Об обстоятельствах коррупционной сделки
Очень часто госслужащие при выполнении своих функциональных обязанностей затягивают решение вопроса, а поступают они так специально, чтобы получить взятку. При проведении опроса на тему «Пользование государственными услугами» респонденты открыто ответили на вопросы, касающиеся коррупционного опыта, кому они дают взятки и почему. Подробности стали известны в ходе открытого диалога первого заместителя руководителя департамента Агентства по противодействию коррупции по Атырауской области Айдоса Мамыта с руководителями местных исполнительных органов, ветеранами государственной службы и общественными активистами.
Сначала сотрудникам акимата напомнили о необходимости строго соблюдать морально-этические принципы, обозначенные в Этическом кодексе. В свою очередь руководитель проекта «Атырау – адалдық алаңы» Альфия Адиева отметила положительную динамику снижения уровня коррупционных правонарушений и повышение антикоррупционной активности населения, чему способствовали новые подходы в организации и проведении антикоррупционной работы. А первый заместитель руководителя департамента Айдос Мамыт призвал руководителей государственных органов усилить работу в сфере противодействия коррупции.
Заместитель руководителя управления превенции департамента Гибат Кукатов рассказал о результатах социологического исследования об уровне коррупции в стране, опроса респондентов. Он обратил внимание, что формирование культуры добропорядочности в первую очередь должно происходить от государственного аппарата.
— Мы, государственные служащие, должны быть примером для других, уважаемыми в обществе и оправдывающими доверие Главы государства, а также ориентированными на поставленные цели, — обозначил Гибат Кукатов. — Справедливость, искренность, неподкупность – вот основные рамки принципов, которым мы должны следовать. Уровень работы государственного аппарата измеряется доверием населения.
В этом направлении в целях определения прозрачности государственного аппарата в конце каждого года проводится социологическое исследование с организацией Transparency Kazakhstan.
Выйти в поле. Правовое
Как выяснилось, эксперты Transparency Kazakhstan провели опрос 9 000 респондентов на уровне городов, областей и районных центров и проанализировали 1 347 жалоб, поступивших на портал «Открытый диалог».
В исследовании приняли участие около 200 социологов и 12 аналитиков, которые провели анкетирование в трех городах республиканского значения, 14 областях и 143 районных центрах. Методика основана на двух глобальных исследованиях Transparency International — глобальном барометре коррупции, измеряющем коррупционный опыт населения, и индексе восприятия коррупции, оценивающем актуальность темы коррупции в общественном дискурсе.
— 37,4% граждан и 45,9% предпринимателей за последний год показали снижение коррупции в их населенных пунктах. С бытовой коррупцией столкнулись 11,3% респондентов при обращении в государственные органы (в 2019 году 13,4%). 8,2% представителей малого и среднего бизнеса при обращении в государственные органы столкнулись с необходимостью решения вопроса неформальным путем (9,2% в 2019 году), — проинформировал Г. Кукатов.
Тем не менее, более 80 процентов опрошенных предпринимателей считают, что в Казахстане вполне можно развивать свой бизнес, не давая взяток, а работая только в правовой сфере.
Инициаторы взяток
Вместе с тем, по результатам анкетирования выявлены регионы и государственные органы, где люди чаще сталкиваются с коррупцией, а также перечень наиболее коррумпированных государственных должностей, причины и обстоятельства коррупционных сделок, суммы взяток.
— По мнению граждан, чаще всего вопросы приходилось решать неофициально в Жамбылской, Атырауской, Алматинской, Карагандинской, Кызылординской, Западно-Казахстанской областях, а по отзывам предпринимателей — в Нур-Султане, Шымкенте, Акмолинской, Павлодарской, Кызылординской, Карагандинской, Жамбылской, Алматинской, Западно-Казахстанской областях, — проинформировал Гибат Кукатов. — Наиболее коррумпированными государственными учреждениями определены поликлиники и больницы, полицейские, налоговые и противопожарные службы, органы земельных отношений и градостроительства, ЦОНы, государственные детские сады и высшие учебные заведения, которые составили две трети объявленных случаев неформального взаимодействия.
Основными причинами стали необходимость лечения (12,7%), трудоустройства (10,1%), устройства ребенка в детский сад (6,1%), решения земельного вопроса (6,5%), получения справок из ЦОН (5,1%), «закрытия» сессии (4,4%), сдачи налогового отчета (9%), а также уход от ответственности по допущенным нарушениям (8,4%).
Респонденты отметили, что в половине случаев инициаторами неформального решения проблемы являются сами работники государственных учреждений, а в каждом четвертом — посредники. Заявители жаловались на качество работы сотрудников полиции, районных акиматов, государственных больниц и поликлиник, налоговых органов и частных судебных исполнителей. Основными причинами жалоб, по мнению заявителей, стали волокита, бездействие государственных органов при рассмотрении вопросов заявителей, некомпетентность работников и наличие технических ошибок и некорректных сведений в государственных базах данных.
В самом регионе за прошлый год совершено 91 коррупционное преступление, из них в сфере здравоохранения — 19, образования — 13, жилищно-коммунального хозяйства — 16 и социальной сферы — 8, строительства — 8.
— Создание государственного профессионального аппарата, снижение уровня коррупции в области, формирование прозрачности государственных органов, укрепление доверия населения к государственному аппарату все в наших руках, — обратился к госслужащим Г. Кукатов и призвал принять активное участие в мероприятиях данного направления.