Новости

Однажды 55 лет спустя…

…Этот десятый класс справил выпускной в 1966 году. Когда молодые люди получили аттестат о среднем образовании, Гурьевской школе №18 имени Надежды Крупской (главного идеолога советского просвещения и коммунистического воспитания молодёжи) было чуть больше 10 лет. Выпустились из одного здания, а встретились через более полувека в другом. 18-ая нынче носит имя Халык кахарманы Хиуаз Доспановой. А всё остальное: дворик, микрорайон Первый участок, даже деревья — всё те же…

По задумке организатора — ныне москвича, а ранее гурьевчанина с известным именем Эрик Югай — одноклассники должны были посетить родную школу, встретиться с учителями и потом уже просто сесть и поговорить «за жизнь». Все почти так и вышло. Школа встретила своих учеников с распростертыми объятиями: заново отстроенная, со всеми удобствами. Нынешний директор Дулат Далиев рассказал, что подобные мероприятия на его памяти впервые:

— Такого, чтобы пришли выпускники нашей школы, спустя 55 лет, раньше не было. Когда к нам обратился Эрик Михайлович, предупредив, что хочет прийти с одноклассниками в честь годовщины со дня окончания школы, мы обрадовались и в то же время  поняли, как это ответственно и волнительно. Ведь фактически это те же ученики, только убеленные сединой, — говорит Дулат Елемесович. – И да, это, конечно, и их школа тоже!

Нынешние педагоги, работники и ученики своими силами подготовили небольшой концерт, хоть сейчас и каникулы. Припасли памятные подарки — часы с фото школы на циферблате. Словом, постарались, как смогли, немного приподнять встречу. Жаль, что учителей со школьной поры того самого 10 класса совсем не осталось. Но одну всё же удалось отыскать — учителя математики и черчения Розу Халимовну Шафиеву. Это удивительно, но годы будто и вовсе не коснулись педагога. Забегая вперед, скажу, что, общаясь с ней, я словно окунулась в свои школьные годы — речь, постановка голоса Розы Халимовны были похожи на речь моих учителей (я тоже из 18-ой!). Разговорившись, понимаю, что всё же раньше учителя были другими — не могу объяснить какими, но они не похожи на сегодняшних педагогов.  

— Да и родители были иными, — справедливо добавляет Р. Шафиева. — Прежде у учителя был авторитет. А теперь… — только и вздыхает педагог.

Директор Далиев провел выпускников 1966 года по новенькому зданию. Новые парты, новые интерактивные доски! 

— В школе нас встречали как голливудских артистов: расстелили красную дорожку, и мы по ней шли! — эмоционально высказывается выпускница 1966 года Татьяна Кузнецова. — Даже неожиданно. Так много новых учителей и директор молодой и очень внимательный. Показали нам кабинеты, спортзал, актовый зал. Заглянули мы в летнюю школу — ребят 10, наверное, там учились. Конечно, душа хотела увидеть то здание, с которого мы выпускались. Но все равно сейчас гораздо лучше: раньше в одноэтажках учились, в одном спутнике (здании) начальные классы, в другом — те,  кто перешел в старшие классы. В центральном, двухэтажном здании, уже с 9-го класса и старше учились.

— У нас всегда была одна доска, мел, тряпка. Назначался дежурный, который должен был подготовить доску к следующему уроку, — добавляет одноклассница Кузнецовой Лидия Бургардт. — Всё-таки за минувшие 30 лет Независимости образование шагнуло далеко вперед, конечно, это заслуга правительства и наших властей, которые смогли организовать такое обучение. Ну да, немного жаль здание, что снесли. Но школа была возведена в 1952 году!  Например, в 1966-м даже спортзала не было. Занимались в коридоре. Туалеты на улице. Зимой в кабинетах «гулял» ветер…

А сейчас здание — сплошное великолепие!

По словам Д. Далиева, действительно, в следующем году исполняется 70 лет со дня основания школы имени Крупской (здание отстроили заново в 2014-м) и 100 лет Хиуаз Доспановой, именем которой назвали недавно эту школу. И гостей уже пригласили на предстоящее торжество.

— Дирекция и педагогический коллектив буквально за немыслимый срок сумели оказать нам достойный приём. Всего не описать, но поверьте, было классно, и мне, человеку много повидавшему, было на что посмотреть. С каким вниманием и чуткостью отнеслись к нам, пенсионерам, давно непубличным, порой позабытым многими. Такое не забывается, и поэтому весь немногочисленный коллектив после всего получил «второе дыхание». Низкий вам поклон! – сказал Э. Югай.

