ОБ ИСЛАМЕ ХАНАФИТСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ, НОВЫХ ХРАМАХ И ЭКСТРЕМИЗМЕ В ИНТЕРНЕТЕ

Когда «религиоведение» будет преподаваться в учебных заведениях в полном объеме, откроются ли в Атырау новые храмы, кто борется с экстремизмом в Интернете? Эти и другие вопросы наши читатели задавали директору областного департамента по делам религий Уразбеку КАСЫМОВУ в ходе «Прямой линии», организованной редакцией.

Наталья, жительница г. Атырау:

— Здравствуйте! У меня такой вопрос: одно время на улицах подходили люди с брошюрками, вроде «Бог — един», «Возлюби Бога» и проч. Сегодня этих представителей нетрадиционных религиозных течений не видно. Это — результат работы вашего департамента? И вообще, как часто вам приходится сталкиваться с фактами выявления в продаже запрещенной религиозной литературы?

— На сегодняшний день люди в целях личной наживы прибегают к разным способам заработка. Один из таких способов — продажа религиозной литературы. Зачастую продавцы религиозных книг даже не знают содержания и направление этих книг. В соответствии с Законом «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (ст. 9, пункт 2), распространение религиозной литературы, иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения допускается только в культовых зданиях (сооружениях), духовных (религиозных) организациях образования, а также в специально определенных местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы стационарных помещениях».Таким образом, запрещается продажа и распространение любой религиозной литературы на территориях, кроме выше упомянутых. В ходе рейдов по рынкам, магазинам и другим местам сотрудники ДВД Атырауской области на основе этой статьи конфискуют религиозную литературу у продавцов, которая направляется в департамент по делам религий для религиозной экспертизы. С конца 2011 года по настоящее время в наш департамент поступило 386 религиозных материалов. В случае выявления в содержании религиозных книг, брошюр, различных электронных носителей признаков разжигания религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан, наш департамент, руководствуясь статьей 6 Закона Республики Казахстан «О противодействии экстремизму», вносит в соответствующие органы предложения о принятии мер по запрещению их распространения.

Учащийся профтехлицея Талгат Н.:

— Почему в школах, колледжах не проводятся уроки религии? Почему устраиваются только «круглые столы»? Мне кажется, этого не хватает для широкого освещения этой темы. И еще, когда религиоведение будут преподавать специалисты?

— Я согласен с вами. На сегодняшний день в Министерстве образования рассматривают этот вопрос. Сейчас преподается религиоведение на факультативных занятиях, то есть отдельного предмета в учебной программе, действительно, пока нет. Как нет и хороших преподавателей. Факультативные занятия в основном сегодня в Атырау преподают учителя истории. Надо сказать, что на этих занятиях молодым людям рассказывают об общих понятиях о религии. Между тем специалистов-теологов готовят сегодня лишь в двух вузах страны — Евразийском университете имени Л. Гумилева и КазНУ имени Аль-Фараби. Сейчас в этом отношении у нас образовался вакуум, да, преподавать некому, но, уверен, за 5-10 лет нам удастся эту нишу пополнить.

Руслана, жительница п. Геолог:

— Где можно научиться арабской графике и проводятся ли курсы религиозной грамотности?

— В центральной мечети «Имангали» такие курсы проводятся — там изучают основы Корана и арабскую графику.

Ануар, работник радио:

— Можно узнать, идет ли контроль над несовершеннолетними детьми, посещающими мечети? Вдруг они пришли, например, во время школьных занятий?

— В пятницу, когда совершается намаз, мы устраиваем рейды. Участвуют инспекторы инспекции по делам несовершеннолетних, горакимат, управление внутренней политики. Так идет выявление. К слову, по новому закону «О религиозной деятельности» несовершеннолетние дети допускаются до мечети при наличии у них письменного разрешения родителей. Это в учебное время, на каникулах запретов нет.

Асель, 16 лет:

— Здравствуйте, я — учащаяся колледжа. Мне запрещают носить хиджаб. Приходится переодеваться за остановкой рядом с колледжем. Разве это не ущемление моих прав, как человека?

— В соответствии с вышеупомянутым Законом все учебные заведения, кроме религиозных, носят светский характер. Также в каждом учебном заведении существует свой Устав или документы внутреннего распорядка. Если в Уставе определена форма и вид одежды этого заведения, то необходимо ее придерживаться.

Сергей, студент Атырауского университета имени Х. Досмухамедова:

— Есть ли сегодня в Атырау религиозные сайты? И если нет, то почему?

— У центральной мечети «Имангали» есть сайт www.atyrau-islam.kz, у Римско-католической церкви www.catholic-kazakhstan.org/Atyrau. Православная церковь г. Атырау в скором времени планирует открыть свой сайт.

Нургазиева, пенсионерка:

— Как отличить традиционный ислам от других течений?

— В Законе «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» упомянуто, что Казахстан «признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа». Т.е. традиционным исламом в Казахстане является ханафитская правовая школа суннитского толка. Духовное управление мусульман (ДУМК) работает именно в этом направлении. У всех мусульман один Пророк, одна религия, одна Книга (т.е. Коран), одна сторона направления для молитвы (Кибла), одна Мекка для паломничества. В Казахстане у всех мусульман одна родина и одно государство. К сожалению, в нашем обществе есть группа людей, которые относят себя к сторонникам «чистого ислама». Эту группу людей считают заблудшими сторонниками традиционного ислама и представителей ДУМК.

