О расширении налоговой базы

o rasshirenii nalogovoj bazy 2 Новости

На днях состоялось заседание постоянной депутатской комиссии Атырауского областного маслихата по вопросам бюджета, финансов, экономики и регионального развития.

Тимур КАЗИЕВ

«ПРИПЛОД» ДЛЯ МЕСТНОЙ КАЗНЫ

В числе заслушивавшихся вопросов были вопросы об исполнении налоговых поступлений в 2021 г. департаментом государственных доходов по Атырауской области и расширения налогооблагаемой базы в 2022 г. По этому вопросу перед депутатами выступил заместитель руководителя областного департамента государственных доходов Нурпеис АКПАЕВ.

– Поскольку основной задачей департамента государственных доходов является пополнение государственного бюджета, хотелось бы остановиться на основных направлениях, выполняемых департаментом в целях увеличения поступлений бюджета. В местный бюджет в 2021 году поступило 408,2 млрд тенге. Объем налоговых поступлений вырос на 37,1 млрд тенге по сравнению с 2020 годом, перевыполнение составило 110%. За весь 2020 г. объем налоговых поступлений составил 371,1 млрд тенге. Так, основной удельный вес в поступлениях местного бюджета приходится на следующие налоги (по итогам 2021 г.): налоги с фонда заработной платы — 57%; налоги на собственность — 16%; акцизы — 10%; корпоративный подоходный налог — 10%; плата за эмиссии в окружающую среду — 5% и другие налоги — 2%, – проинформировал Нурпеис Акпаев.

Докладчик рассказал о темпах выполнения плановых показателей и роста поступлений в казну. В результате административной работы, проведенной фискалами по итогам 2021 года, план государственного бюджета выполнен на 101,6% и превысил на 24,4 млрд тенге больше запланированного объема. По сравнению с 2020 годом поступления стали выше на 23,2%, или 282,2 млрд тенге. В том числе: план республиканского бюджета выполнен на 101,4%, куда сверхзапланированного поступило дополнительно 15,5 млрд тенге денежных средств. А в целом поступления выросли на 28,9%, или на 247,1 млрд тенге; план местного бюджета выполнен на 102,2% и профицит в нем составил сумму 8,9 млрд тенге. Фактические налоговые поступления денежных средств в него выросли на 10,0%, или на 37,1 млрд тенге больше, чем за предыдущий год, как указано выше.

С ДОЛЖНИКАМИ РАЗГОВОР КОРОТКИЙ

Далее прозвучали данные о состоянии налоговой задолженности физических лиц. Так, по состоянию на 1 января 2022 года сумма налоговой задолженности физлиц по земельному налогу, налогу на имущество и транспортному налогу составила 266 млн тенге. На начало 2022 года налоговая задолженность физлиц по сравнению с началом января 2021 года (424,2 млн тенге) уменьшилась на 158,2 млн тенге. В текущем году частным судебным исполнителям было направлено 9075 налоговых приказов по налоговой задолженности на сумму 252 млн тенге. В результате чего 5147 физических лиц уплатили 216,5 млн тенге имеющейся задолженности. А 3941 приказ для налогоплательщиков на сумму 208,1 млн тенге был передан судебным исполнителям для принудительного взыскания. Кроме того, налоговиками для взыскания задолженностей по налогам на транспортные средства продолжаются совместные рейды с сотрудниками департамента полиции и частными судебными исполнителями. Кроме того, департаментом госдоходов постоянно ведется работа по увеличению поступлений в местный бюджет. В 2021 году в местный бюджет дополнительно поступило 12,7 млрд тенге по разным видам налогов и сборов.

О НАЛОГАХ В ГОДУ ТЕКУЩЕМ

По словам Н. Акпаева, для налоговиков определены задания по увеличению поступлений в местный бюджет на год нынешний. «Прогноз на 2022 год в местный бюджет составляет 419,5 млрд тенге, учитывая, что фактические поступления в прошлом году составили 408,2 млрд тенге, то, получается, что это на 11,3 млрд тенге больше», — сообщил он. Как и по информации за 2021 год заместитель руководителя облдепартамента государственных доходов дал расклад по итогам I квартала текущего года. Он сказал, что план государственного бюджета выполнен на 106,7%, и сумма профицита равна 34,1 млрд тенге. И по сравнению с соответствующим периодом 2021 г. поступления в бюджет увеличились в два раза и выросли до 293,9 млрд тенге. Из них план республиканского бюджета выполнен на 101,4% и с профицитом на 5,6 млрд тенге. Поступления в него увеличились в два раза, или на 268,2 млрд тенге, а план местного бюджета выполнен на 132,6%, составив 28,3 млрд тенге профицита. Поступления в него увеличились на 28,9%, увеличившись на 25,8 млрд тенге.