…10 класс 1966 года выпуска СШ №18 был интернациональным: русские, казахи, корейцы, немцы. Интересно, что и педагогический состав был ровно точно таким же, что совершенно понятно: наши герои поступили в школу в середине пятидесятых, и депортированные немцы, болгары, корейцы только начали «оседать» в КазССР. Ребята всегда были вместе и всегда помогали в любых ситуациях друг другу.

— У нас училась девочка Оля с фамилией Август, немка по национальности. Учитель истории с ней всё шутил: «Сентябрь, выходи!» — смеется Эрик Югай. — Ольга была тихая, маленькая, с толстенными косами. Всей семьей они потом переехали в Германию.

 — И мальчишки в нашем классе все были хорошие, — присоединяется к разговору женщина с фигурой статуэтки Татьяна Кузнецова. — После восьмого класса многие в техникумы ушли, и в нашем классе всего четыре пацана остались: Салимжан (Сашка мы его все звали) Абилов, Эрик Хегай, Кирилл Шин (его уже нет в живых, одноклассники навестили его на кладбище… Н.Ш.), Сергей Асанов, он сейчас в Крыму живет. Сергей теперь весь седой — Эрик прислал его фотографию, вообще не узнать! А Эрик и Саша прекрасно выглядят. Но вообще, конечно, мы узнали друг друга, когда все встретились, хоть и спустя 55 лет. Школьные годы невозможно забыть…

Всё это время мы общались. То фото пришлем друг другу, то школьную историю вспомним. Недавно Эрик поделился одной фотографией и спросил: «Это какой класс?». Я отвечаю: наверное, класс 6-й или 7-й, потому что все в галстуках: не в комсомоле значит. Всех ребят в классе наизусть знаю: и фамилии, и как звать. Нам всем по 72, но мы всё помним!

Валентина Лыткина (Полынина по мужу, который в свою очередь — сын знаменитого Евгения Полынина, полного кавалера орденов Славы!) сидела с Эриком Югаем несколько лет за одной партой. Рассказывает, что, может, и дальше бы так соседями по парте оставались, но в те времена после восьмого класса у каждого ученика был свой индивидуальный стол.

— А на столах — электрические штепселя, потому что мы на уроках разные опыты делали, —  говорит  Валентина Александровна. — Я с первого класса в СШ № 18. Посетили мы школу и не узнали! Здание совсем другое. Но очень хорошее, за сегодняшних учеников рада. А у нас вот такая встреча впервые. Представляете, у нас у многих внуки школы окончили! И мы всё-таки собрались! Посидели, вспомнили школьные годы, про наши игры, забавы, дружбу вспоминали; про то, как у кого жизнь сложилась. 

А сложилась жизнь у всех по-разному. Эрик Югай прошел путь от машиниста турбокомпрессоров на Гурьевском НПЗ до главного механика, участвовал в зарождении и становлении крупнейшего в регионе предприятия «Ритхимнефть». Валентина Лыткина работала после школы на заводе, Лидия Бургардт — на Казпочте, Татьяна Кузнецова — в Потребсоюзе, потом в одежторге, а после развала Союза – в пенсионном фонде. Пожалуй, только Саша Абилов оказался «однолюбом» — после окончания астраханского меда долгое время проработал в СЭС по особо опасным инфекциям, оттуда и на пенсию ушел. К слову, на встрече с одноклассниками Салимжан ага был популярен: вспоминал, как Гурьев с холерой боролся и выражал мнение, что коронавирус – новая чума.

 — Да, в 1970-х была эпидемия холеры. Мы обходили дворы, обследовали все население, вакцинировали тоже, — говорит Абилов. — Таблетки давали. В банях, магазинах везде ручки двери были обмотаны стерильными бинтами и пропитаны хлором. Кстати, холерная эпидемия по классификации ВОЗ считается 7-ой. Интересно, какой номер у коронавирусной пандемии…

Как вспоминает одна из лидеров татаро-башкирского этнокультурного объединения «Татулык», педагог с колоссальным опытом Роза Халимовна, в этом  классе каждый учащийся был уникален со своим характером и жизненной позицией.

— Пришла в школу Крупской, когда эти ребята, — улыбается учитель, — уже учились в старших классах. Я была старше их лет на десять, но, несмотря на молодость, пользовалась уважением.

…Время за общением пролетело незаметно. Слез не было!  Была радость от встречи с одноклассниками, звучали приятные воспоминания. А еще, если б Татьяна Петровна не сказала, что каждому уже по 72, я бы и не догадалась. Конечно, не буду лукавить – выглядят эти выпускники весьма почтенно. Но какой у них был задор в глазах! Я даже подумала: а соберется ли мой класс спустя 55 лет?  Вечно в работе, в делах. А ведь уже 25 лет как мы окончили школу…

Статьи по теме

Back to top button