Нарастающий потенциал авиакомпании
Авиакомпании Air Astana, связывающей Казахстан с другими странами посредством воздушного сообщения, в этом году 15 мая исполнилось 20 лет. Несомненно, ее деятельность нацелена, прежде всего, на безопасные полеты пассажиров. И в этом неоценимая заслуга высококвалифицированных специалистов, которые готовят воздушные судна к полету.
Совсем недавно в ходе тура, который состоялся в в авиационно-техническом центре Air Astana, журналисты ознакомились с последними новостями авиакомпании и получили ответы на интересующие их вопросы.
В парке компании Air Astana, которая регулярно пополняется новыми самолетами и пользуется всеобщим доверием, на сегодняшний день насчитывается 37 самолетов. Большинство из них комфортабельные воздушные судна марки Airbus 320. Помимо этого, имеются авиалайнеры Boeing 767 и Embraer E2. Недавно авиапарк компании пополнился новым 8-м самолетом Airbus A321LR. Тот факт, что всем самолетам не более 5 лет, вызывает все больше доверия населения к авиакомпании. Для начала нам была предоставлена возможность ознакомиться с работой авиационно-технического центра обслуживания самолетов компании Air Astana.
В центре расположен ангар площадью 5,5 тыс. кв. м, построенный по канадскому проекту с использованием энергосберегающих технологий. В нем созданы все условия, при которых возможно обслуживание одновременно двух самолетов Embraer и двух воздушных судна марки Airbus. В этом центре помимо ангара расположены офисные помещения для сотрудников авиакомпании, склады запчастей, гараж для спецтехники, цех по ремонту комплектующих. Радует то, что большинство специалистов авиакомпании – это представители местного населения.
По словам менеджера по технической поддержке Air Astana Темирлана Багашара, главной новостью инженерно-технического департамента авиакомпании является то, что Air Astana самостоятельно проводит c-check проверку самолетов Airbus 320. На счету Air Astana – шесть таких проверок. Стоить отметить, благодаря этому компания экономит много средств. Не привлекая внешние ресурсы, компания вкладывает средства исключительно в свою техническую базу и персонал.
В настоящее время авиакомпания для проведения самостоятельного технического обслуживания вкладывает огромные средства, прежде всего, в приобретение дополнительного оборудования. Стоить отметить, что в авиационно-техническом центре обслуживаются и иностранные самолеты. В ангар прибывает около 15 авиалайнеров в месяц. Сейчас компания проводит технический контроль формы С1, в перспективе она планирует перейти на более сложный вид технической деятельности С2. Для этого Air Astana планирует также вложить большие инвестиции.
На встрече мы задали несколько вопросов вице-президенту по стратегическому развитию и правительственным связям Air Astana Ердаулету Шамшиеву и директору по продажам Исламу Секербекову.
– Увеличится ли количество рейсов в западных регионах нашей страны?
– Увеличение внутренних рейсов зависит от спроса населения. Среди казахстанских авиакомпаний имеются SCAT, Qazaq Air, не только мы. Как правило, каждый рейс имеет свою стоимость. Любая авиакомпания не может выполнять рейсы в ущерб себе. У каждого полета имеются свои определенные расходы. К примеру, это затраты на топливо, инженерно-техническое обслуживание, аэронавигацию, аэропортовые службы и другие услуги. Несмотря на степень заполняемости самолета пассажирами, все эти расходы мы берем на себя. При достаточном спросе авиакомпания будет заинтересована в увеличении рейсов. Что касается международных рейсов, Fly Arystan планирует расширить авиапарк для открытия новых авиарейсов. По западному региону есть чартерные рейсы в Грузию, Шарм-эль-Шейх.
