Неблагополучные
В Атырауской области на учете в полиции состоят 168 неблагополучных семей. Часто там вместо хлеба на столе водка, вместо совместного просмотра фильма или воспитательных бесед – скандалы с мордобитием. Как утверждают стражи правопорядка, нередко именно в таких ячейках общества растут будущие уголовники. В стране проводится республиканское профилактическое мероприятие «Быт», направленное на профилактику правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, выявление причин и условий их совершения, а также правовое воздействие на нарушителей, с индивидуальной профилактической работой. Особое внимание уделяется пресечению бытовых преступлений, совершенных в состоянии опьянения. Вместе с сотрудниками полиции мы посетили неблагополучные семьи и посмотрели на их жизнь. Увиденное буквально шокировало.
БЬЁТ – ЗНАЧИТ СЯДЕТ
В нашей рейдовой группе три сотрудника Атырауского городского отдела полиции №1 – заместитель начальника местной полицейской службы Нурбаба Калидуллин, инспектор по делам несовершеннолетних Шынар Нуршанова и участковый инспектор Алиби Сактаганов.
По пути нам рассказывают, что республиканское профилактическое мероприятие «Быт» проводится с 15 января. Сотрудники полицейской службы проверяют по месту жительства всех, состоящих на учете органов внутренних дел, склонных к совершению правонарушений в быту. Под пристальным вниманием неблагополучные семьи, а также родители, не исполняющие свои обязанности и злоупотребляющие спиртным и наркотиками. Созданы мобильные группы по выявлению таких семей и организации помощи им, а также детям, оказавшимся в неблагополучной социальной среде. И просят атыраусцев информировать о возможных фактах семейно-бытовых проблем и бытового насилия в семьях близких, знакомых, соседей и т.д. В Казахстане работает бесплатный телефон доверия 111, позвонив по которому можно получить консультацию о помощи жертвам бытового насилия. Стоит отметить следующий факт – с середины прошлого года полиция уже перешла от заявительного на выявительный характер регистрации бытовых правонарушений. Новые поправки дают возможность возбуждать дела об административных правонарушениях без заявления потерпевших по факту совершения бытового насилия. Для составления протокола будет достаточно показаний свидетелей, соседей, записей камер видеонаблюдения и видеорегистратора. Окончательное решение будет принимать суд. Кстати, возможность повторного примирения сторон исключается. Как известно, сейчас половина материалов по бытовому насилию прекращается в суде за примирением. Это происходит в результате уговоров или давления со стороны агрессора или родственников. Полицейские отмечают, что на совершение семейно-бытового насилия влияют социальная неустроенность, пьянство, наркомания, психические заболевания, изоляция и закрытость семьи, увлечение азартными играми.
По информации заместителя начальника управления местной полицейской службы департамента полиции Атырауской области Абзала Алипкалиева, в ушедшем году зарегистрировано 26 уголовных дел, заведенных по семейно-бытовым преступлениям. За январь 2023 года было выдано 251 защитное предписание, в январе 2024 года – 70. По статье 73 «Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений» Кодекса РК «Об административных правонарушениях» в нынешнем году оформлено 171 дело (за весь 2023 год – 2 844), по статье 73-1 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» – восемь (в 2023 году – 410), по статье 73-2 «Побои» в этом году – 79 (в прошедшем – 1 516).
СТАТУС –
ГРАЖДАНСКИЙ БРАК
Первой нашей остановкой стала видавшие виды двухэтажка по проспекту Азаттык. По обшарпанным ступенькам поднимаемся на второй этаж. Дверь открыла женщина средних лет, рядом – прильнувшая к ней маленькая девочка. Кроме этого ребенка, в семье растет еще мальчик-подросток. Сания, назовем ее так, сказала полицейским, что муж на работе, правда, тот перебивается случайными заработками. Брак не зарегистрирован. Одна беда – сожитель нажимает на алкоголь и тогда становится агрессивным, не дает спокойно жить. Избивает ее на глазах детей.
– А сейчас он не пьет, – почему-то хозяйка старалась убедить сотрудников полиции.
Женщина, скорее всего, постеснялась сказать, что накануне глава семейства опять «принял на грудь», и она решила его не пускать. Так пьяница едва не сломал входную дверь, требовал впустить. Стоял невообразимый шум, у соседей лопнуло терпение, и они вызвали полицию. Хотя, вполне вероятно, она боится потерять хотя бы минимальный заработок сожителя, за избиение его могут изолировать, вот и выгораживает. Сама не работает, а жить на что-то надо. Готова терпеть издевательства и дальше? А если в пылу ссоры дело дойдет не то что до синяков, а до более тяжких последствий? Подобное положение дел в расчет не принимается.
Трехлетняя кроха продолжала с любопытством смотреть на гостей, подпирая спинкой стену с обоями, вид которых свидетельствовал о том, что они поклеены не один десяток лет назад. В квартире воздух несвежий, да такой, что хотелось быстрее уйти. Сотрудники полиции провели беседу с женщиной, взяли на карандаш ситуацию с пьянством гражданского мужа. Будут принимать меры.
Наконец выходим и держим путь в направлении микрорайона Жилгородок, по другому адресу, известному людям в погонах.