Назымгуль Ахметовна, учитель:

— Духовное управление мусульман Казахстана объявило конкурс, предложив разработать свои религиозные атрибуты мусульманской одежды с учетом национальных традиций. Один такой конкурс уже состоялся в Алматы. Как вы считаете, это повысит роль традиционного ислама?

— Принятый Закон о религии не регулирует религиозную одежду верующих. Однако в нашем светском обществе неприемлема черная одежда никаб, т.е. означающая полную закрытость. Мусульманская же одежда, представленная на конкурсе, является всего лишь предложением для женщин-мусульманок, и каждый свободен в выборе одежды.

Саронова Марина, бухгалтер, мать двоих детей:

— Кто в  нашей стране борется с экстремизмом в Интернете? Ужас, чего там только нет — иногда в соцсетях открытым текстом призывают к Джихаду. Может, стоит заблокировать все эти сети, чаты. А вот проповеди священнослужителей, наоборот, почаще выкладывать на тех страничках, где молодежь больше всего «сидит»…

— Касательно вопроса закрытия экстремистских интернет-ресурсов сообщу, что Агентством по делам религий и другими государственными органами ведется постоянный мониторинг и выявление интернет-сайтов, содержащих материалы экстремистского характера, с последующим инициированием через Министерство связи и информации исковых заявлений в судебные органы по их закрытию. Так, 14 апреля прошлого года в Астане по решению суда сайты «hunafa» и «guraba» были признаны незаконными.

Асель Кубиева, жительница п. Балыкши:

— Зачем вообще нужен ваш департамент по делам религий? Хочу узнать — ваша работа заключается в профилактике различных религиозных, так сказать, негативных моментов? Вы только ходите везде и разъясняете?

— Агентство Республики Казахстан по делам религий — центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства, осуществляющий государственное руководство в сфере обеспечения межконфессионального согласия, прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию и иные функции в сфере деятельности, отнесенные к его компетенции. Согласно Положению об Агентстве наши основные задачи — это выработка предложений по формированию государственной политики в сфере обеспечения реализации прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями; всестороннее и объективное изучение, обобщение и анализ происходящих в стране процессов в сфере реализации прав граждан на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений, малочисленных религиозных групп и миссионеров; осуществление иных задач, возложенных на Агентство в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Взаимодействуя с религиозными организациями и общественными объединениями, мы будем вырабатывать реальные механизмы и принципы сохранения толерантности в казахстанском многонациональном обществе.

Азиза, студентка Атырауского института нефти и газа:

— Здравствуйте! Скажите, планируется ли в ближайшее время строительство новых храмов — мусульманских и православных? И еще — кто выбрал место под строительство церкви в микрорайоне «Привокзальный»? Кажется, оно не очень удобное — рядом рынок, много жилых массивов…

— Строительство новых храмов в Атырау было начато еще в прошлом году. Но из-за известных беспорядков, устроенных террористами прошлой осенью, строительство приостановилось. Сегодня можно сказать с уверенностью, что ведется стройка мечетей в с. Балкудук Курмангазинского района и с. Забурунье Исатайского района. В «Привокзальном» микрорайоне церковь также продолжает строиться. Кстати, место выбрал и благословил сам Архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний, и насколько я знаю, раньше на Руси церкви возводились как раз в самых массовых местах — рядом с рынками.

Фаина, домохозяйка:

— На прошлой неделе вынесли приговор участникам терактов в октябре в нашем городе. Мы очень надеемся, что больше такого в нашем мирном городе не повторится. А ваши прогнозы какие? Какова уверенность, что ничего подобного не произойдет?

— У нас хорошо действует исполнительная власть, у нас мощные силовые структуры, ничто и никто не может дестабилизировать наше общество. Хотелось бы отметить, что необходимы совместные, четкие и слаженные действия государственной власти и местного самоуправления, духовенства и общественности как в идеологическом, так и в правоохранительных аспектах, чтобы у наших граждан выработать общее неприятие к экстремизму.

 

БЛИЦ-опрос от «ПК»:

— Вы верующий? Если да, какую религию исповедуете?

— Да, я верующий — мусульманин. Придерживаюсь ханафитской правовой школы. Однако так как я являюсь директором департамента по делам религий, я придерживаюсь нейтральности.

— В нашем дружном государстве отмечают разные праздники. В том числе и Курбан Айт, и Рождество. Бывали ли вы в церкви, в костеле — поделитесь впечатлениями.

— Да, я был как в православных церквях, так и в католических костелах. Впечатления? Самые позитивные — я бывал, как правило, во время праздников, когда все очень красиво и торжественно.

— Вы посещаете святые места?

— Да, конечно. Я посещаю мавзолей Хаджа Ахмет Яссауи, Бекет-Ата, другие святые места. Посетив их, я читаю Коран и посвящаю это памяти умерших.

Подготовила

Надежда ШИЛЬМАН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна

Комментарии закрыты.

  1. KZZ

    почему девушки в хиджабе порою странно себя ведут: вчера гулял с племянником на дет.площадке и двое таких правильных девушек в хиджабе — какими они себя считают — лихо спускались одна за другой с горки при этом они ржали и гоготали. это было нелепон и странное шоу — их что, совсем никуда не выпускают и они не видели подобных атттракционов?