– Казахстанцев тревожить дороговизна авиабилетов…
– Если приобретать билет за полтора месяца вперед, то стоимость билетов дешевле на 65% и цены на них средние. А у FlyArystan билеты очень дешевые, если их приобретать за полтора месяца вперед. Эта цена сохраняется до последней недели рейса. По поводу дороговизны билетов больше всего возмущались депутаты и предприниматели. Как выяснилось, многие из них приобретают билет за день до вылета. Естественно, он будет дорогим. Мы не можем продавать все билеты по очень низкой цене. Ведь компания должна возмещать расходы по перелету. Билет, приобретенный заранее, обходится намного дешевле. Например, студенты бронируют билеты заблаговременно на время каникул. Кроме того, существуют специальные льготы для молодежи в возрасте до 25 лет, детей и лиц старше 65 лет. Некоторые люди сравнивают с советским периодом. В то время на авиабилеты правительство выделяло субсидии. Как правило, субсидии – это средства, восполняемые налогами населения. Сегодня эта система уже не работает, рынок изменился. Что касается багажа пассажиров, то раньше в стоимость билета включалась 20% стоимости ручной клади, независимо от его наличия или отсутствия. Сейчас же, если нет багажа, пассажир за него не платит. Сегодня много людей, которые ездят без каких-либо чемоданов. Для удобства пассажиров была предоставлена возможность выбора, — отметил Ердаулет Шамшиев.
– Нанесла ли ущерб авиакомпаниям война на Украине?
– Россия — для нас огромный рынок. Если до пандемии в Россию летало 74 рейса в неделю, то сегодня нет ни одного рейса. Из-за геополитической ситуации прямые рейсы в Лондон, Франкфурт, Амстердам вынуждены выполняться через Южную Европу. Несмотря на увеличение расходов на топливо, аэропортовые услуги, аэронавигацию, цены на билеты мы не повысили. При выполнении европейских рейсов по другому кольцевому маршруту мы тратим дополнительные расходы. Это не повлияло на стоимость билета, но затраты увеличились. Сейчас мы пытаемся компенсировать убытки, открыв новое направление, — пояснил вице-президент по стратегическому развитию и правительственным связям Ердаулет Шамшиев.
– Компания Air Astana в 2012 году реализовала проект по присвоению имен известных казахских женщин своим авиалайнерам. Первые самолеты «Embraer 190» были названы в честь летчика-штурмана, народного героя Хиуаз Доспановой. Однако этот самолет был возвращен в лизинговую компанию. Можно ли назвать авиалайнер Airbus 320 или Boeing 767 в честь казахской героини Х. Доспановой, которой в этом году исполнилось 100 лет со дня рождения?
— Традиция Air Astana присваивать самолетам имена известных казахских женщин стала знаковым открытием для истории авиакомпании. Конечно, думаю, что мы рассмотрим вопрос о присвоении имени первого военного летчика из Казахстана Хиуаза Доспановой новому авианосцу, — ответил Ердаулет Шамшиев.
Компания, осуществившая свой первый перелет из Алматы в Нур-Султан, за 20 лет выполнила порядка 600 000 рейсов, перевезла около 60 миллионов пассажиров и более 250 000 тонн грузов. Что касается финансовых и производственных показателей, то в прошлом году валовый доход увеличился на 90% по сравнению с 2020 годом и составил 761 млн долларов США. Авиакомпания, понесшая убытки в размере 93,9 млн долларов США в два года назад из-за пандемии, в прошлом году получила чистую прибыль в размере 36,2 млн долларов США.
Сегодня авиакомпания, насчитывающая в своих рядах порядка 5 тысяч сотрудников, за 20 лет выплатила в казну страны 120 млрд тенге (более 500 млн долларов США) в виде налогов.
Air Astana в прошлом году открыла новые международные рейсы в Батуми (Грузия), Подгорицу (Черногория), Коломбо (Шри-Ланка) и Пхукет (Таиланд). Она также возобновила полеты по нескольким международным направлениям, включая Мале (Мальдивы), Лондон, Дели, Тбилиси (Грузия) и Душанбе (Таджикистан). 27 мая 2022 года авиакомпания запустила новый рейс из Алматы в Бодрум (Турция), а 2 июня — прямой рейс из Алматы в греческий город Ираклион.