуация в степи, где на многие километры не найти ни одного медицинского работника. А казахи умирают от разных эпидемий, не получая никакой квалифицированной помощи. Тогда он подает прошение об освобождении от военной службы и все свое время посвящает медицине. Он стал работать в Темирском уезде Уральской области участковым врачом. Кроме основной деятельности, Халел Досмухамедов неоднократно выпускал статьи об инфекционных заболеваниях. Материалы публиковал на казахском и русском языках, старался доступным языком дать описание каждой болезни и расписывал способы лечения, давал рекомендации по профилактическим мерам. Его статьи активно публиковали газеты «Казах», «Урал» и «Факир».
В то же время он не прерывал своих связей со своими соратниками, ратовавшими за независимость народа, состоял с ними в переписке, но в этот период они сосредоточились на просветительской работе. А февраль 1917 года встретили с ожившими надеждами. Интеллигенция степи приветствовала буржуазную революцию, ибо поняла, что история преподнесла казахам реальный шанс обрести утерянную свободу и возродить государственность. Оставаясь в составе России, они хотели создать политическую автономию, а затем шаг за шагом идти к окончательному суверенитету. Лучшие люди степи того времени сумели консолидироваться в короткие сроки и 21-28 июля в Оренбурге провели первый всеказахский съезд. Председательствовал Халел Досмухамедов. Была учреждена казахская политическая партия «Алаш», обсуждались формы государственного управления, автономия казахских областей, земельный вопрос, избраны депутаты на Всероссийское учредительное собрание. А делегатом на съезд мусульман России «Шура-и-Ислам» был избран герой нашего рассказа.
Началась кропотливая работа по обустройству нового политического образования. Халелу и Жаханша Досмухамедовым (не братья — однофамильцы) выпало возглавить западное отделение правительства Алашорды. После многих раздумий на родине Халела в местечке Корганша в 1918 году был основан штаб отделения. Здание, построенное по личным чертежам Х. Досмухамедова, в народе так и прозвали – Ставка Халела. Многим кажется, что Алашорда в силу недолгого существования ничего толком не сделала. Но это не так. Во-первых, здесь им удалось создать армию из местных жителей, умно лавируя между различными силами, втянутыми в гражданскую войну, руководители западного крыла сумели сберечь народ от погромов белых и красных, казаков и других банд, бесчинствовавших в крае. Где-то приходилось решать вопросы с помощью дипломатии, по необходимости применяли силу, ведь дипломатия только тогда наиболее успешна, когда за ней стоит реальная сила. Они даже банк основали.
Среди противников алашовцев часто бытует мнение, что они были непостоянны, вели дела то с атаманом Дутовым, то с красными. Да, это было так. Потому что их цель была – свобода народа. И кто в большей степени подходил в достижении этой задачи, с тем и хотели заключить союз. В белых разочаровались раньше. Большевики же обещали и автономию, и прощение прежних связей. Поверили. Чем закончилась такая доверчивость, знают все, но на первых порах договор окрылил вождей народа. Они с головой окунулись в политическую, экономическую и просветительскую деятельность. 1921-1922 годы Халел вместе с некоторыми другими товарищами провел в Москве. Часто встречались с главой молодого Советского государства Лениным и комиссаром по делам национальностей нового правительства Сталиным. Обсуждались вопросы полномочий автономии, обретения политических атрибутов, финансовая поддержка края. Главной темой всех встреч являлось определение границ. Сегодня все знают, что с докладом перед депутатами и членами всероссийского правительства выступил другой молодой патриот Казахстана Алимхан Ермеков. Но в подготовке доклада и самого докладчика принимали участие все алашовцы. Одним из самых активных авторов выступления Ермекова и был Халел Досмухамедов.
Как и все другие его товарищи по борьбе за независимость, Халел Досмухамедов был универсалом. Кроме казахского и русского, знал латынь, немецкий, французский, турецкий языки. Занимался переводами научных терминов, написал несколько учебников на казахском языке по зоологии, биологии, языку… Современники признавались, что не знают, когда он вообще отдыхает. Естественно, такая активность не могла нравиться центральной власти. Его арестовывали несколько раз. Первый арест закончился ссылкой в Саратов, второй — в Воронеж. В конце концов, его объявили японским шпионом. 26 июля 1938 года Халел Досмухамедов был вновь арестован. 24 апреля (в свой день рождения) 1939 года в Алма-Ате приговорён военным трибуналом к расстрелу. Приговор не был исполнен, осужденный умер в тюремной больнице Алма-Аты. Решением Верховного суда КазССР 22 января 1958 года Халел Досмухамедов был реабилитирован за отсутствием в его действиях состава преступления.
Но вот сведения о его смерти некоторые исследователи подвергают сомнениям. Говорят, что он умер не в больнице, его не расстреляли, а дожил как минимум до 1944 года. Якобы в том году его видел житель Тайсойгана, лечившийся после ранения в военном госпитале. На попытку поздороваться и поговорить Халел отреагировал резко отрицательно, отвернулся и вышел из палаты, явно не желая быть узнанным. И жена Халела Сагира, мол, тоже как-то обмолвилась, что он умер в 1944-ом. Пока истину никто не знает, может быть, со временем откроются новые сведения…
Мы же хотим закончить сегодняшнее повествование воспоминаниями его дочери: «Поздно, уже ночью в дом вошли военные, устроили дикий обыск и увели отца. Он окинул нас всех прощальным взглядом и сказал: «Енді мені күтпеңіз». Это были последние слова, которые из его уст услышали родные – «Теперь меня не ждите».
Но он вернулся к нам. Вернулся в своих сохранившихся трудах. Вернулся названиями улиц, школ, университета. «В этой жизни были люди, восхитившие своими делами человечество. Их имена передаются из поколения в поколение. Немало было таких людей среди казахов и киргизов», — эти слова принадлежат самому Халелу Досмухамедову. Теперь мы знаем – он был одним из них.
Кайрат САТАЕВ