Пока ехали, читая информацию в Facebooк, обратила внимание на пост сенатора Жанны Асановой на тему семейно-бытового насилия, в котором говорится о законопроекте по защите прав женщин и детей, который предусматривает ужесточение наказания за бытовое насилие. Он готов и совсем скоро поступит в Мажилис Парламента. В частности, сенатор отмечает, что в целом права человека в борьбе с насилием включают в себя гарантии индивидуальной безопасности, защиту от физического и психологического насилия, а также доступ к судебной защите и справедливому судопроизводству. Они направлены на предотвращение и пресечение проявлений насилия, а также обеспечение справедливого наказания для тех, кто его совершает. В 2023 году в результате семейно-бытового насилия погибли 69 женщин и семеро детей, поступило более 99 тыс. обращений, совершено 2 452 преступления против детей. Сенатор Ж. Асанова также подчеркнула, что в целом было очень много обсуждений на различных площадках, и она была на связи как с общественниками, так и с уполномоченными по правам детей и госорганами. Над законопроектом работала большая группа, состоящая из экспертов, нацкомиссии по правам женщин, уполномоченных по правам детей, госорганов, адвокатов и др. Документ готов, и буквально со дня на день зайдет в Мажилис. Законопроект включает в себя криминализацию насилия, то есть уголовную ответственность за побои и причинение легкого вреда здоровью (сейчас они в КОАП РК), отнесение их к категории уголовных правонарушений публичного обвинения, ужесточение наказания и исключение примирения сторон за все формы насилия в отношении детей.
В части профилактики это создание инфраструктуры помощи семьям, детям (открытие центров поддержки семьи, центров психологической поддержки детей); особые требования в Уголовном кодексе, в том числе психологическая работа с агрессором. Кроме того, проводится работа по увеличению количества сотрудников опеки до 1 650 человек (сейчас 309 на всю страну). Однако, как отметил Президент, «любые законодательные изменения не будут эффективны, если в обществе не будет полного неприятия, «нулевой терпимости» к любым формам агрессии и насилия». Укрепление института семьи, культивирование уважения к правам человека и личности, внутреннее взаимоуважение – если все эти составляющие в балансе, то вот оттуда и начинается родина, строительство чего-то сакрального и непоколебимого, под названием права человека. Все права личности и человека закреплены у нас конституционально и находятся под защитой государства, а вот их реализация – в нас самих.
Сенатор подчеркнула в посте, что «в стране проведены фундаментальные реформы политической системы, приняты демократические законы, провозглашено верховенство закона и общественного порядка, общество трансформировано в сторону модернизации, изменился политический менталитет нации, поэтому дороги в прошлое уже нет».
НЕ ДО ВОСПИТАНИЯ
В 4-этажном доме по проспекту Ауэзова живет семья Инны с двумя детьми. В ноябре прошлого года ее на тот момент несовершеннолетнего сына задержали как закладчика синтетических наркотиков. Мать регулярно «дружит» с водкой, поэтому состоит на учете в наркологии. Отец работает. Вот бы он попытался помочь справиться с ее пристрастием к «зеленому змию». Поднимаемся на самый верхний этаж. На небольшой лестничной площадке коробка с котами. Стучимся в квартиру Инны, оттуда доносится детский голос. Терпеливо ждем, но безрезультатно.
– Инна, – говорят в дверь люди в форме.
– Обычно, если она пьяная, то не открывает, – поясняет инспектор Шынар Нуршанова. Приходится нам уходить ни с чем.
СЕРАЯ ЖИЗНЬ
Наш профилактический объезд неблагополучных семей продолжился на территории пригородного поселка Водниково. Тут подучетная, назовем ее Жания, выпивает на пару с мужем. У них трое детишек, самому младшему ребенку четыре годика. Маленькая дочка находится в противотуберкулезном санатории. Во дворе дома настоящая свалка – какие-то железки, деревяшки и стойкий запах отходов жизнедеятельности человека, вызывающий отвратный рефлекс. Среди этого амбре сушится серое белье. Порог жилища усыпан окурками, поставить банку для этого тут не догадались.
Мадам, которая явилась практически следом за нами, а «была у подружки», постоянно заискивающе улыбается.
– Чем детей сегодня кормили? – поинтересовались полицейские, открыв полупустой холодильник.
– Как чем? Первым, вторым и третьим, – прозвучал бодрый ответ без какой-либо конкретики.
Живут они вместе с 73-летней бабушкой, которая «тащит весь мусор во двор». Чтобы все вычистить, потребуется несколько КамАЗов. Септика нет. Доходы семьи – периодическая шабашка главы семейства и пенсия бабули.
Самое показательное, что мы уже не первый раз посещаем злополучную семью Жании, в 2021 году также были вместе с сотрудниками полиции. Мамаша навеселе, свалка, среди запаха мочи серое белье на веревке. Нет, ничего не изменилось.
– Детей жалко, – высказались полицейские.
Разумеется, с неблагополучными семьями сотрудники полиции будут продолжать работать, контролировать, при ухудшении положения дел примут экстренные меры. Но они не няньки для взрослых людей. И как родителей заставить взяться за ум?
Светлана НОВАК