Новости

Мопеды на дороге: теперь всё серьёзно 

Каждый мопед будет рассматриваться как полноценное транспортное средство, а его водители станут полноправными участниками дорожного движения. Но насколько это улучшит ситуацию на дорогах? «ПК» попыталась разобраться.

Президент Казахстана подписал поправки по обязательной регистрации мопедов. «Главой государства подписан закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации движения отдельных видов транспортных средств и цифровизации дорожной безопасности», сообщили в Акорде.

Почему это сделали?

Новые меры направлены на повышение безопасности. Как говорят статданные, с начала года в Казахстане произошло 962 ДТП с участием мопедов, в которых погибли 48 человек. А в Атырау, по данным прессслужбы департамента полиции Атырауской области, с января по сентябрь включительно зарегистрировано 142 ДТП с участием мототранспортных средств, в результате которых 69 человек получили различные травмы, а шестеро погибли.

mopedy na doroge2

Тем временем для некоторых владельцев скутеров необходимость получения водительских прав и регистрации может стать неприятным нововведением.

– Я рад, что закон приняли. Дороги действительно станут безопаснее, – делится мнением водитель мопеда Илья. – Но, возможно, было бы правильнее ввести отдельную категорию прав, как это сделали в России. Там до 50 кубов – категория «М», а у нас придётся сдавать на «А» или «А1», что не всегда удобно для тех, кто использует мопед для коротких поездок, – объясняет водитель.

Участник сообщества людей и машин «Драйв Атырау» Ренат Джураев полностью согласен с необходимостью получения водительских прав для скутеристов. А также с обязательной регистрацией их транспортных средств.

– Обычно отношусь к скутерам нейтрально, но несколько раз видел, как они создавали аварийные ситуации, устраивали трюки на дороге, и даже был свидетелем небольшого ДТП. Лично у меня был случай, когда меня «подрезали». Скутеристы обогнали меня на дороге с трёхполосным движением, находясь на средней полосе, на скорости около 60 км/ч, после чего ездили без рук на руле. В такие моменты возрастает риск падения, получения травм или наезда на самого водителя скутера. К тому же, шум от их глушителей, уверен, многим жителям уже порядком надоел, – рассказывает автолюбитель.

Ренат уверен: продажу скутеров следует разрешить только лицам старше 18 лет, потому что в 16 у многих ещё нет чувства ответственности и инстинкта самосохранения. В Атырау часто встречаются молодые водители скутеров, которые катаются без шлема.

– Конечно, и среди автолюбителей есть нарушители, но на скутере любая ошибка может закончиться трагедией – человек рискует попасть под автобус, грузовик или легковое авто. Родители, покупающие такие транспортные средства своим детям, часто не задумываются о последствиях. К этому же списку можно добавить электровелосипеды и электроскутеры, которые тоже малозаметны на дороге, особенно в тёмное время суток, – делится Ренат Джураев.

Почётный гражданин города Атырау Ерболат Даулетказиев считает, что сам по себе этот закон не решит проблему безопасности, нужны дополнительные меры.

– Права – это не гарантия, ведь всегда найдутся те, кто получит их нечестным путём. Важно создать условия для безопасной езды, например, отдельные дорожки для скутеров. Это точно поможет сократить количество аварий. Кроме того, учить безопасности нужно с детства. Сейчас в школах на каждом классном часе уделяется внимание теме безопасности – как на дорогах, так и в других ситуациях. Это – правильный шаг, но его нужно было сделать раньше. В наше время про неё объясняли всегда, и каждый знал, как вести себя на дороге. А ещё важен момент с воспитанием. Была у меня ситуация: скутерист меня подрезал, я остановился, чтобы спокойно всё обсудить, но он начал общаться со мной как с ровесником, хотя я гораздо старше. Это показывает, что важно учить не только правилам, но и уважению к другим, – рассказывает Ерболат Гусманович.

Заведующий отделением травматологии Атырауской областной детской больницы Сергей Хван уверен: новый закон потенциально может улучшить ситуацию на дорогах.

– Правильно сделали, что включили скутеристов в число участников дорожного движения. Они будут сдавать экзамен, знать правила, но важно, чтобы действительно соблюдали их на дорогах. Посмотрим, как нововведение начнёт действовать, и будем следить за статистикой ДТП с их участием. Тогда станет понятно, насколько эффективны эти меры, – делится мнением с  «ПК» врач.

Права получите в… Уральске. Пока

В статье «Малый транспорт, большой хаос» (см. ПК от 09.05.2024) скутеристы жаловались на отсутствие возможности сдать экзамен на права для данной категории, что создавало неудобства для водителей мопедов. Приехав в СпецЦОН города Атырау, мы выяснили, что и после введения закона пока что сдать на права для управления скутером не получится. По словам сотрудника СпецЦОНа, экзамен на эту категорию транспорта планируется только со следующего года. А ближайший регион, где можно получить права на мопед, это Уральск.

В Ассоциации автошкол города Атырау  рассказали, что уже можно пройти теорию на права «А1» и «А». Это также рекомендуется тем, кто уже разъезжал на мопедах.

Что касается самих правил сдачи, то, согласно информации на сайте Kolesa.kz, в пункте 48 Правил приёма экзаменов и выдачи водительских удостоверений на практике кандидаты должны пройти 10 заданий, таких как «Старт», «Габаритный коридор», «Проезд регулируемого перекрёстка», «Проезд нерегулируемого железнодорожного переезда», «Габаритный полукруг» и другие. Однако, как сообщается на том же сайте, набор и порядок упражнений могут отличаться в городах – в одном из спецЦОНов Алматы кандидаты выполняли всего восемь упражнений.

А ещё законопроект вводит новое понятие – «средняя скорость», которая будет автоматически высчитываться на определённых участках дорог. Приборы будут фиксировать, сколько времени понадобилось скутеристу для прохождения определённого участка, и делить его на расстояние. Это сделано для контроля скорости на участках трасс, где нет объездных путей, для снижения аварий из-за превышения скорости. Однако, по информации пресс-службы департамента полиции Атырауской области, в регионе таких приборов пока нет.

Закон предусматривает и другие изменения: водители, лишенные прав за управление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не смогут сдать экзамены для получения водительских удостоверений в течение 7-8 лет.

Все эти новшества направлены на повышение безопасности на дорогах, однако многое ещё предстоит сделать. Как мы поняли, послушав мнения водителей и специалистов, важно не только обеспечить контроль за выполнением новых правил, но и продолжать развивать инфраструктуру и культуру вождения. Только так дороги смогут стать безопаснее.

Георгий Шапошников

Корреспондент

Статьи по теме

Back to top button