Однако в текущем году на поступления местного бюджета до конца года оказывают влияние следующие факторы: освобождение субъектов микро- и малого бизнеса от налогообложения на три года за период с 2020 по 2023 годы (потеря доходов в бюджет — на 3,0 млрд тенге); в соответствии с Посланием Президента РК, минимальный размер заработной платы будет повышен с 42500 тенге до 60000 тенге, а значит будет уменьшена доходная часть от налогов в бюджет от удержания заработной платы (потеря доходов на 1,6 млрд тенге); в текущем году в соответствии с программой бурения крупного недропользователя — налогоплательщика ТОО «ТШО» будет уменьшена плата за эмиссию в окружающую среду. Это связано с уменьшением количества вновь вводимых скважин, а значит, и объема загрязняющих веществ от сжигания природного газа.

Так, за I квартал т.г. плата за выбросы в атмосферу снизилась на 2 млрд тенге и до конца года ожидается, что плата за выбросы снизится на 10,3 млрд тенге. В 2021 г. введено в эксплуатацию 39 новых скважин, объем выбросов диоксида серы составил 24 884,1 тонны, за что ТШО уплатило в бюджет 17,9 млрд тенге. В 2022 г. планируется подключение 19 нефтяных скважин, выручка от платы за эмиссию ожидается в размере 7,6 млрд тенге;

в связи с завершением строительства проекта будущего расширения (ПБР) на Тенгизе в 2022 году запланировано освобождение 39,5 тыс. человек, из них 37,1 тыс. человек – это казахстанские граждане. По уточненным данным ТШО, в I квартале предполагалось освобождение 2357 человек, во II квартале – 9 382 человек, в III квартале – 12 296 человек и в IV квартале – 13 091 человека. То есть, из-за того, что уволенных работников до конца года станет больше, то и сумма средств, удерживаемых от индивидуального подоходного и социального налогов в бюджет, снизится на 28,2 млрд тенге.

Посчитали дома-«неведимки»

Озвучив предполагаемые цифры возможных налоговых потерь в госказну, Н. Акпаев поднял проблемные вопросы, и связаны они с налогообложением имущества физических лиц. Как он пояснил, в соответствии с пунктом 6 статьи 529 Налогового кодекса применяется коэффициент зонирования. Этот коэффициент зонирования учитывает месторасположение объекта налогообложения в населенном пункте и должен быть введен в действие местными исполнительными органами в срок не позднее 1 декабря перед следующим годом.

– Коэффициент зонирования применяется госкорпорацией «Правительство для граждан» при оценке стоимости недвижимости и влияет на сумму налога на имущество физических лиц. Отметим, что в Кызылкогинском, Макатском, Индерском, Исатайском районах коэффициент зонирования не принят акиматами. Стоит сказать, что несвоевременное принятие решений местными исполнительными органами данного коэффициента напрямую влияет на поступления в местный бюджет, — подчеркнул Акпаев.

Он привел данные ТОО «Атырау Энерго Сату» и государственной корпорации «Правительство для граждан», выявленные в результате проведения инвентаризации объектов недвижимости, зарегистрированных на праве собственности физических лиц, расположенных в пригородных сельских округах по городу Атырау. Так вот, в ТОО «Атырау Энерго Сату» количество абонентов по договорам электроснабжения составило 16819 физических лиц, а в госкорпорации «Правительство для граждан» зарегистрировано 14773 объекта, то есть выявлена разница в 2046 объектов. В связи с этим, для увеличения налоговой базы налоговики провели совместную работу с акиматом города Атырау и сельских округов, в результате чего было дополнительно зарегистрировано 117 объектов недвижимости. Кроме того, в регистрирующем уполномоченном органе не зарегистрированы жилые дома, расположенные в г. Атырау по следующим адресам: мкр.Водник, 23 улица – 6 объектов, мкр. Оркен 2, 34 улица – 16 объектов, мкр. Бирлик, 29 улица – 12 объектов. По данным объектам направлено письмо в акимат города Атырау. А как заверил представитель налогового органа, департамент госдоходов совместно с уполномоченными органами будет использовать все возможности для улучшения налогового администрирования во исполнение прогноза на 2022 год.

Помимо этого, Нурпеис Акпаев посетовал на то, что крупные коммерческие объекты занижают стоимость своих объектов, получая эту заниженную оценку с оценочных компаний. Этим, как правило, грешат крупнейшие в городе торговые центры. А это означает, что они и налогов меньше платят. На заседании депутаты подняли вопросы о том, чтобы органы государственных доходов озадачились путями пополнения прежде всего местного бюджета, учитывая, что налоговая нагрузка на наш регион выросла вдвое. Как известно, изъятия в республиканскую казну из областного бюджета удвоились. Это означает, что многие бюджетные программы на местном уровне уже сейчас испытывают нехватку финансирования. Будем надеяться, что и центральные органы власти войдут в положение и помогут региону в реализации начатых, но не завершенных проектов. Всего Атырауской области для их завершения требуются средства в размере 100 млрд тенге. Так что ждем обещанной финансовой помощи от республики в рамках реализации Комплексной программы развития Атырауской области на 2022-2025 гг.

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна