Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Сердце щедрое ты иметь обязан»
Зачем переводить Библию на казахский язык? Почему не обязательно давать милостыню деньгами? Какой большой грех мы совершаем и как этого можно избежать? Читайте в эксклюзивном интервью «Прикаспийской коммуне» митрополита Астанайского и Казахстанского Александра.
Не так давно в Атырау побывал митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Оказался он у нас буквально проездом, привозил святыню – Пояс Богородицы. Однако митрополит успел провести богослужение. А позже пообещал ответить на вопросы «ПК». И вот к Рождеству Христову, одному из главных православных праздников, священнослужитель уже из столицы прислал ответы на наши вопросы.
– Митрополит Александр, хотели бы с вами поговорить на такую тонкую тему: почему в последнее время люди стали жестокими? То и дело слышим новости об очередном насилии в семье, об изнасиловании детей. Что делать? Есть ли выход?
НЕ ОБИДЕТЬ СЛАБОГО
– Благодарю за возможность в преддверии Рождества Христова пообщаться с читателями этого известного в регионе издания.
Заданный вами вопрос весьма актуальный. В 2020-м году во всем мире разразилась эпидемия коронавируса, парализовавшая нормальную жизнь в числе прочих стран и в нашей республике. За пандемией последовала не менее опасная в социальной и политической жизни международная конфронтация. Все эти события изменили привычный способ устройства общественной жизни, весь мир стал у порога серьезных и непредсказуемых процессов. Противостояние цивилизаций в очередном витке истории вступило в острую фазу. Хотел бы напомнить, что в таких обстоятельствах мы призваны, невзирая ни на что, проявлять милосердие и любовь, не позволять, чтобы нами овладевали уныние и отчаяние. Поделюсь с вами некоторыми размышлениями. В 2016 году произошла страшная трагедия – разбился самолет, на борту которого было много талантливых и известных людей. Среди погибших была врач, посвятившая свою жизнь заботе о больных и умирающих, – Елизавета Глинка, или, как чаще ее называли, «доктор Лиза». У нее есть много интересных и назидательных размышлений о жизни. Хотел бы вспомнить одно из них.
«Однажды, – рассказывала Елизавета Петровна, – у меня на руках умирал от рака священник. Я спросила его: какой грех самый большой? А он ответил: «Самый большой грех – обидеть слабого». Почему? «Потому что это легче всего сделать…» Эта мысль меня поразила – самый тяжкий грех сделать легче всего».
Действительно, как легко порой мы раним наших близких, особенно тех, кто не может нам возразить, ответить. Зачастую мы причиняем боль не столько дурными поступками или обидными словами, а холодным равнодушием, безучастностью, невниманием. Именно с себя, со своей жизни, со своих слов и поступков надо начинать изменять окружающую действительность к лучшему.
Темой новогодних пожеланий всегда является счастье. Православие ставит счастливое состояние человека или общества в теснейшую связь с отношениями этого отдельно взятого человека, семьи или группы людей с Богом. И здесь на самом деле нет никакой тайны или чего-то невероятного для осуществления, все предельно просто – наша жизнь становится угодной Всевышнему, если мы делаем добрые дела. Давайте посмотрим вокруг: в добрых делах, в живом участии, в нашей поддержке нуждаются очень многие – от самых близких, с которыми мы живем, до тех, с кем мы встречаемся изредка, а, может быть, первый и последний раз в жизни. Если мы научимся делать добро, бескорыстно и смело, если мы сделаем это частью своей жизни, мы станем счастливыми людьми. Вот это хотелось бы пожелать самому себе и всем, кто будет читать это интервью.
К одному из моих знакомых архипастырей после его проповеди о деятельной любви к ближнему подошел человек и сказал: «Владыка, Ваша проповедь не для нас, обычных людей. Эти слова надо говорить богатым и состоятельным людям. Вот чем я могу помочь нуждающимся? У меня нет большого кошелька». На что епископ ответил: «Да, кошелька большого у тебя может и не быть. Но сердце большое и щедрое ты иметь обязан». Творить добро можно разными способами. Не всегда проблема заключается в отсутствии материальных средств, и даже нуждающемуся в деньгах человеку важна не просто поданная в руку монета, а необходимы доброта, участие, понимание.
В воспоминаниях митрополита Сурожского Антония (Блума) есть рассказ из его молодости. Однажды суровый, строгий преподаватель гимназии, проходя по улице, остановился перед нищим. Он не подал ни одной монетки, а снял шляпу и о чем-то поговорил с нуждающимся. После чего нищий был весьма обрадован и душевно растроган. Когда наблюдавшие за этим гимназисты задали преподавателю вопрос о том, как он, не подав милостыни, смог обрадовать человека, учитель ответил, что просто поговорил с бедным, извинился, что не может помочь деньгами, так как беден сам, расспросил его о жизни и сам немного рассказал о себе. Владыка Антоний вспоминал, как этот несчастный потом говорил, что никогда за всю свою жизнь он не был так обогащен, как в тот день, потому что с ним поступили не как с нищим, а как с человеком.
Говоря о добром отношении к ближнему, хотел бы вспомнить высказывание философа: «Кто хоть раз доставил другому радость сердца, тот улучшил тем самым весь мир; а кто умеет любить и радовать людей, тот становится художником жизни».
ГДЕ ТЕМНО –
МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВЕТОМ
– Между тем, к сожалению, в Атырау участились случаи суицида. Все веры, в том числе и православная церковь, запрещает самоубийство. Что делать, чтобы предотвратить наложение рук на себя?
– Необходимо научиться ценить жизнь, дорожить этим величайшим даром Божьим. А еще с самого юного возраста необходимо учиться быть благодарным Богу и людям. Самоубийство – это всегда тягчайший грех и страшная трагедия. Необходимо помнить, что вину такого человека нередко разделяют окружающие его люди, оказавшиеся не способными к действенному состраданию и проявлению милосердия. Вместе с апостолом Павлом церковь призывает: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Послание к Галатам: 6 глава, 2 стих), «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Послание к Римлянам: 12 глава, 15 стих). Мы не можем и не должны пребывать в беззаботном состоянии, зная, что рядом есть люди, не обретшие радости жизни, страдающие, скорбящие, одинокие, обездоленные или мучимые болезнями. Хотел бы процитировать прекрасные слова уже упомянутого мной митрополита Сурожского Антония, известного церковного деятеля прошлого века: «Где темно – мы должны быть светом. Где веры нет – мы должны принести уверенность веры. Где надежды больше нет – мы должны сиять надеждой. Где гаснет любовь – мы должны быть непобедимой любовью».
Сила веры, мудрость и рассудительность требуются в первую очередь родителям, которые должны воспитывать своих детей в рамках традиционных религиозных и моральных устоев, давать им истинный смысл бытия. Поскольку именно подростков и молодых людей подстерегают в наше время непростые испытания, на них обрушивается пропаганда ложных этических и мировоззренческих ценностей.
Человеку необходимо иметь цель своего бытия. Никакие блага цивилизации не в состоянии наполнить жизнь человека подлинным смыслом, потому что они не дают душе ни знания, ни зрения вечности. Только вера в Бога наполняет смыслом все устремления и поступки человека, дает силы совершить жертвенный подвиг. Жизнь следует посвятить тому, за что не страшно умереть. Цель жизни православного человека – в служении Богу и ближнему. Хорошо известны слова святого Евангелия: «Нет любви большей, как если кто положит душу свою за други своя» (От Иоанна, 15 глава, 13 стих). В одной древней молитве есть такие замечательные строки: «Помоги мне, Господи, не столько искать утешения, сколько утешать, не столько искать понимания, сколько понимать, не столько искать любви, сколько любить. Ибо кто отдает – тот получает, кто забывает себя – вновь себя обретает, кто прощает – тому прощается».
– Вы привозили в Атырау святыню – Пояс Богородицы. Говорят, к ней в основном прикладываются те, кто просит о ладе в семье. Можно ли людям посоветовать чаще приходить в собор? Или дело не только в святыне – нужно самим работать, над, так сказать, погодой в доме?
– В Евангелии от Иоанна мы читаем строки о явлении воскресшего Спасителя апостолу Фоме. Это повествование хорошо известно многим. Господь, обращаясь к усомнившемуся ученику, говорит: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (От Иоанна, 20 глава, 2 стих). И сегодня, когда в сердца людей активно всеиваются семена неверия, порой цинично высмеиваются возвышенные религиозные истины, подвергаются сомнению непреложные духовные и нравственные начала, человеку необходимо прикосновение к святыне, сияющей огнем благодати, чтобы ощутить реальность горнего мира, реальность Божественного присутствия. В этом – главная цель принесения Пояса Пресвятой Богородицы и иных святынь – помочь людям найти путь к Богу, ощутить уже здесь, в материальном мире, реальность и силу Небесного Царства.
Посещать храм необходимо не только по случаю принесения святынь или больших праздников. Для человека верующего храм – самое дорогое и любимое место на земле, поскольку именно здесь происходит духовное преображение и очищение человеческой природы. Каждый момент человеческого бытия освящается в храме посредством таинств и священнодействий. И древние святые, и праведники, жившие совсем недавно, так говорили: «Храм – земное небо». Святитель Иоанн Златоуст, великий церковный иерарх, живший в IV веке, учит: «Одно Господи помилуй, сказанное в храме, действеннее тысячи поклонов, сделанных дома». Поэтому в воскресные и праздничные дни с радостным сердцем будем устремляться под эти священные своды. И не только сами станем прибегать под благодатный церковный покров, но и учить своих детей и внуков почитать храм Божий и любить богослужения.
ПРО МОЛИТВОСЛОВ НА…
КАЗАХСКОМ
– Слышала, что в Атырау священнослужитель по нации казах. Расскажите, пожалуйста, об этом и в целом – что вы думаете о мире и согласии в Казахстане.
– Наша страна является светским государством, но традиционные религии и в первую очередь ислам ханафитского направления и православное христианство в казахстанском обществе занимают особое положение; они являются не только значимым фактором межнационального согласия и социальной стабильности, но и одним из источников сохранения и укрепления исторической памяти, народной культуры, морали и непреходящих нравственных идеалов. Президент Республики Казахстан, многоуважаемый Касым-Жомарт Кемелевич Токаев отмечает: «Религии во все времена выполняли базовую функцию воспитания. Коран, Библия, Тора и другие священные писания пропитаны идеями гуманизма, сострадания и милосердия. Они отвергают агрессию, не приемлют радикализм, осуждают насилие, проповедуют толерантность и умеренность».
Существует незыблемый закон бытия – дух творит себе формы, и внутреннее духовное состояние человека, общества или народа, определяет состояние всей окружающей атмосферы, путь развития или напротив угасания в самых разных сферах существования. Успехи Казахстана на международной политической арене, достижения в области экономики, науки и культуры за годы независимости были достигнуты благодаря опоре на прочный фундамент духовно-нравственных ценностей, в числе которых многовековые традиции братолюбия, добрососедства и взаимопомощи. В нашей стране сформировался феномен, который получил название «казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия», который стал известен во всем мире. Визитной карточкой благословенной земли Казахстана стало проведение Съезда лидеров мировых и традиционных религий в столице страны.
Паства православной церкви Казахстана многонациональна, поэтому нет ничего удивительного в том, что среди духовенства есть этнические казахи. В прошлом году мы начали большой и значимый проект – перевод книг Священного Писания на казахский язык. Издание книг Библии на казахском языке имеет неоценимое познавательное и историко-культурологическое значение. Появление этого перевода предоставляет возможность огромному числу людей ознакомиться на родном языке с величайшим литературным памятником человечества, на котором базируется значительная часть всей мировой культуры. Перевод Библии на казахский язык является хорошим стимулом к его изучению и пониманию и, конечно же, серьезным и значимым вкладом в духовное и интеллектуальное развитие многоконфессионального и многонационального Казахстана – нашего общего Дома. В 2023-м впервые в Казахстане издан молитвослов на казахском языке.
В завершение нашего общения хотел бы поздравить читателей с Новым годом. В минуты прощания с прошлым сердце человека наполняется надеждой на благие перемены, на то, что все огорчения и скорби останутся по ту сторону исторического рубежа времен. И дети, и взрослые в рождественские и новогодние вечера мечтают о чуде. Все мы желаем, чтобы в нашей жизни чудесным образом многое изменилось к лучшему. Хотел бы вспомнить по этому поводу слова священноисповедника Николая, митрополита Казахстанского: «Чудеса возникают там, где есть способность прощать и любить». Каждый, кто хочет повернуть свою жизнь к лучшему, пусть сделает эту фразу руководством в своих мыслях, словах и поступках. Сегодня особенно важно ценить братолюбие и согласие, прилагать усилия к прекращению раздоров, ссор и бессмысленных споров. Призываю всех в священные дни рождественских праздников умножить молитвы о прекращении вражды, искоренении ненависти и злобы, умножении любви, чтобы люди могли жить в мире и спокойствии, принося Богу дары, открывающие перед ними врата вечности.
Надежда ШИЛЬМАН